издательская группа
Восточно-Сибирская правда

2003-й -- ключевой год реформирования

  • Автор: Пресс-служба МПС

На днях прошло расширенное заседание коллегии Министерства
путей сообщения Российской Федерации. С докладом «Об итогах
работы железных дорог за 2002 год и задачах по обеспечению
устойчивой работы железнодорожного транспорта в условиях
разделения функций государственного регулирования
и хозяйственной деятельности» выступил министр путей
сообщения Российской Федерации Геннадий Фадеев.

В работе коллегии приняли участие: от администрации Президента
РФ — полномочный представитель Президента РФ в Центральном
федеральном округе Георгий Полтавченко, представитель Президента
РФ в Дальневосточном округе Константин Пуликовский, представитель
Президента РФ в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский
и представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе
Петр Латышев; от Правительства Российской Федерации — министр
экономического развития и торговли Герман Греф и министр
транспорта Сергей Франк. На коллегии также присутствовали
губернатор Московской области Борис Громов, губернатор
Новосибирской области Виктор Толоконский, губернатор
Свердловской области Эдуард Россель и премьер-министр
Республики Татарстан Рустам Минниханов.

— На долю железнодорожного транспорта России приходится более 81% грузооборота
транспортной системы страны (без трубопроводного транспорта),
и в ближайшей перспективе железная дорога сохранит за собой ведущую роль
по объемам перевозок, — сказал Г.Фадеев. — 2002 год стал
годом важных для отрасли решений.
Структурная реформа железнодорожного транспорта осуществлялась
в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 18 мая 2001 года N384 и планом действий МПС России по ее
реализации. Одновременно с ходом рассмотрения законопроектов
министерством велась работа по формированию нормативно-правовой
базы, регулирующей вопросы функционирования железнодорожного
транспорта в ходе проведения структурной реформы.

В 2002 году первый этап структурной реформы был завершен.
В этом году необходимо сосредоточить усилия на обеспечении
устойчивой работы отрасли в условиях переходного периода
при создании акционерного общества на втором этапе реформирования.
Формирование открытого акционерного общества «Российские
железные дороги» начнется в мае текущего года. К этому
времени МПС и другим заинтересованным министерствам
и ведомствам предстоит отрегулировать механизмы,
которые обеспечат финансовую независимость ОАО
«Российские железные дороги».

Одним из приоритетных направлений в работе железнодорожного
транспорта остается обеспечение безопасности перевозок.
В рамках программы повышения безопасности движения внедрялись
новые, более современные устройства обеспечения безопасности,
диагностики и контроля. В результате сокращено количество
крушений и аварий, значительно снижено число сходов подвижного
состава и случаев брака в поездной и маневровой работах.

В течение года отрасль динамично наращивала объемы отправления
грузов. Так, если по итогам первого полугодия сеть с трудом
вышла на уровень 2001 года, то в целом за год достигнут
рост на 2,7%. Объем отправления грузов составил 1084,3 млн.
тонн. Улучшение динамики погрузки позволило обеспечить
рост грузооборота на 5,3% и перевыполнить план по объему
грузооборота.

Увеличение объемов перевозок и индексация тарифов создали
базу для повышения доходности отрасли. В 2002 году доходы
от перевозок выросли в сравнении с 2001 годом на 98 млрд. рублей (или
на 31%) и составили 419 млрд. рублей. Это позволило выполнить
все обязательства перед государством по уплате налогов
в бюджет и внебюджетные фонды, рассчитаться по реструктурированной
задолженности, погасить кредиторскую задолженность и проавансировать
ряд важнейших инвестиционных и ремонтных программ.

Активизация грузовой работы и внедрение новых технологических
решений в области оптимизации перевозок положительно
сказались на выполнении показателей использования подвижного
состава, и в первую очередь локомотивов. Среднесуточный
пробег локомотива превысил уровень прошлого года на 1,4%,
средний вес грузового поезда увеличен на 0,5%. В целом
по сети производительность локомотива возросла на 3%
к уровню 2001 года.

Производительность труда на железных дорогах России возросла
на 8,6%. В 2002 году повышена зарплата работников, занятых
на перевозках, — на 46,4%, а на тех железных дорогах,
которые перевыполнили задание по росту производительности труда,
— более чем на 50%. Обеспечен преимущественный рост
заработной платы у работников, непосредственно обеспечивающих
безопасность движения, перевозку грузов и пассажиров.

В декабре 2002 года средняя месячная заработная плата
работников железной дороги составила 7400 рублей,
работников, занятых на перевозках, — 7700 рублей.

В результате проделанной работы по повышению заработной платы
в 2002 году железнодорожный транспорт по ее уровню переместился
с восьмого на седьмое место среди базовых отраслей экономики.
Темпы роста заработной платы железнодорожников в течение
всего года были самыми высоким по сравнению с другими ведущими
отраслями. Сократилась текучесть кадров.

По итогам прошедшего года объем пассажирских перевозок в пригородном
сообщении возрос на 1,6%, а в дальнем следовании снизился
на 5,1% по сравнению с 2001 годом. За 2002 год убытки
от пригородных перевозок составили
14,5 млрд. рублей. Дотации от администраций субъектов Российской
Федерации на компенсацию убытков получены в сумме 11,2 млрд.
рублей, что составляет 77,2%. Некомпенсированные убытки
— 3,3 млрд. рублей.

В 2002 году инвестиции в развитие отрасли составили свыше
80 млрд. рублей, в том числе за счет собственных источников
— свыше 75 млрд. рублей.

В капитальном строительстве решен ряд важных задач, имеющих
большое значение для отрасли. Завершена электрификация на Транссибе,
электрифицированы отдельные направления Приволжской железной
дороги, закончено развитие предпортовых станций Новороссийск
и Туапсе.

В отчетный период отрасль последовательно очищалась
от накопившихся долгов, организационных недостатков
в управлении как эксплуатационной, так и хозяйственной
деятельностью. Практическая реализация программных подходов
по управлению железнодорожным транспортом положительно
сказалась на результатах работы железных дорог.

— Нынешний год — ключевой год реформирования, — подчеркнул
в завершение доклада министр путей сообщения России Геннадий
Фадеев. — Реформа проводится в интересах общества, железные
дороги останутся основой экономического развития и надежной
опорой государства. И сегодня, подводя итоги прошлого года,
мы даем оценку целой эпохе.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры