О рассмотрении письма мэра Нижнеудинского района и решения Думы муниципального образования Нижнеудинского района
Рассмотрев поступившее письмо мэра Нижнеудинского района
С.М. Худоногова от 26.12.2002 N 770 и решение Думы муниципального
образования Нижнеудинского района от 26.12.2002 N 27
«Об объединении муниципальных образований Нижнеудинского района
и города Нижнеудинска», опубликованное в газете «Тракт»
от 03.01.2003 года, после анализа социально-экономического
состояния муниципалитетов и возможных последствий реорганизации
городская Дума считает предложение об объединении неприемлемым
с точки зрения интересов жителей муниципального образования
города Нижнеудинска, необоснованным экономически и социально,
а также противоречащим нормам действующего федерального
и областного законодательства.
Город Нижнеудинск и Нижнеудинский район являются самостоятельными
муниципальными образованиями в соответствии со ст. 99
Закона Иркутской области «О местном самоуправлении в
Иркутской области». Муниципальные образования имеют
собственную территорию, муниципальную собственность,
местные бюджеты, выборные органы местного самоуправления,
самостоятельны в принятии решений по вопросам местного
значения.
Изменение границ территорий, в которых осуществляется
местное самоуправление, согласно п. 2 ст. 131 Конституции
Российской Федерации допускается с учетом мнения населения
соответствующих территорий. Проведение местного опроса
только среди населения муниципального образования Нижнеудинского района
противоречит Конституции Российской Федерации.
По данным аналитического отчета о социально-экономической
ситуации в муниципальных образованиях Иркутской области
за 9 месяцев 2002 года, подготовленного комитетом экономического
анализа и прогнозирования администрации Иркутской области,
бюджетная обеспеченность собственными доходами на одного
жителя: по области — 2588 рублей, по муниципальному образованию
города Нижнеудинска (далее — по городу) — 3033,6 рубля,
по муниципальному образованию Нижнеудинского района
(далее — по району) — 1974,8 рубля.
Среднемесячная начисленная заработная плата на одного
работающего: по области — 4836,5 рубля, по городу
— 4190 рублей, по району — 2719 рублей.
На среднедушевой денежный доход приобретается минимальный
набор продовольственных и непродовольственных товаров
и услуг в количестве: по области — 1,65 минимального
набора, по городу — 1,1 минимального набора, по району —
0,6 минимального набора.
Розничный товарооборот на одного жителя: по области — 16,1
тыс. рублей, по городу — 13,8 тыс. рублей, по району — 2,2
тыс. рублей.
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума:
по городу — 53,6%, по району — 66,4%.
Уровень регистрируемой безработицы: по области — 1,7%,
по городу — 1,7%, по району — 2,3%.
Жители города и района пользуются всей имеющейся инфраструктурой
города. Оказываются медицинские (МУЗ «ЦРБ»), фармацевтические
(УМП «Аптека N 19), бытовые (МУП «Служба быта»), транспортные
(МУП «Нижнеудинское ПАТП»), топливные (МУП «Нижнеудинский
гортоп»), торговые (МТП «Рынок») услуги и предоставляются
торговые точки хозяйствам района в городе.
По статистике последних лет, в МУЗ «ЦРБ» и МУЗ «Алзамайская
городская больница» ежегодно лечится сельских жителей:
в отделениях, работающих в системе медицинского страхования,
— 26%, в социально значимых — 25-30%.
Содержание этих медицинских учреждений производится
только за счет средств городского бюджета.
Родильное отделение МУЗ «ЦРБ» в 2002 году приняло всего
937 рожениц, в том числе 330 из Нижнеудинского района,
что составляет 35,2%.
В то же время постановление губернатора Иркутской области
от 21.06.2001 N 291-п «О взаимодействии в сфере здравоохранения»
руководством района не выполняется в части компенсации
затрат за пролеченных больных.
Муниципальное образование города Нижнеудинска располагает
необходимыми условиями для обслуживания населения, имеет
в собственности имущество на сумму 1,7 млрд. рублей,
которое передано в хозяйственное ведение 13 муниципальным
унитарным предприятиям и в оперативное управление 45
муниципальным учреждениям.
Производственных муниципальных унитарных предприятий
в Нижнеудинском районе нет. Лесные и другие природные
ресурсы переданы в долгосрочную аренду и пользование
частным лицам, предпринимателям, артелям, которые имеют
собственные производственные базы по заготовке, переработке,
хранению и отгрузке продукции.
Сельскохозяйственное производство осуществляется ассоциациями
крестьянских фермерских хозяйств, земли сельскохозяйственного
назначения находятся в собственности граждан.
Таким образом, муниципальное образование Нижнеудинский район
не использовало собственные источники для создания единой
производственной базы. Полагаем, что объединение муниципальных
образований имеет целью не развитие, а ухудшение состояния
экономики города.
Направление муниципальных материальных ресурсов и денежных
средств на выравнивание ситуации одной территории за
счет другой в случае объединения муниципальных образований
может повлечь за собой общее осложнение социально-экономической
ситуации для населения муниципального образования города
Нижнеудинска.
Численность административно-управленческого аппарата
в администрации города — 19 человек на 10 тысяч жителей,
в администрации Нижнеудинского района — 38 человек
на 10 тысяч жителей. Практика показывает, что объединение
федеральных структур на нашей территории — налоговой
инспекции, Пенсионного фонда, земельного комитета и
других — не привело к сокращению численности их аппарата
после объединения. Структура хозяйства города и хозяйства
района требует сохранения сложившихся направлений и
объемов работы администраций, их отделов, управлений
и комитетов независимо от их совместной или раздельной
деятельности.
Положение дел в промышленности, сельском хозяйстве,
проблемы социальной сферы, разбросанность и значительная
отдаленность сельских поселений требуют концентрации
внимания и большого влияния, постоянной помощи со стороны
органов местного самоуправления. Реорганизация же может
привести к обратному.
При принятии решения Дума муниципального образования
Нижнеудинского района допустила нарушение: п. 2 ст.
19 Федерального закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации», ст.
20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных
прав и прав на участие в референдуме граждан Российской
Федерации», п. 2 ст. 11, п. 3 ст. 50 Закона Иркутской
области «О местном самоуправлении в Иркутской области»
(в ред. от 31.12.1999 N 66-оз), п. 3 ст. 13 Устава муниципального
образования Нижнеудинского района, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека и гражданина, интересы
жителей муниципального образования Нижнеудинского района.
На основании вышеизложенного городская Дума
РЕШИЛА:
1. Предложение Думы муниципального образования Нижнеудинского района
от 26.12.2002 N 27 «Об объединении муниципальных образований
Нижнеудинского района и города Нижнеудинска» отклонить
за необоснованностью.
2. Просить прокурора Нижнеудинской межрайонной прокуратуры
В.В. Морозюка внести протест на противоречащее законодательству
решение Думы муниципального образования Нижнеудинского района
от 26.12.2002 N 27.
Мэр города Нижнеудинска А.Н. ОЛЬШЕВСКИЙ.
Депутаты городской Думы:
Н.А. ТИГУСОВА (избирательный округ N 1)
Л.Г. БРАГИНА (N 2)
Н.А. ЛОПОУХОВА (N 3)
М.А. ЗУЙЧЕНКО (N 4)
В.Р. ИПАТЕНКОВА (N 5)
П.Е. ДРОЗДОВ (N 6)
Г.В. СЕРОВА (N 7)