издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мимо цели -- ни одного рубля!

  • Автор: Сергей Шойко, исполнительный директор Иркутского территориального фонда ОМС

Ибо каждый рубль, отданный страховой медицине, должен служить ей оптимально. Такова принципиальная позиция и глубокое убеждение исполнительного директора Иркутского территориального фонда обязательного медицинского страхования Сергея Шойко. Фонду исполнилось 10 лет, и это серьезный повод не только оглянуться на пройденное, но и задуматься над будущим страховой медицины в Приангарье.

Иркутскому территориальному фонду обязательного
медицинского страхования (ОМС) — 10 лет.
Как и во всех российских регионах, его рождение
напрямую связано с трудным процессом реформирования
отечественного здравоохранения. Сейчас, оглядываясь
на пройденный путь, можно уверенно говорить о том,
что Иркутский территориальный фонд ОМС как
государственная структура справился с главной
задачей, поставленной перед ним временем. Он сумел
обеспечить относительно равные условия финансирования
лечебно-профилактических учреждений в Приангарье.
Нужно хотя бы мысленно представить себе коренную
разницу между административно-хозяйственной
системой управления практической медициной, имевшей
место в Советском Союзе, и совершенно иными
установками, по которым начало существовать отечественное
здравоохранение в связи с реформами в России, чтобы понять,
насколько сложная задача стояла перед территориальным фондом ОМС.
Принятый в 1991 году Закон «О медицинском
страховании граждан в РСФСР» был вызван острой
необходимостью — важно было в основном не только сохранить
доступность бесплатной медицинской помощи в нашей области,
но и обеспечить ее приемлемый уровень. Именно
территориальный фонд ОМС взял на себя функцию
формирования стабильного источника финансирования
лечебно-профилактических учреждений и
ответственность за гарантированную оплату труда
медикам. Обязательное медицинское страхование в
России и связанные с ним напрямую территориальные
фонды ОМС — вот что в очень трудных
обстоятельствах спасло российское
здравоохранение как самостоятельную отрасль.

Но и это еще не все. Именно обязательное медицинское
страхование помогло выявить основные болевые точки
практической медицины и обеспечить ее
преобразование. Какими бы крутыми ни были виражи
идущих в стране реформ, как бы остро ни проявлялось
материальное расслоение общества, только благодаря
системе ОМС и главной ее опоре — территориальным
фондам — удается сохранять принцип социальной
справедливости: богатый платит за бедного, а
здоровый — за больного.

Предвижу скептические улыбки: мол, не очень-то щедро
платит. Да, хотелось бы, чтобы страховые взносы
местных муниципалитетов на охрану здоровья
неработающего населения были бы более значительными;
хотелось бы, чтобы страховые отчисления на тех,
кто работает, стали бы солиднее, чем 3,6% от фонда
зарплаты. Но, с другой стороны, вот о чем говорят
цифры. Собирая в свои руки все государственные
деньги медицинского страхования, Иркутский
территориальный фонд ОМС заплатил за лечение жителей нашего региона
за границами Приангарья 4 миллиона рублей в 2001
году; за 9 месяцев прошлого года эта сумма
увеличилась на 900 тысяч. Одновременно за те же
самые миновавшие 9 месяцев свыше 8 тысяч россиян —
жителей других областей — смогли получить у нас в Приангарье
медицинскую помощь более чем на 14 миллионов
рублей.

Цифры имеют способность завораживать,
создавая иллюзию благополучия. Поэтому скажу так: до
полного благополучия в российской практической
медицине и, в частности, в здравоохранении
Приангарья, еще очень далеко. Но факты тоже не
опровергнуть. А они свидетельствуют: с 1994 по
2002 год территориальный фонд ОМС для
финансирования здравоохранения собрал более 7
миллиардов рублей. В том числе страховые взносы
от предприятий, организаций и учреждений на
работающих граждан выросли в 14,7 раза и в прошлом
году выразились суммой в более чем полтора
миллиарда рублей. Что же касается страховых взносов
на неработающее население, то они в минувшем году
выросли до 430 миллионов. И, чтобы уже не возвращаться к цифрам,
замечу: подушевой норматив финансирования нашей
территориальной программы ОМС за десять лет работы
фонда вырос с 36 рублей в 1994 году до 555 рублей
в году минувшем.

Позволю себе напомнить о том, что
во всем мире практическая медицина функционирует в
жестких рамках финансовых ограничений. На протяжении
многих лет даже в наиболее экономически развитых
странах идет активный поиск путей совершенствования
службы здоровья. И прежде всего — дополнительных
финансовых «вливаний». Как один из
примеров такого поиска у нас в России, приведу проект
Федерального закона «Об обязательном медико-
социальном страховании (ОМСС)», разработкой которого
в прошлом году весьма плотно занималось Министерство
экономического развития и торговли. Правда, от идеи
«слияния» двух видов страховых взносов —
медицинских и социальных — пришлось все-таки
отказаться: замысел показался очень спорным. Но уже
в начале наступившего года то же самое
министерство направило во все регионы России еще
один проект Закона «Об обязательном медицинском
страховании».

Хотя и этот, на мой взгляд, страдает
серьезными недостатками: в первую очередь, он не
содержит механизма эффективного контроля за
использованием государственных средств ОМС как на
уровне страховых компаний, так и на уровне
медицинских лечебных учреждений. Десятилетний опыт
работы нашего территориального фонда дает мне право
утверждать: и страховые компании, и лечебные
учреждения нередко используют средства совсем не по
назначению, что негативно сказывается на
реализации конституционных прав граждан на
бесплатную медицинскую помощь и к тому же срывает
своевременное получение заработной платы медицинским
персоналом. Я убежден в том, что контроль за
использованием средств государственного социального
страхования, частью которого являются и средства ОМС,
должны осуществлять только государственные
организации, какими являются территориальные фонды
ОМС. Наш, Иркутский, в том числе. Ибо с первых же
дней своего существования он добивался абсолютной
прозрачности движения финансовых потоков,
востребованных обязательным медицинским
страхованием.

И по сей день мы совершенствуем нашу
информационную систему, осуществляя автоматический
учет и контроль за поступлением и расходованием денег
на практическую медицину. Все филиалы нашего
территориального фонда ОМС, все лечебные учреждения и
страховые компании подключены к общему банку данных.
В нем сегодня отслежено общее число застрахованных жителей
области, в нем же хранятся ценнейшие медико-
статистические данные о заболеваемости в нашей области и о
качестве медицинской помощи. Информационная система
позволяет территориальному фонду ОМС принимать
оперативные решения, осуществлять текущее и
стратегическое планирование.

Все минувшее десятилетие мы работали над тем, чтобы
не дать здравоохранению исчезнуть как
самостоятельной отрасли социальной сферы. Именно
реформа в здравоохранении позволила территориальным
фондам ОМС, Иркутскому в том числе, прибегнуть к
экономическому стимулу. С 1998 года в Приангарье
под руководством комитета здравоохранения, но при
непосредственном участии территориального фонда ОМС, а также
депутатского корпуса всех уровней разрабатывается и
реализуется на практике программа государственных
гарантий в здравоохранении. Она конкретизирует
виды бесплатной для пациентов медицинской помощи. При
этом главным условием выдвигает соответствие
объемов такой помощи имеющимся у муниципальных властей
финансовым средствам. Ведь посулить можно очень много; можно на
словах широко развернуть границы бесплатной
медицинской помощи. На деле же всегда нужно иметь
в виду реальные возможности бюджета. Кстати,
областной бюджет страховой медицины в минувшем году
составил около 2 миллиардов рублей.

Очень хочется, чтобы региональное здравоохранение жило богаче.
Но жизнь такова, какова она есть. И в сложившихся
обстоятельствах крайне важно, чтобы все средства, из
которых складывается материальное, финансовое
обеспечение койко-дня, расходовались строго по
назначению. Между тем что же мы видим? Нередки
случаи, когда средства, предназначенные на
приобретение лекарств, на питание больных в
стационарах, на заработную плату медикам, уходят
совершенно на другие цели: на ремонт
больничных или поликлинических зданий, на покупку
мягкого инвентаря, на бензин для больничного
транспорта, Ну и на тому подобное. То есть на все то,
что не входит в подушевой тариф, и о чем должна
заботиться местная власть, если она заинтересована
в своем муниципальном здравоохранении.

Есть и еще один перекос,
о котором нужно говорить в полный голос. Это серьезное
превышение объемов дорогостоящей стационарной помощи относительно
утвержденнных нормативов в сравнении с поликлинической и с дневными
стационарами. Наш анализ показывает: в Ангарске такой
перекос составил в минувшем году 37%, в Иркутске —
47%, в Нижнеудинске — 24%, в Черемхове — 63%,
в Киренске — 57%, в Слюдянском районе — 28%.
В то же время доля дневных стационаров значительно меньше
нормативной. Конечно, речь не идет о механическом сокращении
стационарных коек. Речь о том, что необходимо оптимизировать
все структуры нашего здравоохранения, сделать их более
мобильными, экономными, увеличивая нагрузку на койки
дневного пребывания и на поликлинические службы. Кроме того,
десятилетний наш опыт подсказывает: есть и еще один
путь совершенствования медицинской службы и выполнения программы
государственных гарантий. Это так называемый
муниципальный заказ, согласно которому сама местная
власть на территориях определяет, какие
лечебно-профилактические учреждения оставить в поле
обязательного медицинского страхования, а каким позволить
заботиться о себе самостоятельно. Такой
подход уже практикуется в крупных городах нашего
региона — в Иркутске, в Братске, в Ангарске. И я
убежден: у него есть перспектива.

Да, ситуацию в практической медицине легкой не
назовешь. Но она оказалось бы еще сложнее, не будь
поддержки областных исполнительной и законодательной
властей.Вот и в наступившем году страховые взносы на
все неработающее население Приангарья начали
проплачиваться областным бюджетом. А областным комитетом
здравоохранения совместно со специалистами
Иркутского медицинского университета и института
усовершенствования врачей при непосредственном
участии Иркутского территориального фонда ОМС
разработан план дальнейшего развития здравоохранения
в Приангарье. Одобренный и утвержденный
губернатором, этот план, предусматривающий строгое
соответствие объемов медицинской помощи имеющимся
финансовым возможностям, а также учет муниципальных заказов,
обрел сегодня значение и силу документа. Но
выполняться он сможет лишь при одном условии: каждый
рубль, отданный страховой медицине, должен
использоваться только по своему непосредственному
назначению. Единственным гарантом исполнения
этого требования может и должен выступать Иркутский
территориальный фонд ОМС — государственное
учреждение, собирающее в регионе все страховые (они же и
государственные) средства и способное четко
контролировать их расход.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры