Музыка, ставшая судьбой
Наш корреспондент беседует с Валентиной Дмитриевной Лапшаковой, директором школы музыкантских воспитанников, отличником народного образования, 25 лет проработавшей в школе.
!I1!
— Валентина Дмитриевна, давайте вместе с вами удивимся
этому замечательному факту: в феврале 1943 года, в самый
разгар войны, в Иркутске создается школа музыкантских
воспитанников. Казалось бы, до этого ли стране в такое
время… И вот ей уже 60 лет, да еще и 23 февраля,
— двойной праздник. Как попадают к вам ребята?
— Прежде всего это музыкально одаренные дети, их
прослушивает во время приема конкурсная комиссия. Конкурс,
кстати сказать, у нас немаленький. Это дети-сироты,
дети из неполных, малообеспеченных семей, у многих
из них это единственная возможность дать ребенку музыкальное
образование. Они приходят к нам в 6-7 лет. Смотрим данные:
голос, ритм, слух. Набираем по одному классу — 25 человек,
больше, к сожалению, не можем. Обучаются 8 лет. Здесь
же они живут, учатся не только музыке, но и общеобразовательным
предметам. Сейчас таких школ
в России осталось только три. У нас есть хор мальчиков,
девочек (девочек поступает меньше), есть хор уже старших
групп. О школе приходится слышать замечательные отзывы
— недавно по Российскому радио один дирижер назвал
ее лучшей в России. Содержит ее город, но и область
очень помогает, спонсоры. Сегодня учатся 200 человек.
— Бывают случаи, когда с ребенком приходится расставаться?
— Увы, бывают, но очень редко. Сначала вроде бы конкурс
он прошел, а потом обнаруживается отсутствие музыкального
слуха. И ребенку тяжело, и родителям. Но тут уже ничего
не поделаешь.
!I2!
— Куда же идут ребята после школы?
— Мы их всех устраиваем сами, независимо от того, сирота
он или есть родители. Большинство идут учиться дальше
— поступают в музучилища, в основном в Москве, в военные
оркестры, где они играют и учатся одновременно. Потом
некоторые могут поступить в консерваторию. Инструменты
ребята изучают в основном духовые — кларнет, туба,
флейта, труба, валторна — конечно, на этих инструментах
работают в основном юноши. Хотя в прошлом году наш мальчик
на всероссийском фестивале занял первое место по фортепиано.
Его заметили московские профессора и приглашают учиться
дальше. Такие поездки на конкурсы были раньше частыми, сейчас это
не получается: нужны деньги, а их не хватает. 12 человек
из 19 нынешних выпускников уже устроились в Москве.
Бывает, что выпускники становятся и курсантами военных
училищ. Они не становятся профессиональными музыкантами,
но музыка будет с ними всегда.
— Сколько же человек занимается с ребятами?
— Педагогов, воспитателей и т.п. у нас 120 человек.
Общеобразовательным
предметам уделяется такое же внимание, как и музыке,
ведь жизнь может повернуться как угодно.
Коллектив у нас стабильный, случайных людей не
бывает. Тут ведь надо любить детей как своих, без преувеличения,
воспитывать их, оберегать, они ведь совсем малыши.
И дети ценят это. Вы почитайте письма выпускников
— как они рвутся сюда хотя бы на два-три дня, какие
слова говорят. И радуемся, и горюем вместе, как в
одной семье. Бывает порой так тяжело, кажется, все бросил
бы, убежал. Потом услышишь, как ребята играют, поют,
— сердце отойдет, успокоится. На душе светло; ради
таких мгновений и живешь.
!I3!
Люди отдают школе всю жизнь без остатка. 36 лет работает
здесь Галина Анатольевна Середина, 30 лет она была завучем
по музыке. Рафаэль Иосифович Варшавский, засл. артист
России, — преподаватель по классу кларнета,
он просто прирос к школе. Савельева Татьяна Валентиновна
— математик, любимый учитель всех учеников. Галина Иннокентьевна
Максимова, учительница русского языка и литературы,
тоже 30 лет в школе; Елена Павловна Лазарева, социальный
педагог, 40 лет работает. Все сделает для того,
чтобы устроить ребенка и с жильем, и с учебой, и с работой.
Я могла бы называть больше и больше имен. Некоторые
закончили институты — и снова вернулись сюда. Разве
вернешься туда, где тебе было плохо?.. И я рада, что
с таким коллективом работаю, живу, воспитываю ребят.
Музыка в жизни обездоленных детей… Такой подарок,
такую профессию жизнь дарит далеко не всем. По
устоявшейся традиции родное государство спешит вложить
шестнадцатилетним в руки то гаечный ключ, то мастерок.
В этом нет ничего дурного, только не нужно говорить,
что это самый лучший старт для того, кто не имеет поддержки
близких. Я разговаривал с ребятами, которым скоро выпускаться.
Очень существенный момент: они знают, куда пойдут после
интерната. Так уж сложилось, что школа музыкантских
воспитанников не поступает со своими питомцами по принципу
«С глаз долой — из сердца вон». Устройством ребят занимается
всеми любимая здесь Тамара Александровна Лягутова, заслуженный
учитель России, старейший преподаватель. Есть в России
оркестры, где наших юных музыкантов принимают охотно,
зная марку этого учебного заведения: Москва, Калининград.
Раньше была Чита, разумеется, Иркутск.
Гордится школа Виталием Баяндаевым, который играет в
Первом отдельном образцово-показательном оркестре Министерства
обороны Российской Федерации. А один выпускник попал
даже в Колумбию, работает там профессором музыки.
Директор подчеркнула, что у них невозможно работать,
если не любишь детей. Сегодняшние питомцы детских домов
мало похожи на детишек с трогательных сусальных открыток.
Она с гордостью рассказывает о своем коллективе, талантливых
педагогах-музыкантах, которых знает весь город. Что
бы они делали без мастера по ремонту инструментов Владимира
Андрияновича Васильева? Благодаря ему многое в оркестре
еще играет! Но проблема уже серьезная. Нужно покупать
новые инструменты, а это огромные затраты. Да
что инструменты! Ложки и вилки интернат принял бы с
благодарностью. В большом хозяйстве на 200 детей нужд
много.
* * *
А теперь давайте приведем письма ребят. Незатейливые,
нескладные (по стилю) строчки говорят о многом… Итак,
пишут выпускники:
… Когда я слушаю музыку по радио или бываю на концертах,
я все время вспоминаю нашу школу. Я любил в детстве
песни, слушать любил их, но ничего не знал о музыке.
И когда я учился в школе, изучал сам музыку, я еще и
тогда не понимал, как она прекрасна. Я с глубокой любовью
вспоминаю таких людей, как Я.М. Голдапель, Ильичева,
Улищев, В.Ф. Сипайло, Г.С. Недбай, Толочко, Злобин.
Они заложили первые искорки любви к настоящей музыке
и искусству в мою детскую душу.
Музыка — это все прекрасное, что создано на земле,
и не любить ее — значит не любить солнце, землю, людей
и все прекрасное, что окружает нас.
Когда я слушаю «Баркароллу» Чайковского, то мысленно
вижу все своими глазами и чувствую, о чем говорит
каждый звук этой мелодии. Ребята! Когда я учился в школе, я
так же, как и вы теперь, наверное, мало обращал внимания
на то, что говорили мне преподаватели по сольфеджио,
теории музыки в спецклассе и в оркестровом классе. Тогда
я тоже думал, что можно и без музыки прожить, но после
понял, как глубоко был не прав я и все те, кто так
думал о музыке. Музыка — это такое искусство, успехи
в котором достигаются только упорным трудом. Нужно приложить
много усилий и труда, чтобы изучить и понять его. Горько
становится тогда, когда ты, пробыв в школе и выйдя из
нее, сам понимаешь, как мало ты узнал, мало прилагал
усилий, чтобы понять все и узнать. А ведь столько усилий
и труда прилагают наши преподаватели для того, чтобы
передать ученику все, что они должны и могут познать
в искусстве.
Мне, как бывшему воспитаннику нашей школы,
хочется сказать еще и о дисциплине, о чести, о товариществе.
Ведь все качества человека воспитываются с детства.
И мне хочется сказать, что дисциплина, труд в музыке тоже
играют огромную роль. Как учатся воспитанники, как они
ведут себя — все это отражается на их знаниях. И дорожить
честью школы нужно всегда и всем.
Для того, чтобы вы стали настоящими музыкантами, чтобы
не было потом обидно за годы, проведенные бесцельно
в школе, я вас просто, как товарищ, призываю: «Учитесь,
относитесь к занятиям добросовестно, берите все полностью,
что дают вам преподаватели, дорожите честью своей школы,
с любовью относитесь к своим инструментам.
Я призываю вас, ребята: учитесь настойчиво, терпеливо.
В музыке, как и вообще в искусстве, нет легких дорог,
а поэтому не страшитесь, если перед вами будут трудности».
Нужно все превзойти, и тогда достигнешь своей цели.
С искренним приветом к вам бывший воспитанник школы
Николай ГАЛИНСКИЙ.
Здравствуйте, уважаемый директор, а также педагогический
коллектив, воспитатели и все остальные!
Сразу же хотим сказать вам всем огромное спасибо за
теплую встречу в любимом городе Иркутске.
С каждым годом, взрослея, мы больше понимаем ту ценность,
которую предоставляет нам школа бесплатно. Пообщавшись
со своими однокурсниками, многие ребята завидуют нашему
отдыху. Наши гости-москвичи остались с большими
впечатлениями. Такой отдых у них впервые в жизни: поход
на Байкал, купание, рыбалка, еда, от которой они забалдели,
как дома.
Наш дом показался им своим домом, вот так им понравилось
в гостях. Попросили передать огромное спасибо за все.
До скорых встреч!
Ваня, Юра, Сергей.
Здравствуйте, Валентина Дмитриевна, а также педагогический
и воспитательный коллектив!
Даже и не знаем, как начать свое письмо.
У нас пока, слава богу, все хорошо. Учимся неплохо,
правда, с тройками, но это явление временное, потом будут
четверки и пятерки. Дела идут нормально. Здоровье у
всех хорошее.
За последнее время у нас столько интересных выездов
было, что если все описать, то листочка не хватит и
много времени займет. Но об этом приятно писать.
Как вы уже знаете, мы принимали участие в программе
«Поле чудес», также приглашали нас «Лото-миллион»,
но мы отказались, т.к. время каникул было, в общем, как-то
не до этого. В ЦДРИ был выезд ко дню 23 февраля, всем
нам очень понравилось. Четвертый курс так здорово выступил,
что публика от удовольствия просто балдела. Нам, т.е.
Ване, Юре, Сергею и еще двум воспитанникам, после концерта
подарили очень хорошие подарки. Это были костюмы, кроссовки
и книги о маршале Жукове.
6 марта ездили в концертный зал «Россия». Там мы
дарили цветы всем женщинам. Как всегда,
мы — это самый лучший подарок для всех. Концерт всем
очень понравился.
Вот так мы живем. И сейчас у нас началась подготовка
к очень ответственному мероприятию —
параду на Красной площади. Так что смотрите 9 Мая парад по телевизору,
мы, как всегда, будем его открывать.
Здоровья вам, счастья в личной жизни, успехов во всем
и всего самого хорошего.
А всем воспитанникам — хорошей учебы.
Искренне ваши Ваня, Юра, Борис, Сергей.
…Уже 5-й год, как мы в разлуке с родной школой, а
все по-прежнему хотим обратно. Нет, нам никогда не позабыть
эти времена, что вы, учителя, так внимательно следили
за нами, воспитывали и дарили нам свои знания и любовь.
В юном возрасте мы мало что понимали, но зато теперь,
когда вы дали нам путевку в жизнь, мы очень ценим вас
и гордимся, что вы есть. Спасибо всем учителям, всем нянечкам
и воспитателям, медперсоналу и поварам.
Ведь помнятся те слова Тамары Александровны и Елены
Павловны: «Дорогие наши мальчики! Сейчас у вас в жизни
настал такой момент, когда надо выбирать и вершить свою
судьбу. Придете вы в училище, там будет нелегко, но
4 года быстро пролетят, и вам снова придется куда-то
поступать. Опять все сначала, будто бы в первый класс,
но уже в консерваторию, где нужно будет собраться со
всеми силами и идти до конца. Вот тогда вы достигните
высот и станете настоящими людьми!» Эти слова помнятся
так ясно и четко, как будто были сказаны вчера. Все
помнится, ничего не забыто. Мы благодарны вам от всей
души, от всего сердца. Спасибо.
Сергей КОЛЕСНИКОВ,
выпускник школы.
!I4!
Здравствуйте, дорогие учителя!
Мы поздравляем вас с днем рождения нашей школы! Шлем
всем, всем наилучшие пожелания, очень вам благодарны
за ваши старания и даже не знаем, как выразить эту
благодарность. Я поступил в МВМУ. Мы с Лешей Плотниковым
учимся на одном курсе. 1-й семестр я закончил с двумя
тройками (вечная проблема — русский и английский).
Учиться в училище интересно; отлично сочетаются военное
дело, музыка и общеобразовательные дисциплины. Хочу
выразить благодарность Татьяне Ивановне, Елене Дмитриевне,
Алексею Петровичу и всем, всем остальным, особенно
медперсоналу. Я помню, как они бегали по больницам
вместе со мной.
Мы с Лешей часто вспоминаем школу. Сережа сейчас учится
на 4-м курсе, помогает нам с учебой, в общем, взял над
нами шефство, он также всех вас поздравляет, передает
всем огромный привет.
Могу вам похвастаться, что мы уже принимаем участие
в концертной деятельности: сегодня выезжали в Дом Российской
армии в качестве фанфаристов, а завтра нас пригласили
играть на Красной площади и в мэрии г. Москвы. У нас
еще впереди много выездов на 23 февраля, скоро парад.
Ваш ученик
Артем.