"Желаем звездного тебе пути!"
В блестящей плеяде заслуженных артистов РФ Иркутска зажглась новая звезда! Это Николай Кабаков -- замечательный актер Иркутского театра юного зрителя им. А. Вампилова. На бенефисе в честь присвоения почетного звания виновник торжества вышел в солдатской гимнастерке в роли трогательного старшины Васкова в спектакле "А зори здесь тихие..." по Б. Васильеву. После спектакля Николая Кабакова тепло поздравили представители областной и городской администраций, деятели искусства и культуры, однокашники по учебе в Иркутском театральном училище, собратья по профессии -- артисты большинства иркутских театров. Все искренне желали бенефицианту "звездного пути" и "хороших, как песня, ролей". После торжеств и треволнений в уютной тиши гримерной состоялась беседа нашего корреспондента Натальи ДЬЯЧЕНКО с Николаем КАБАКОВЫМ.
— Николай, от души поздравляю вас с присвоением звания
Заслуженного артиста РФ! Спектакль «А зори здесь тихие…»
отмечен губернаторской премией, сравним с визитной карточкой
ТЮЗа. Эта главная причина бенефисного выбора?
— В какой-то мере да. Для себя этот бенефисный спектакль
я посвятил памяти отца, военнослужащего. Вообще считаю,
что для мужчины самое важное — честно служить своему
делу, быть человеком долга. Васков мне близок мужской
основательностью и ответственностью, готовностью жертвовать
собой ради солдатского долга, открытостью и душевной
чистотой хорошего русского человека из глубинки.
— А вы сами откуда родом и как стали актером?
— Родился в Хабаровске. В семье было четверо детей,
и родители рано приучили: «Надейся только на себя
самого». Артистическая карьера моя началась поздновато,
перебрал не одну профессию, отслужил в армии, но всегда
много участвовал в художественной самодеятельности.
Очень нравилась работа шофера, и все же в 22 года решил
поступать в Щукинское театральное училище. Прошел два
тура, но возраст и, что греха таить, отсутствие «связей»
застопорили поступление. В Щукинском меня заметили
и посоветовали, не теряя времени, ехать в Иркутск. Так
очутился в Иркутском театральном училище, где как-то
легко прижился, быстро обзавелся друзьями, увлекся идеями
моих педагогов Б. Преображенского, Л. Титова, Б. Дубенского.
В те времена с первых курсов студентов вводили в спектакли
драмтеатра и ТЮЗа, где мы быстро адаптировались. Время
нашего выпуска совпало с обновлением кадров в театрах
Иркутска, с неповторимой романтической обстановкой и
творческим подъемом молодых актеров. Без преувеличения
скажу об особом авторитете в те годы Иркутского ТЮЗа.
Его спектакли в 70-е годы имели большой общественный
резонанс. Вот почему, сильно не задумываясь, с ближайшим
другом В. Приваловым и другими сокурсниками
задорной ватагой мы пришли в Иркутский ТЮЗ за своим
учителем и режиссером Б. Преображенским. А сегодня я
уже на пороге 25-летнего служения на сцене этого театра.
— Не было других вариантов, попыток изменить судьбу,
не жалеете об избранном пути?
— Признаюсь, было все! Приглашали в другие театры и
города, даже в кино. Писались заявления об уходе… Но
уйти не мог, не отпускала душа,
которой в этом театре всегда очень уютно. А потом, никогда
не мечтал о генеральских погонах, будучи солдатом, больше
любил дело, его окончательный результат, попадание «в
десятку» образа. В этом театре мне сопутствовала удача:
сыграл много хороших ролей, которые стабильно соответствовали
моим возрастным данным и актерским возможностям. О профессиональном
выборе не жалею. Актерская работа — это благое дело,
имеющее перспективы и предназначение.
— Поговорим о ваших любимых ролях и творческих планах.
Все ли сбылось, о чем мечталось?
— В довольно удачном багаже сыгранных ролей заслуга
прежде всего режиссеров, которые верили в мои силы.
Такие режиссеры, как В. Кокорин, А. Ищенко, очень помогли
в моем творческом становлении. Они научили даже в самой
маленькой роли видеть множество интересных граней и
глубин. Работать в ТЮЗе интересно и разнообразно. Очень
люблю детские спектакли — это праздник эмоций, хорошая
актерская тренировка. Здесь очищаешься, летаешь в облаках
фантазии. Сегодня — клоун-фокусник в «Праздниках кта
Варфоломея», завтра — коварный и глупый спальник
в «Коньке-Горбунке», а вчера был напористым Рогдаем
в «Руслане и Людмиле». Из взрослого репертуара больше
люблю роли подвижные, фонтанирующие разноликостью, отличающиеся
переменчивостью ситуаций. Одновременно нравятся роли
психологически насыщенные, но с оттенками легкого юмора,
разгружающего душу. Любимые авторы прежде всего из классического
репертуара: Шекспир, Островский, Горький, из современных
А. Вампилов, В. Распутин, В. Шукшин. Запали в душу и
философ-могильщик из «Гамлета», и метущийся перед сложным
выбором вампиловский Шаманов, и негромко делающий добро
Михаил из «Последнего срока», и чудак Медведь из спектакля
по Шукшину «До третьих петухов». Друзья как-то пытались
сосчитать мои роли, но на восьмом десятке сбились. Все
радости и переживания, все болячки и горести личной
жизни вкладываю в роли, разрешаю в них вместе со зрителем
общие жизненные проблемы. Это единение — главная награда
для артиста и смысл нашей профессии. Конечно, есть и
моменты творческого неудовлетворения. Вот, например,
роль Зилова, которую по возрасту никогда не сыграю,
но которая тревожит какой-то личной недосказанностью,
недобором того, чего не нашел в других ролях.
— Зрители ценят вас за четкий, энергичный актерский
рисунок, за успешное решение разноплановых ролей, за
дар современного прочтения образов. Что помогает вам
в творчестве: интеллект, интуиция, какие-то технические
изыски?..
— Душа и сердце! Я полный профан в аналитике. Скорее,
мой главный инструмент — эмоциональная память. К роли
приступаю в состоянии полого сосуда. Начинаю работать
над предложенным материалом, наполнять, накапливать,
перерабатывать что-то как бы вчерне, все скопом, без
деталировки, чутко прислушиваясь к требованиям режиссера
и ожиданиям партнеров. Вдруг наступает момент — и роль
выстраивается, проступает ясность, вот тогда и о деталях
подумать можно. Теперь о современности: не забывая заветы
великого актера Михаила Чехова о пороге сцены как «энергетической
стенке перевоплощения», вхожу в спектакль прямо из кипящего
потока жизни со всеми личностными впечатлениями дня.
— Что для вас сегодня ваш
театр, ведь, без ложной скромности, вы относитесь к «коренникам»
труппы, ее лидерам?
— Есть театральная притча. Молодой актер: «Что для меня
театр?»; зрелый актер: «Что я для театра?»; старый актер:
«Театр — это все!» Сейчас мне уже ближе не только вторая,
но и третья формула. В любой ситуации дороже всего престиж
театра, понимание, что через призму целого можно подчиниться
общему.
Этой осенью впервые за долгие годы «застоя» наш театр выезжал
на гастроли во Владивосток, где имел огромный успех
благодаря сбережению художественным руководством театра
лучших классических традиций театрального искусства,
таланту и сплоченности всего коллектива. Пусть будет
равное отношение к театрам и по их материальному обеспечению,
и по моральной поддержке. Думаю, что никогда не устареет
истина «Все лучшее — детям», тем более что ТЮЗ — старейший
театр и заслужил почтительное к себе отношение. Наш
театр многое может, он очень демократичный, обладает
своей эстетической культурой, доброй энергетикой. Потому,
наверное, в наших стенах проводит епархия свои духовные
вечера.
— Ваш взгляд на сегодняшний бурно меняющийся мир, на
увлечения диаметрально противоположными идеями по отношению
к недавнему прошлому.
— Жизнь не может стоять на месте, и изменения необходимы.
Русскому человеку присущи, к сожалению, разрушительные
шараханья и скоропалительные эксперименты. Вот мы сейчас
под руководством режиссера А. Ищенко готовим спектакль
«Точка зрения» по В. Шукшину, где замечательный русский
писатель, болея за наш народ, призывает: «Давайте жить
с точки зрения нормальных людей!» И я с Шукшиным полностью
солидарен. Есть вечные ценности, и только следование им
приведет к добру и позитивным переменам.