издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сергей ЗУБАРЕВ: Власть должна предоставить гражданам право избирать и быть избранными

Существующую в России систему местного самоуправления не критикует теперь только ленивый. И федеральные власти, и региональные, и сами мэры называют ее неэффективной, неповоротливой, не дающей стимулов к проявлению инициативы и улучшению жизни. Кризисное состояние местного самоуправления тем заметнее, чем больше долги по зарплате, выше цены и ниже температура воздуха в регионе. В Госдуме тем временем рассматриваются вопросы реформы местного самоуправления. Депутаты обсуждают два законопроекта, один из них внесен правительством, другой представила группа "Народный депутат". О местной реформе журналист Ирина ДУГИНА беседует с мэром Иркутскосельского района, депутатом Законодательного собрания области Сергеем ЗУБАРЕВЫМ.

— Сергей Федорович, вы руководите районом 12 лет. Нужна ли реформа
местного самоуправления, и если да, то какие схемы должны измениться?

— Проводить местную реформу крайне необходимо. Существующая схема
недостаточно эффективна, во многом «благодаря» ей местные власти частично
потеряли доверие населения. У девяти-десяти депутатов районной Думы нет
возможности охватить весь круг вопросов, которые волнуют население полусотни
и больше населенных пунктов, входящих в состав одного муниципалитета. На мой
взгляд, самый лучший вариант — это создать двухуровневую систему «район
(муниципальный округ) — село (поселение)». Считаю, что стоило бы вернуться к
границам сельских и поселковых Советов, действовавших раньше, чтобы при
реформировании делить поселения на разные муниципалитеты не по количеству
жителей, а исходя из принципа разумности.

— А как вы относитесь к предложениям по выборам мэров и местных
депутатов?

— Я не согласен с тем, что депутатов в Думу муниципального округа должны
делегировать поселковые Думы. Считаю, что только население должно избирать
как главу исполнительной власти, так и законодателей района и округа. Избирать
главу администрации округа из числа депутатов — тоже не самое легитимное
решение.

— Предлагая упрощенные схемы, разработчики реформы местного
самоуправления стремились сократить количество выборов и,
соответственно, расходы на них. Также они говорят о возможности
приглашения на работу мэра по договору — этакого наемного менеджера. Что
вы думаете по этому поводу?

— Власть должна предоставить гражданам право избирать и быть избранными, а не
стремиться ущемить их интересы. Что касается наемного мэра, то я не считаю
такую возможность приемлемой. Районные Думы в большинстве своем
разнородны по составу, в них чаще всего преобладают работники социальной
сферы, поэтому депутатам будет очень трудно найти грамотного хозяйственника и
управленца.

— Хорошо, предположим, что двухуровневая система действует. Сколько
муниципалитетов в этом случае появится в регионе?

— Примерно 350 — около 300 сельских и поселковых муниципалитетов плюс 37
районов в виде муниципальных округов.

— И как в этом случае будут решаться бюджетные проблемы? Некоторые ваши
коллеги из Законодательного собрания, оценивая преложенные изменения,
сказали, что больше всего не завидуют председателю бюджетного комитета —
сегодня к нему 37 мэров со своими бюджетами приходят, а завтра 300
прибегут.

— Думаю, что мэры пойдут не в региональный парламент, а в Думу своего
муниципального округа, руководство которого, собрав все предложения и жалобы
поселков, обратится затем к областной власти. Получатся те же 37 бюджетов,
которые формирует область; округа, в свою очередь, формируют бюджеты сельских
и поселковых муниципалитетов.

— Вы не разделяете опасения, что реформа приведет к увеличению количества
муниципальных служащих? Разумно ли размножать чиновников, делать
несколько уровней — маленький, чуть побольше, еще побольше? Разумно ли
расходовать деньги на поселковых парламентариев?

— Размножения не получится. В поселковых администрациях будут работать те же
чиновники, что и сегодня. Правда, добавятся бухгалтеры — скажем, по двое на
каждый муниципалитет, но при этом произойдет децентрализация функций, отток
работников из центральных бухгалтерий, поэтому общее количество служащих не
увеличится. Что касается депутатов, то они будут работать на неосвобожденной
основе, то есть получать зарплату только по месту своей основной деятельности.
Думаю, их количество будет равно 7-15 на местах и 20-25 в муниципальных
округах. Может, кто-то скажет, что это очень много, но я считаю, что все эти
депутаты принесут реальную пользу.

— Сергей Федорович, как все эти виртуальные уровни позволят решить
реальные проблемы?

— Связь власти с населением будет более тесной за счет сельских и поселковых
администраций, которые будут сами принимать решения по оперативным
ситуациям, а не ждать указания сверху. Возможно, поселениям отдадут
нотариальные функции и запись актов гражданского состояния, что будет очень
удобно для жителей, которым не придется ездить в город или райцентр за каждой
справкой. Поселковые администрации будут осуществлять взаимодействие с
предприятиями, решать проблемы социальной сферы, в частности, подготовки к
зиме школ и больниц.

— То есть вы хотите сказать, что у реформы местного самуправления нет
отрицательных сторон?

— Есть, и очень серьезная, на мой взгляд. Главный минус — то, что расширение
полномочий муниципалитетов не подкрепляется реальными финансовыми
ресурсами. Нам опять никто не гарантирует, что бюджеты территорий будут
наполнены конкретным денежным содержанием на исполнение всех своих
функций. Вот если удастся решить эту проблему, то реформа окажет
положительное влияние на жизнь в каждом муниципалитете.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры