По правилам "цивилизованного капитализма"
Первые дни 2003 года ознаменовались событием, которое может стать началом приобщения российского предпринимательства к международной корпоративной культуре. Недавно созданная комиссия по корпоративной этике Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) (РСПП) объявила о начале рассмотрения корпоративных споров с начала 2003 года. Смысл этого, на первый взгляд незначительного, начинания разъяснил в беседе с журналистом "ВСП" Владимиром КИНЩАКОМ арбитр комиссии, консультант Института Всемирного банка Геннадий КОНСТАНТИНОВ.
Геннадий Николаевич КОНСТАНТИНОВ — профессор Высшей школы
экономики (Москва), директор Центра корпоративного управления,
математик — системщик по образованию. Специализация — корпоративное
управление и стратегический менеджмент. Профессор закончил
Иркутский университет, защитил здесь кандидатскую, а затем докторскую
диссертацию и не забывает свою alma mater. Вот и в этот раз он приехал в
Иркутск, чтобы прочитать цикл лекций по стратегическому менеджменту
и корпоративному управлению.
— Насколько я понимаю, Геннадий Николаевич, комиссия, арбитром
которой вы являетесь, создана для разрешения проблем
корпоративного управления в России. В чем суть этих проблем?
— Все знают сказку «про вершки и корешки», где хитрый мужик дважды
обманул глупого медведя. Если посмотреть на эту сказку с точки зрения
корпоративных отношений, то на первый взгляд может показаться, что
мужик в экономическом смысле очень эффективен. В действительности,
если говорить обо всей деревне, где живет мужик, то она проиграла. Если
бы мужик выстроил свои отношения с медведем правильно и выгодно не
только для себя, но и для медведя, то медведи пришли бы ко всем
мужикам, стали бы им помогать, и деревня быстро стала бы развиваться —
богатеть. Но он допустил ошибку. И продолжение этой сказки выглядит
так. На третий год медведь, два года «сосавший лапу» сначала на
«корешках», а затем на «вершках», приходит к мужику и говорит: «Будем
дружить по-моему. Пахать на тебя я больше не буду, но половина
вкусных вершков и вкусных корешков — моя. Почему? А потому что я
буду тебя защищать — «крышевать». А дальше другие медведи подались
бы к другим мужикам, а затем все медведи поделили бы деревню на зоны
и стали бы «крышевать» организованно. Таков исход неправильных
корпоративных отношений — результат погони за краткосрочной выгодой.
И вот то, что у нас сегодня в России происходит, очень похоже на эту
сказку. Все, кто выстроил корпоративные отношения неправильно,
получили краткосрочную выгоду, но проиграли в стратегическом смысле.
— Ну и каким будет продолжение этой сказки в России?
— Продолжение написали японцы — о том, что внуки «мужиков» и
«медведей» такие правильные отношения установили. А в России тоже
начинают понимать, что за плохими корпоративными отношениями
следует снижение капитализации, снижение прибылей. Инвесторы не
хотят идти в компании с плохими корпоративными отношениями.
Подсчитано, что если, скажем, некая компания стоит миллиард долларов
и там акционеры что-то не поделили, получилась свара, то потери
компании составят 200 миллионов. Такова цена скандала! Хотите
поскандалить? Пожалуйста, за двести миллионов…
— Вы можете привести российские примеры правильного и
неправильного корпоративного управления?
— Как только компания доходит до определенного уровня развития и ей
необходимо привлечь капитал, она вынуждена стать правильной. К этому
приходят все крупные предприятия. Если вы хотите получить капитал на
Нью-Йоркской фондовой бирже, вы вынуждены перестраиваться в
корпоративной сфере, стать более прозрачными и играть по правилам
международной корпоративной этики. Возьмем ЮКОС. Пусть, условно,
его капитализация составляла полмиллиарда долларов. Как только
компания стала последовательно, шаг за шагом, действовать по принятым
в мире правилам корпоративного управления, капитализация стала расти в
разы…
Сегодня в России можно стать в несколько раз богаче только за
счет правильного корпоративного поведения. Но надо иметь в виду, что
выстроить правильные корпоративные отношения в одной компании в
стране, где все играют по другим правилам, столь же трудно, как
построить коммунизм в одной отдельно взятой стране. Что касается
примеров другого рода, то их сколько угодно. Есть, к примеру,
технологии захвата компаний методом проведения внеочередных
собраний. Надо, чтобы на первом собрании не было кворума, а на второе
собрание часть акционеров надо не допустить. Приемы отработаны до
тонкости. Появляется маленький акционер, который подает в суд иск.
Пакет акций арестуют. А чтобы нежелательный акционер не пришел,
указывается адрес проведения собрания: парк Горького в Москве. К
моменту, когда человек найдет место проведения собрания в парке
Горького, необходимые решения уже приняты. Это примеры
неправильного корпоративного поведения. А правильное корпоративное
поведение — баланс власти, равные права акционеров:
— Геннадий Николаевич, какова перспектива развития
цивилизованных корпоративных отношений в России. Сколько нам
понадобится времени, чтобы наши предприниматели усвоили
принятые в мире правила игры?
— Много времени не надо. К России поменяли отношение. Инвесторы
готовы вкладывать деньги. Но при условии выполнения определенных
условий. И у инвесторов есть право требовать. Это их деньги.
Но есть еще один стимул создания нормальной корпоративной среды. Что
будет с капиталом, который болтается в оффшорных зонах? Ведь к
наследникам он попадет лишь тогда, когда он легальный, когда он
чистый. Нужна легализация. Есть проблемы и в семейном
бизнесе. Надо вырастить наследника, способного управлять капиталами.
Это тоже составляющая корпоративных отношений. Все эти проблемы у
нашего молодого капитализма уже возникли. Они требуют разрешения.
Но есть еще одна сторона дела. Поведение корпораций зависит от того,
какие требования им предъявляет общество. Общество всегда сильнее, и
именно оно диктует этику. Проблема в том, что общество в России не
очень требовательно. Корпорации и действуют соответственно. Но
требовательность имеет тенденцию к росту. А этика, в отличие от закона,
имеет обратную силу. И завтра общество спросит с корпорации не только
за завтрашний день, но и за сегодняшний. Часть корпораций начинает это
понимать и двигаться в этом направлении.