издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Рынок нефтепродуктов уже не "дикий"

  • Автор: Алеанна ХОРОШЕВА, Евгения СОКОЛОВА

Региональный розничный рынок нефтепродуктов в настоящее время поделен на две группы: частные автозаправочные станции (комплексы) и АЗС, принадлежащие НК "ЮКОС". В течение 2002 года по области были открыты 18 АЗС и АЗК. На 1 января 2003 года в Иркутской области было зарегистрировано 330 АЗС, из них 213 принадлежат частным владельцам, 117 - "ЮКОСу". Наибольшее количество АЗС сосредоточено в Иркутске и Иркутском районе, в Братске, Усть-Илимске, Ангарске. В Иркутске насчитывается 39 частных АЗС, 17 - "ЮКОСа". Контроль за качеством нефтепродуктов на 95% АЗС и 50% нефтебаз и складов ГСМ области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа осуществляет ГУ "Региональная нефтеинспекция". Инспекция была создана в мае 1996 года в целях осуществления государственной политики в области сбережения энергоресурсов и лицензирования.

Еще два года назад на заправочные станции и нефтеналивные базы области
и округа бензин поставлялся с нефтеперерабатывающих заводов Ачинска
(Красноярский край), Омска, Перми, Уфы, Московской
области. Отпускная цена ГСМ этих
переработчиков несущественно отличается от стоимости нефтепродуктов,
предлагаемых НК «ЮКОС», но с учетом транспортных расходов в
конечном счете она становится практически одинаковой. Это обстоятельство
предопределило то, что «ЮКОС» стал основным поставщиком ГСМ для
розничных продавцов области. С других НПЗ завозятся нефтепродукты в
незначительном количестве и только теми розничными продавцами, которые
имеют личные договоренности с переработчиками других регионов. По
мнению участников рынка, пользуясь своим положением основного
поставщика ГСМ, а также владельца самой большой сети АЗС в регионе,
«ЮКОС» стал диктовать свою политику на региональном рынке
нефтепродуктов. Тогда владельцы частных АЗС приняли решение создать
Иркутскую топливную ассоциацию для защиты своих интересов на
региональном рынке нефтепродуктов. К тому времени подобные
организации уже существовали в Красноярском крае, во многих городах
Дальнего Востока.

По этому поводу заместитель генерального директора по экономике и
финансам ЗАО «Иркутскнефтепродукт» Владимир Семяшкин сказал, что в
Москве розничные цены ниже наших еще на 20-25%, не говоря уже о
Воронеже, Липецке — центрах нефтепереработки. Если же говорить об
оптовых ценах, у нас в регионе они объективно должны быть выше, чем,
например, в европейской части страны, так как стоимость формируется из
транспортных расходов, расходов на заработную плату, которая у нас
выплачивается с коэффициентами, и многих других факторов.

ТАКТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ КЛИЕНТОВ

В последние два года на рынке нефтепродуктов Иркутской области
прослеживается тенденция, когда владельцы АЗС стараются расширить
комплекс предоставляемых ими услуг: пристраивают боксы для смены
автомобильного масла, автомойки, магазины и т.д. Так, в компании «ОМНИ»
— владельце большой сети АЗС в области — считают, что увеличение объема
реализации ГСМ у них связано не только с расширением сети заправок, но с
ростом сферы услуг. Так, для удобства расчета клиентов на АЗС в 2001 году
компания ввела безналичные формы расчета по пластиковым картам
Сбербанка РФ, Visa, Mastercard, открыла автомойки и т.д. По прогнозам
экспертов, в ближайшее время всем АЗС придется расширять
сферу своих услуг,
что связано с ростом капитализации большей части автовладельцев и их
готовностью пользоваться комплексными услугами, пусть даже не очень
дешевыми. При этом, считают эксперты, в более выигрышном положении
будут находиться владельцы частных АЗС, так как они более гибко
реагируют на спрос покупателей. Так, владея одной-двумя заправками,
частники могут без особых затрат их модернизировать.

По мнению Владимира Семяшкина, сегодня на топливном
рынке области идет сознательное нагнетание негативных настроений среди
населения со стороны владельцев частных АЗС, так как повышение цен в связи
с повышением ставки акциза на автомобильное топливо и масла не было
неожиданностью и обсуждалось в течение года. При этом, чтобы смягчить
ситуацию, НК «ЮКОС» не сразу увеличила оптовую цену топлива на всю
полную ставку, с начала года произошло первое увеличение стоимости топлива
на 50 коп., в феврале был достигнут потолок ставки акциза.

