И станет мир добрее
В конце февраля в филармонии пройдет концерт аккордеониста Александра
Чудновского. Событие не рядовое и весьма ответственное для любого музыканта.
Выход на основную сцену с сольной программой — своего рода творческий отчет. Ведь
многим иркутянам неведомо, чем заполнены промежутки от одного выступления до
другого, это остается «за кадром». На самом же деле все это время — период
интенсивного внутреннего накопления, непрерывной работы и
самосовершенствования.
Прежде всего хотелось бы поделиться собственными ощущениями. Мои первые
впечатления о Чудновском-исполнителе имеют очень давнюю историю. Я играла в
оркестре под названием «Школьные годы», которым руководил преподаватель
Центральной школы искусств Юрий Михайлович Полодухин (светлая ему память).
Александра как-то пригласили в качестве солиста, которому наш детский оркестр
аккомпанировал. Признаюсь, впечатление было яркое. Несмотря на свой юный возраст
(тогда он еще был студентом Иркутского училища искусств), чувствовалось, что
Чудновский — это натура артистическая. Беглость пальцев — условие необходимое, но
совсем не достаточное для концертирующего музыканта. И сценическое обаяние, и та
свобода, та кажущаяся легкость, с которой он обращался со своим инструментом,
выказывали в нем будущего человека сцены. Что касается других не менее важных
исполнительских качеств — глубокое понимание стиля, вдумчивость, универсальность
его репертуара (от старинной европейской классики до эстрадных композиций), — о них
я узнала гораздо позже, работая с ним в филармонии.
Александр Чудновский уже давно вошел в фазу профессиональной, творческой
зрелости. И оценить его мастерство могут не только посетители филармонии, но и те,
кто в силу различных причин не имеет возможности ходить в концертный зал (прежде
всего, не иркутяне, жители отдаленных уголков области).
Его недавно прошедший концерт на курорте «Ангара» — вполне традиционное
событие, но все же каждое выступление неповторимо, нельзя запрограммировать
музыканта, равно как и публику, ведь все происходит «в живую». Атмосфера этой
встречи, очень доброжелательная, теплая, безусловно зависела от самого исполнителя.
Музыка звучала самая разнообразная: и знаменитое Adagio Марчелло-Баха, и пьесы
Рубинштейна и Чайковского, и «Чардаш» Монти, и обработки песен советской классики
(Дунаевского, Лепина, Хренникова), и мелодии в латиноамериканских ритмах.
Впрочем, это был не концерт в чистом виде, а, скорее, творческая встреча.
Слушатели засыпали музыканта вопросами: и о конструкции инструмента, и о
репертуаре исполнителя, и о пристрастиях в современной классической музыке (его
любимые композиторы — Д.Шостакович, В.Гаврилин, А.Петров, Р.Щедрин). О самом
инструменте и его истории также можно было узнать много интересного. Аккордеон
— инструмент богатых тембровых возможностей, незаслуженно забытый. Впрочем,
сейчас он начинает переживать новую волну популярности, появляются интересные
классические исполнители, его часто используют в аранжировках современных
эстрадных песен.
Из этой встречи и десятка, сотни ей подобных складывается каждодневный
труд музыканта, привычный и подвижнический, скромный и очень благодарный.
Преисполнены благодарности были слушатели и в тот вечер. По их лицам можно было
прочесть, что мир в тот момент преобразился, стал лучше — добрее, красочнее и
интересней.