издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как вернуть долги по зарплате?

Заработная плата. Пять лет назад это слово означало одно -- задолженность, невыплаченный долг государства перед работником бюджетной сферы. Учителя и врачи, пикетирующие власти, -- помните? Немалых трудов стоило стабилизировать ситуацию, снять проблему. И вдруг призрак прошлого снова вернулся. Тема выплаты заработной платы снова остра как никогда. Попытаемся разобраться: почему вернулись долги по заработной плате?

На декабрь 2001 в Иркутской области задолженности по зарплате
работникам бюджетной сферы почти не было. Были небольшие
задолженности по социальному налогу за прошлые годы, время от
времени возникали задолженности по текущей зарплате, которые тут же
гасились, но в целом ситуация по выплате заработной платы была под
контролем. Но с 1 декабря 2001 года в силу вступил федеральный закон,
по которому была увеличена минимальная заработная плата и
соответствующим образом изменилась и тарифная сетка. Среднее
увеличение заработной платы работников бюджетной сферы составило
1,89 раза.

Предоставим слово специалисту, первому заместителю начальника
главного финансового управления Станиславу Карташову:

— Уже в январе 2002 года стало ясно, что бюджет столкнулся с
серьезными проблемами. До повышения на выплату заработной
платы шло около 40% консолидированного бюджета области. По
всем критериям Минфина было ясно, что это уже сильная нагрузка
и запаса прочности у бюджета нет. Небольшое повышение —
и нам уже будет сложно справляться. Зарплату же повысили не чуть-чуть, а
увеличили почти в два раза. В такой ситуации доля расходов
бюджета на ее выплату составила бы 70%. Это означало бы срыв
финансирования всех остальных расходов бюджета.

Чтобы не допустить рост задолженности по зарплате, главное финансовое
управление стало привлекать дополнительные средства, ориентируясь на
прогнозируемые внеплановые доходы бюджета. Таким образом удалось
удержать выплату заработной платы работникам областной бюджетной
сферы. В территориях средств не хватало катастрофически.

Именно поэтому в территории пошли деньги, которые выделял
федеральный бюджет: субсидии, возвратные ссуды. Плюс ссуды и
дотации областного бюджета. И первые несколько месяцев ситуацию
удавалось держать под контролем. Но тем не менее денег не хватало:
Стала накапливаться кредиторская задолженность, отставание от графика
выплат составляло 2-3 недели.

Весной к первоочередным расходам бюджета добавились северный завоз и
подготовка к зиме. Зарплата зарплатой, но без обеспечения зимовки
северным территориям не жить. А денег требовалось все больше и
больше: необходимо было выплачивать отпускные учителям. Власти
области добились получения 200-миллионной ссуды в Минфине, кроме
того, администрация области взяла кредит на 100 млн. в банке. Таким
образом, областным финансистам снова удалось справиться со сложной
ситуацией.

Но уже летом 2002 года руководитель главного финансового управления
Андрей Буренин предупреждал, что осенью положение с выплатой
заработной платы неизбежно ухудшится. Минфин исчерпал лимит
бюджетных ссуд, в территории ушло 95% средств, заложенных в
областном бюджете на финансирование городов и районов на весь год.
Чтобы не сорвать исполнение других статей бюджета, областная
администрация была вынуждена ограничить финансовую помощь
территориям. В результате четыре последних месяца прошлого года
кредиторская задолженность копилась ускоренными темпами.

Ситуация в местных бюджетах усугублялась тем, что многие мэры
направляли значительную часть собственных средств на иные цели.
Например, на все ту же подготовку к зиме. Правда, осенью выяснилось,
что многие территории к зиме все же не готовы, и в конце года зачастую
муниципалитеты продолжали направлять собственные финансовые
ресурсы на любые цели, только не на выплату заработной платы.
Окончательную оценку имеющимся фактам главное финансовое
управление намерено дать после скрупулезной проверки.

— Мы намерены самым тщательным образом проверить
сложившуюся ситуацию в территориях, — говорит первый
заместитель начальника главного финансового управления
Станислав Карташов. — В отношении каждого муниципального
образования необходимо выяснить, были ли объективные причины
для накопления задолженности или некоторые муниципальные
образования просто-напросто накапливали «кредиторку», чтобы
получить эти деньги «в аварийном порядке» из областного
бюджета.

При этом в течение всего 2002 года областной бюджет продолжал
исполняться, и к концу года финансирование по основным статьям было
близко к 100%. Возникает вопрос: а не проще ли было своевременно
провести секвестр бюджета, срезать лишние статьи и увеличить долю
расходов на помощь территориям? Слово Станиславу Карташову:

— Во-первых, секвестр областного бюджета уже проводился в
феврале. Во-вторых, урезание бюджета за три-четыре месяца
до конца года малоэффективно. Дело в том, что, как только принят
бюджет и бюджетные ассигнования доведены до их получателей, они
заключают договоры на бюджетные средства. К осени (а именно
тогда возник дефицит средств) почти все договоры заключены,
обязательства по ним законным образом на себя взяты, и пытаться
что-то сократить — это только накопить по этим договорам
кредиторскую задолженность на следующий год со всеми
вытекающими отсюда санкциями. Кроме того, потенциал секвестра
областного бюджета на 2002 год невелик в принципе: в нем
значительный объем — 35-40% — занимает заработная плата, еще
столько же — помощь территориям, которую де-факто не сократишь.
По инвестиционной программе уже было развернуто
финансирование первоочередных объектов, полностью
профинансирована программа поддержки сельского хозяйства — вот
собственно и все, секвестировать было нечего. Все «лишнее» с
бюджета мы сняли еще в феврале.

Общий объем ресурсов, дополнительно необходимых на выплату
заработной платы в 2002 году в связи с ее повышением, равнялся 3 млрд.
700 млн. рублей. Что администрация области и муниципалитеты к концу
года остались должны? К концу года кредиторская задолженность по
заработной плате в местных бюджетах составила 450 млн. К этому можно
добавить 500 млн. задолженности администрации области по ссудам
Минфина. То есть администрация области брала ссуды, направляла их
на места для выплаты заработной платы, а теперь эти ссуды нужно
возвращать. Остальные средства на выплату заработной платы были
изысканы, а это ни много ни мало 2 млрд. 750 млн. рублей. Из них 2
млрд. 300 млн. были изысканы на территории области — за счет прироста
доходной части бюджета.

В территориях области ситуация сложнее. Проблема в том, что
исполнение местных бюджетов выведено из-под контроля
администрации области федеральными законами. Администрация
области может предъявить претензии только в одном случае: когда
администрация направляет средства специально на выплату заработной
платы, а мэр расходует их на другие цели по своему усмотрению. Это
нарушение, причем не только бюджетного законодательства, но и
административного и уголовного.

В том же случае, когда мэр расходует средства местного бюджета, он
администрации неподотчетен. То есть если у него, например, есть
огромная задолженность по зарплате, а он направляет средства районного
или городского бюджета на какие-то другие цели, он отвечает перед кем
угодно, но не перед администрацией области. В этой связи можно
вспомнить ситуацию, которая сложилась в Нижнеилимском районе,
когда мэр Борис Алексеев 28 миллионов рублей, полученных из
областного бюджета, направил на заработную плату (и был прав), но
почему-то ресурсы из собственного бюджета предпочел истратить на
другие цели, невзирая на накопленную задолженность. Здесь сложно что-
то сделать с точки зрения действующего законодательства. И этот случай,
к сожалению, не единичный: некоторые мэры предпочитают накапливать
кредиторскую задолженность, исполняя в первую очередь свой бюджет, а
потом «берут за горло» областную администрацию, с трагической миной
указывая на накопившуюся колоссальную задолженность.
Администрация области прекрасно сознает, что на ее плечах лежит
ответственность за социальную стабильность в регионе в целом, и
вынуждена в аварийном порядке изыскивать все новые и новые средства.

Однако такая переадресация ответственности — путь порочный. Как уже
говорилось выше, ресурсы областных властей небесконечны. В конце
концов, они оборачиваются все новыми и новыми долгами, которые рано
или поздно приходится возвращать.

— Сейчас некоторые муниципальные образования заняли
конструктивную позицию и начали сокращать свои расходы,
отказываться от неприоритетных расходов. Другие продолжают
упорствовать, заявляя, что раз зарплату поднимает федеральная
власть, то и расходы должен нести федеральный центр. Это
пройденный этап: еще год назад администрация области пыталась
дискутировать с федеральным центром о том, кто должен нести
бремя расходов на повышение заработной платы. Сейчас уже есть
четкое понимание того, что федерация полностью не возместит эти
средства. Исходя из этого власти области внесли изменения в
структуру расходов, предприняли шаги для изыскания
дополнительных доходов, словом, не сидели не месте. Во многих
муниципалитетах этого понимания еще нет, и мы иногда наблюдаем
увеличение расходов бюджета на другие цели, в то время когда не
хватает денег на выплату заработной платы.

На 15 января в области кредиторская задолженность по заработной
плате составляет около 345 млн. рублей. из которых 295 —
задолженность по единому социальному налогу (заметим, что это
долги не людям, это долги в бюджет, но их тоже нужно выплачивать).

В наступившем году ситуация будет несколько легче, в основном
благодаря увеличению объемов федерального трансферта почти в
десять раз — со 102 млн. рублей до 1 млрд. 5 млн. рублей. Это результат
совместной работы администрации области и депутатов
Государственной Думы. Мы также прогнозируем рост доходов
областного и местных бюджетов в 2003 г. в среднем более чем на 20%.
С другой стороны, в этом году останется неблагополучное наследие в
виде накопленной кредиторской задолженности. Так что безоблачной
ситуации не будет, но удержать ее под контролем можно, если
муниципальные образования будут рационально управлять своими
бюджетами. Но не нужно забывать, что нужно готовиться к новому
повышению заработной платы на 33%, которое запланировано на 1
октября. В первую очередь области и муниципалитетам необходимо
работать с долгами по заработной плате: гасить задолженность, не
накапливать новые долги. Как будет идти работа с прочей
кредиторской задолженностью, можно будет сказать уже в ходе
исполнения бюджета 2003 года.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры