Лучше позже, чем никогда
Горнопроходческий комплекс по прокладке коллектора на ул. К.Маркса преодолел 800-метровый рубеж - от завода им.Куйбышева до ул.Урицкого. За оставшиеся до майских праздников дни коллектив участка омского НПО "Мостовик" рассчитывает преодолеть оставшиеся 300 с небольшим метров и дойти до ул.Киевской.
!I1!
Обнесенная металлической оградкой стройплощадка
встретила нас непривычной тишиной.
— На этот раз какие неприятности у проходчиков? —
интересуемся у прораба стройки Юрия Махнева.
— Все в порядке,- улыбнулся Юрий Владимирович.-
Просто небольшая технологическая остановка.
Приглашая в прорабку, добавил: — Машина только что
закончила проходку очередного 50-метрового участка
(от ул.Урицкого до ул.Фурье), сейчас ее
извлечем из подземелья и развернем в обратном
направлении — в сторону ул.Литвинова.
Подходим к окруженному рабочими котловану. Махнев
назвал его стартовым. А есть еще приемный,
расположенный в полусотне метрах от стартового. В
первом монтируется и запускается в работу
горнопроходческая машина и пресс-рама, которая
толкает эту машину вперед. Между ними двухметровая
железобетонная труба, с помощью которой
проталкивают (как домкратом) машину дальше.
Трубы стыкуются, заходя одна в другую, удлиняя
трассу все дальше и дальше. И так до приемного
котлована. Здесь машину извлекают на свет божий и
перебазируют в следующий стартовый котлован. И все
закручивается сначала.
Мы как раз и угодили в такой момент, когда
проходчики перенацеливали машину на
новый маршрут. На участке два десятка человек. В
среднем они выполнят работ на 4-6 млн. руб в месяц.
Скорость проходки — в пределах 60 см в час. Кроме 800
метров уложенного коллектора, омичи обустроили десять
из 15 плановых колодцев, подключили к новой трассе
ряд близлежащих домов. Работают и в выходные и по
ночам, когда замирает движение автотранспорта. Да и
технология проходки связана с водой, остановишься —
все замерзнет.
Как бы то ни было, темпами, качеством работы
подрядчика удовлетворены и заказчик,
(Иркутскводоканал) и руководство города.
— Достается ребятам — не позавидуешь, — сказал
вице-мэр Юрий Волков. — Приходится преодолевать все,
что накопилось под землей за столетие — валуны,
куски брошенного металла, полусгнившие бревна,
глинистые участки… Не случайно работы здесь
затягивались и переносились из года в год.
Что и говорить, подрядчику пришлось нелегко. Сначала
не могли подобрать параметры проходки, потом
геодезисты неверно указали в проектном задании
отметки колодцев и пришлось заново перекладывать
уже пройденный 250-метровый участок трассы. Потом в
глину по уши залезли… Все это почти вдвое
увеличило сроки проходки, прибавило массу
дополнительных хлопот участникам строительства. Но,
как говорится, лучше позже, чем никогда. Сейчас,
слава богу, все позади, коллектив вошел в рабочий
ритм, наверстывает упущенное.
— До конца февраля надеемся добраться до ул.
Литвинова, — говорит Юрий Махнев. — А там еще две
проходки — и финиш.
Согласно графику работ, 20 апреля проходчики должны
быть у финишной черты на Киевской.
Потом омичи демонтируют оборудование и займутся
уборкой улицы с таким расчетом, чтобы до 9 мая
справиться с укладкой асфальта. Вот тогда жители
близлежащих домов смогут вздохнуть с облегчением.
Может, кто-то спросит: а во что выльется
затея с подземной проходкой? По
информации Юрия Волкова, стоимость проходки
обойдется бюджету около 40 млн. рублей. Дороговато.
Однако Юрий Вениаминович тут же добавляет:
!I2!
— А вы можете себе представить семиметровой глубины
траншею на улице К. Маркса? Или количество коммуникаций,
которые необходимо было выносить (а потом и
заносить), прежде чем ее вырыть?
Специалисты подсчитали: игра с бестраншейной проходкой
стоит свеч.
Преимуществ у нового коллектора немало. Прежде всего,
в два раза увеличивается диаметр трубы, а значит, и
пропускная способность коллектора. Это не только
улучшит работу всей канализационной системы и осушит
затопленные подвалы близлежащих домов, но и придаст
новый импульс развитию центральной части города.
Укладываемые трубы — из нового изоляционного
материала, они прекрасно выдерживают
агрессивную среду и будут служить как минимум
полвека. Кстати, Европа уже давно перешла на
бестраншейный ремонт подземных коммуникаций. Может, и
нам пора перестать портить городской ландшафт
ежегодными раскопками улиц и площадей?