Владимир Семяшкин считает, что «Иркутскнефтепродукт» как оператор на
розничном рынке не имеет никаких привилегий по сравнению со всеми
остальными продавцами нефтепродуктов, так как «Торговый дом ЮКОС-
М» продает ему топливо по тем же оптовым ценам, что и частным АЗС.
«Если предприниматель хочет в условиях жесткой конкуренции получать
прибыль, необходимо тщательно анализировать свои затраты и не допускать
излишеств в виде чрезмерно завышенных зарплат, дорогих призовых
фондов. Частные владельцы привыкли за предыдущие годы получать
сверхприбыли. Средняя маржа у них составляла 40-50%»,
— подчеркнул В.
Семяшкин. При этом «Иркутскнефтепродукт» торгует со средней торговой
надбавкой в 15%, и этого хватает, чтобы быть неубыточными. По словам
Владимира Семяшкина, постепенно рынок из дикого превращается в
цивилизованный, и с этим нельзя не считаться. У западных компаний средняя
маржа составляет 7-8%, то есть «Иркутскнефтепродукту» в будущем
предстоит еще в два раза ужать свои издержки. Владимир Семяшкин также
считает, что никакого 20%-го повышения цен на топливо в ближайшее время
не будет, может произойти только незначительный рост цен,
вызванный исключительно рыночной конъюнктурой.

СКОЛЬКО В ЦЕНЕ БЕНЗИНА НАЛОГОВ

Эксперты отрицают сложившееся среди населения мнение, что повышение
цен на ГСМ связано только с введением с 1 января новой формы уплаты
акцизов. В большей степени на это повлияла отмена оплаты владельцами
АЗС единого вмененного налога (ЕВН) с начала этого года из-за
недостаточного поступления средств от работы АЗС в бюджет. В течение
2002 года на территории области заправщики платили единый вмененный
налог, за счет чего значительно уменьшалось их налоговое «бремя». Теперь
же владельцы автозаправок перешли на оплату налогов по единой форме
для всех предприятий. В результате того, что существенно выросла сумма
налогов (во сколько раз — пока сказать сложно, это будет видно по
результатам налогового квартала), автозаправщики вынуждены были
повысить стоимость продаваемого продукта. Возвращение же к ЕВН, по
мнению владельцев АЗС, дало бы снижение розничной стоимости
нефтепродуктов от 10 до 15%.

После же передачи оплаты акцизов на нефтепродукты от производителя ГСМ в
пользу компании — продавца нефтепродуктов в розницу, у последнего появилась
возможность в течение месяца распоряжаться дополнительными ресурсами для
пополнения своих оборотных средств. Так, получив, к примеру, одну тонну
бензина марки А-95 по цене 11,1 тыс. рублей (с суммой акциза), продавец
должен заплатить сразу только 7,5 тыс. рублей, а сумму акциза — 3,6 тыс. рублей
— выплатить только после 25-го числа следующего месяца. Соответственно, до
этого времени продавец вправе распоряжаться этой суммой средств по своему
усмотрению.

До 1 января 2003 года компаниям, специализирующимся на оптовой и
розничной торговле нефтепродуктами, необходимо было получить
лицензию на осуществление деятельности. В связи с введением
требования на получение свидетельства на торговлю и уплату акцизов
розничными продавцами, имеющими свои производственные мощности и
емкости для хранения ГСМ, необходимость в получении лицензий отпала.
Тем более что в России в декабре 2002 года
реализация нефти, газа, нефтепродуктов была исключена из списка
лицензируемых видов деятельности.

Комментируя вопрос о том, какую цель преследовало государство,
перекладывая уплату акцизов с переработчиков на продавцов ГСМ,
руководитель управления Министерства по налогам и сборам РФ по
Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу
Владимир Васьков подтвердил, что по новой схеме уплаты акцизов на
нефтепродукты нагрузка переносится с производителя на продавца, а
поступления от уплаты акцизов остаются на территории региона.

КАЧЕСТВО ПРОДУКТА

По информации нефтеинспекции, ежемесячно на АЗС и нефтеналивных
базах из 100 результатов экспресс-анализов три свидетельствуют о низком
качестве горюче-смазочных материалов. Только в 2001 году специалистами
инспекции было взято для анализа более пяти тысяч проб ГСМ. Основными
нарушениями при реализации бензина и дизельного топлива являются
отступление от требуемого значения октанового числа
и заниженная температура вспышки ДТ, что свидетельствует о присутствии
в нем разбавителей в виде керосина или конденсата. Качество продаваемых
на АЗС нефтепродуктов значительно снизилось в последние два года,
отмечают специалисты. Сейчас в области работают восемь независимых
лабораторий по проверке качества ГСМ: в городах Тулуне, Братске
(Братский государственный технический университет), Иркутске
(«Восточно-Сибирский НИИ геологии и минерального сырья»,
«Иркутскнефтепродукт»), Ангарске («Ангарский нефтехимический
комплекс»).

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры