издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Будущее -- за цивилизованным туризмом

В конце прошлой недели впервые была обнародована концепция развития туризма в Иркутской области на период 2003-2010 годов, разработанная администрацией Иркутской области. О планах развития отрасли рассказала вице-губернатор Иркутской области, одна из основных разработчиков концепции Ирина Думова.

В последнее время в Приангарье наблюдается повышенный спрос на
туристические услуги. Динамичное развитие отрасли могло бы
увеличить доходную базу бюджета и дать толчок развитию области в целом.
Этот факт, собственно, и определил интерес к отрасли со стороны областных
властей.

«Основная задача состояла в том, чтобы развернуть картину
и посмотреть ее с точки зрения доходности для области,— говорит Ирина
Думова. — Наши прогнозы для Иркутской области совпадают с теми,
которые дает всемирная туристическая организация для России в
целом. Согласно их подсчетам, в 2020 году Россия может войти в первую
десятку стран по популярности среди туристов. Перспективы есть, и их нужно
развивать».

Сегодняшнее состояние отрасли не вселяет большого оптимизма.
Мы имеем вклад туризма в валовой региональный продукт на уровне 1%. Это
показатель средний по России и даже чуть выше. В этом году Госкомстатом в
области зарегистрировано чуть более 8 тысяч туристов, что не так уж много.
В основном это иностранцы, въездные туристы. Однако официальные данные
очень разнятся с теми, которые дают муниципальные образования. Например,
остров Ольхон обеспечил прием 50 тысяч туристов. Но 70% из них —
неорганизованные потоки внутренних, российских, туристов. Госкомстат эти
70% никак не учитывает, потому что они не регистрируются официально.
Именно эти туристы представляют собой тот потенциал, который, согласно
концепции, область должна непременно использовать.

«В первую очередь мы рассматривали уровень доходности сферы туризма, —
отметила Ирина Думова. — При нынешнем состоянии инфраструктуры и
инвестиционной обеспеченности бюджет области в основном пополняется за
счет внутрироссийского туризма. Ближайшая перспектива тоже связана с
внутренним туризмом. Въездной туризм, несмотря на то, что он имеет
повышенный уровень доходности, в ближайшее время не будет стоять в числе
основных приоритетов. Активное развитие он должен получить после 2005
года».

Иностранные туристы приезжают в основном из Китая и Германии. Немцы
предпочитают познавательный туризм. Кроме того, теперь они знают Россию,
потому что за последнее время в Германию эмигрировало много наших
соотечественников, которые могут рассказать о стране. Что касается китайцев,
то они в основной массе ведут торговую деятельность, и, хотя приезжают по
туристической визе, это не туристы в чистом виде.

Всем известно о предпосылках развития туризма в регионе. Но пока гораздо
своевременнее говорить о том, что этому развитию мешает. Например,
рекреационные ресурсы мы используем только на 10%. Кричим мы о своих
красотах много, а вот использовать их толком не можем. Второе
— это рекреационная необустроенность, особенно прибрежной полосы. Отсюда, в
принципе, вытекает наша большая проблема — высокие цены и низкое
качество. Цена и качество просто несоизмеримы. А все потому, что услуг
мало, конкуренция низкая и людям приходится «брать что дают».
Еще один
серьезный фактор — наличие у самих фирм материально-технических ресурсов.
Например, более 50% номеров в домах отдыха и турбазах без удобств. Только
10% оборудовано по классу «люкс». Из общей протяженности автомобильных
дорог только 4,4 тысячи километров имеют усовершенствованное покрытие.

Что касается форм туризма будущего, на первое место концепция ставит
экотуризм. По определению, это туристическая деятельность на природе,
приносящая прибыль для сохранения природной среды. Подвидов у этого
туризма может быть масса: религиозный туризм, познавательный,
этнический, рекреационный и так далее.

«Мы не можем сейчас строить пятизвездочные отели и дороги, у нас нет
ресурсов, — признает Ирина Думова.— Значит, нужно эти ресурсы накопить
на базе внутреннего туризма и тех туристов, которые приезжают в те условия,
которые у нас есть, а затем уже развивать въездной туризм».

Реализация концепции намечена в три этапа. Первый из них запланирован на
2003-2005 годы. Распространять развитие туризма на всех территориях очень
сложно. Поэтому выбраны приоритетные точки. Для начала это Иркутск и
Листвянка. В этот период планируется развивать культурно-познавательный,
всесезонный, приключенческий зимний и рекреационный туризм. Например,
развитие культурно-познавательного туризма означает, что мы должны
прежде всего обеспечить культурную программу. Что сегодня
можно увидеть в той же Листвянке? Копченый омуль, бедных медведей в
клетке, нерпят, музей и национальный парк. Этого явно недостаточно.
Рекреационный туризм — это просто отдых на природе. Сходить на источники,
побродить по лесу, искупаться и так далее. Приключенческий зимний — какие-
то ралли по Байкалу, пешие маршруты на лыжах.

Одна из главных причин неактивного развития отрасли — ярко выраженная
сезонность. «Если сумеем предоставить услуги во все сезоны, снимется общая
проблема доходности, — считает Ирина Думова. — Летом доходность высока,
но зимой практически сводится к нулю. А избежать этого можно, если
предоставить услуги по всему маршруту. В Иркутске, в Листвянке, провезти
по Кругобайкальской железной дороге, потом на день-два съездить в Бурятию.
Но время, которое люди проводят на нашей территории, мы должны занять
полностью. И для этого даже не нужно строить казино и пятизвездочные
отели».

Второй этап намечен на 2005-2007 годы. Приоритетные районы — Слюдянский,
территория Большого и Малого Голоустного и Ольхон. Возможно
использование Усть-Ордынского национального округа, поскольку
религиозная и этническая форма туризма очень привлекает иностранцев. В
Усть-Орде эта форма могла бы развиться, тем более что потенциальные
потребители, иностранные туристы, появляются как раз на втором этапе.
Потоки идут из Европы, Китая и Японии. Для турфирм задача крайне
сложная, потому что эти туристы очень разные. У европейцев один круг
интересов, у китайцев и японцев — совершенно другой. Для японцев, как и для
европейцев, характерен познавательный и глубокий созерцательный туризм.
Кроме того, высокая заселенность территории определяет их желание
побывать на просторах. У китайцев интерес более узкий, в основном их
интересуют традиции, корни.

В качестве основных препятствий развития разработчики документа называют
коммуникационную необустроенность, связь, энергоснабжение. В частности,
по Ольхону требуется рассмотреть традиционные и альтернативные способы
энергоснабжения. Нужно подготовить пакет событийных предложений: что
будем показывать. Например, шаманский фестиваль и масленица — события.
Этого недостаточно. Важный элемент — круизные пассажирские
теплоходы и другие средства навигации. Понятно, что это недешево, но
позволит обеспечить всесезонность и соединение туров разного вида. На
втором этапе больше внимания уделяется развитию железнодорожных
туристских перевозок.

Третий этап — 2008-2010 годы. В качестве приоритетных районов выделена
территория Байкало-Амурской магистрали и прилегающих к ней Качугского,
Казачинско-Ленского и других районов. Туры предполагаются комплексные, с
элементами санаторно-курортного лечения, гостиничными комплексами. На
третьем этапе появляются потоки туристов из США и более широкого спектра
стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Как объяснила Ирина Думова, БАМ
выбран по нескольким причинам. Во-первых, там очень много нетронутых
мест, уникальное сочетание ландшафтов разного вида, это интересно
иностранному туристу. Кроме того, можно обеспечить передвижение по
Байкалу, потом по железной дороге, а по пути показывать те уникальные
объекты, которые у нас есть. Этот тур может одновременно показать нашу
природу, историю Сибири и ее культуру.

Для того, чтобы туризм на БАМе достиг должного уровня развития, прежде
всего нужна совместная политика с Бурятией и Читинской областью. Второй,
очень и очень болезненный вопрос — о принадлежности земель и
землеотводах. Это вообще большая проблема для всей России. Нужно
обратить внимание на лесовосстановительные работы по БАМу. Еще один
важный момент — безопасность туристов.

Сейчас активно рассматривается вопрос об упрощенной системе доступа
малого предпринимательства к инвестиционным ресурсам из разных
источников. Областной
администрацией готовится соглашение между Сберегательным банком и
Внешторгбанком. Это рамочные соглашения, но они фактически определяют
возможность получения ресурсов. Представлены возможности создания
венчурных фондов. Сейчас, например, идет работа над созданием Сибирского
венчурного фонда под эгидой Сибирского федерального округа.
Рассматриваются ресурсы градообразующих предприятий и тех фирм, которые
имеют непрофильный бизнес в виде турбаз и домов отдыха. Что касается
иностранных инвестиций, есть целый набор специализированных фондов,
которые предлагают свои ресурсы под определенные проекты. Очень много
как раз экологических проектов. Не все ресурсы льготные, практически
всегда имеется определенный процент.

Что касается распределения ответственности, понятно, что администрация на
уровне субъекта Федерации обеспечивает развитие инфраструктуры, создает
условия для формирования событийного пакета мероприятий. Субъект берет
на себя заботу о создании имиджа региона. А вот за конкретную реализацию
проектов отвечают уже турфирмы, бизнес.

«Если в конечном счете в доле валового регионального продукта доля
туризма увеличится до 6%, это будет успех», — считает Ирина Думова.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры