издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Авиация Восточной Сибири расправляет крылья

Сегодня в России отмечается знаменательная дата -- 80-летие создания Гражданской авиации. Нынешнему поколению невозможно представить нашу жизнь без разноликого Аэрофлота. Его быстрокрылые соколы летают по многим городам страны, в самые далекие и труднодоступные поселения. И всюду авиаторы -- желанные гости.

Накануне юбилея я встретился с начальником Восточно-
Сибирского межрегионального территориального
управления воздушного транспорта, заслуженным
работником транспорта РФ Ю.В. Журавлевым и задал
ему несколько вопросов.

В этой должности Ю.В. Журавлев работает почти два года. В
свое время окончил Иркутское училище гражданской
авиации, а потом — заочно Киевский институт.
Инженер-механик летательных аппаратов. Долго работал
директором этого учебного заведения.

— Юрий Васильевич, у нас не стерлись из памяти
былые времена, когда ВСУГА являлось крупнейшим
отрядом в Союзе, располагало всеми типами самолетов
и вертолетов, было ведущей отраслью экономики в
Приангарье, Бурятии и Забайкалье. Что осталось от
крылатого могущества?

— Говоря откровенно, перестройка и реформы во всех
сферах жизни слишком больно ударили по гражданской
авиации нашего региона. Одна из самых мощных в
стране авиакомпания «Байкал» обанкротилась и
практически распалась. Попытки реанимировать ее
путем мирового соглашения с кредиторами успехом не
увенчались. На ее базе в прошлом году нам удалось
создать новую авиатехническую АТБ «Байкалаэрогруз»
(гендиректор А.В.Василевич) и тем самым сохранить
самое ценное — наших специалистов и частично
технику.

Уже формируется и молодая авиакомпания «Иркутскавиа»
во главе с А.В.Бутелем. На ее «вооружении» — семь
вертолетов, компания получит от собственника отремонтированные
самолеты Ан-24 и Ан-26, принадлежащие а/к «Байкал».
Авиакомпания призвана занять основную нишу на местных
авиаперевозках и предоставит рабочие места для летного
и технического персонала.

После банкротства ОАО «Братское авиапредприятие» создано
новое — «Аэропорт Братск» (руководитель В.Н.Односторонцев).
Оно существует уже второй год. За это время удалось
возобновить летную деятельность, имея три лайнера Ту-154,
самолеты Як-40, вертолеты Ми-8. Братск регулярно
летает по 18 маршрутам в России, выполняет чартерные
рейсы, начал полеты в Анадырь, Певек, получил лицензию
на линию Иркутск — Москва. Имея статус международного,
значительно, в 7,5 раза, увеличил отправку грузов
и почты.

Успешно развивается ФГУП «Аэропорт Иркутск» (гендиректор
А.И.Куликов). Ведется удлинение взлетно-посадочной полосы
на 400 м, решен вопрос о выделении
средств (54 млн.руб) на окончание работ, планируется
завершить их летом текущего года. Заканчивается проект
удлинения полос еще на 400 м в сторону Байкала. В Европейский
банк реконструкции и развития представлены все документы
по строительству новой ВПП с разворотом ее на 33 градуса
от существующей, на что предприятие рассчитывает получить кредит.
Наконец-то восстановлен имидж крупнейшего авиапредприятия.

В этом году в Казачинске заканчивается сооружение здания
аэровокзала, следующий этап — обустройство перрона. В
Киренске после сильного наводнения 2001 г., благодаря
помощи администрации области, восстановлена взлетно-
посадочная полоса, отремонтировано оборудование, аэропорт
действует. В будущем необходима реконструкция ВПП.
Обоснования и объемы работ сделаны, требуются деньги,
и немалые.

Набирает известность и расширяет географию полетов
молодая авиакомпания «Ангара» (исполнительный директор
А.Ф.Юртаев), которая сформирована при Иркутском авиа-
ремонтном заводе N 403. Эксплуатируются самолеты АН-24,
которые перевозят пассажиров в Маму, Ербогачен, Киренск,
Бодайбо, Казачинск, Усть-Кут, а также в Читу и Ленск.
По существу весь наш север обслуживают авиаторы «Ангары»,
и перспективы весьма широкие. В авиакомпании обеспечен
достаточно высокий уровень безопасности полетов,
комфорта.

Держится малая авиация Нижнеудинского и Киренского
авиапредприятий (директора В.П.Рытиков и В.Н.Веключ).
Пилоты Нижнеудинска осуществляют перевозки и людей в
Тофаларию, выполняют работы по охране лесов от пожаров,
борьбе с вредителями сельского хозяйства, летает на
поисково-спасательные задания. Полеты в Тофаларию
дотирует федеральный бюджет.

Киренский отряд малой авиации выполняет рейсы по району,
также имеет договор с авиабазой охраны лесов. На местные
линии выделяет деньги администрация области.

— Ваше управление осуществляет контроль за
авиапредприятиями Читинской области и Республики
Бурятия. Как складывается там ситуация?

— В ОАО «Читаавиа» введено внешнее наблюдение, но
усилиями губернатора и самих авиаторов процесс банкротства
находится под контролем. Читинцы имеют два самолета Ту-154,
которые летают во многие города России, к лету планируются
рейсы на Пекин. После процедуры банкротства авиапредприятие
разделится на аэропорт и летную компанию.

Самые тяжелые времена пережила авиация Бурятии. ОАО
«Бурятские авиалинии» обанкрочено. Вместо него созданы
два самостоятельных подразделения — «Международный аэропорт
«Улан-Удэ» и авиакомпания «Бурятские авиалинии». Оба
предприятия набирают силу. Следует отметить особую заботу
об авиации президента Л.В.Потапова и правительства.
Уже ведутся работы по замене ограждения аэропорта, решен
вопрос о выделении средств на новое светосигнальное
оборудование. Подготовлена и прошла экспертизу документация
на реконструкцию ВПП, работы начнутся в 2004 году.

— И все-таки, несмотря на сложное положение авиаторов
Восточной Сибири, заметны ли хоть какие-то тенденции к
возрождению отрасли.

— Поднимать в небо самолеты очень трудно, надо решить
большой комплекс проблем на земле. Не зря же
поется, что «самолеты сами не летают». В целом по
управлению в прошлом году удалось снизить в 1,6 раза
число авиационных происшествий, а это главная задача.
Мы поддерживаем высокий уровень авиационной безопасности.
За минувший год выявлено на 80 процентов больше лиц,
пытавшихся провести запрещенные предметы. Совершенствуем
досмотровую технику.

В 2002 году увеличились отправки пассажиров из местных
аэропортов на 11,6 процента, больше часов авиация
отработала на тушении лесных пожаров,
в борьбе с саранчой и другими вредителями.
Сократились убытки в три раза, на 15,2% снижена
дебиторская задолженность, на 22,6 — кредиторская. Ну а
дальнейшее развитие авиации региона мы связываем
с освоением Ковыктинского газа, сооружением алюминиевого
завода в Тайшете. С этой целью создается авиакомпания
«Иркутскавиа».

— Какими полномочиями наделены ваши специалисты?

— Мы призваны обеспечить безопасность полетов, а также
правильное использование воздушного пространства,
занимаемся лицензированием и сертификацией авиакомпаний
и фирм. Очень важное направление — содействовать развитию
Аэрофлота в нашем крае. В заключение хочу поздравить
всех авиаторов Восточной Сибири с юбилеем, пожелать им
успехов и мягкой посадки во всех аэропортах!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры