Мост шагнет в новый год
Как мы уже сообщали (см."ВСП" за 25.XII.), нынешняя программа по строительству третьего мостового перехода через Ангару выполнена. Над правобережной поймой взметнулась эстакада длиной 676 и шириной 32 метра. Мостостроители вышли, как говорится, на водный простор.
О сути и деталях сделанного, о том, как будут
разворачиваться события на крупнейшей в России
стройке в наступающем году, мы попросили рассказать
руководителя дирекции строящегося моста (заказчик)
Юрия ШЕИНА.
— Юрий Васильевич, давайте пройдемся по этапным
событиям, свершившимся на новостройке в уходящем
году. Как бы вы оценили работу подрядчиков?
— Три с половиной года минуло с тех пор, как на
острове Конном появились первая техника, строители.
За это время здесь все преобразилось до
неузнаваемости. Дороги и причалы, ЛЭП и монтажные
площадки, красавцы-опоры и не менее элегантные
пролетные строения. С начала стройки на мостовом
переходе освоено 2 млрд. руб., из которых 550 — в
уходящем году. Сегодня иркутский мост — это 32
пролета на правом берегу и один на левом. Четыре
плети правобережной эстакады (плеть — это четыре
пролета) вытянулись на 670 метров. Это, наконец,
более 40% от всей длины моста.
Не менее важным событием уходящего года считаю и
вывод на реку плавсистемы («катамарана»).
В августе тысячетонная махина была заведена в створ
моста и поставлена на якоря и растяжки. С нее и
начнется сооружение русловых опор. Собственно,
уже начато — забито шпунтовое ограждение под низовую
стойку опоры N9. Огражденное пространство затем
будет заполнено песчано-гравийной смесью, и дальше по
отработанной схеме: бурение скважин, бетонирование
буронабивных столбов, устройство ростверка, а затем
и самого тела опоры. К слову, в отличие от
двухстоечных пойменных, каждая из четырех русловых
будет единым монолитным сооружением высотой до 20
метров и более.
К числу этапных можно отнести также изготовление
агрегатов для навесного бетонирования русловых
пролетов, разработку документации и заказ опалубки
на изготовление базового (надопорного) блока
русловых опор, получение давно ожидаемых
конструктивов универсальной канадской опалубки
«Алюма-системс»…
А теперь что касается подрядчиков. Заключительный
аккорд они исполнили на «хорошо». Впрочем, не только
заключительный. В комплексе участники строительства
с общей программой справились. В корректировке
графиков, выработке стратегии строительства, схеме
финансирования активное участие принимали губернатор
Борис Говорин и его заместитель Сергей Брилка. У
обоих эта стройка на особом контроле, что
подтверждает текущее финансирование строительства
моста и заботы о дальнейшей перспективе программы.
— В некоторых средствах массовой информации
прозвучала озабоченность, что мы строим мост «в
никуда». В том плане, что на него ни заехать,
ни выехать. Намечаемый в уходящем году тендер по
строительству подходов и развязок так и не
состоялся. Что-то изменится в 2003-м?
— Ни заехать, ни выехать… Все это словеса. Без
моста городу не выжить. Видите, что сегодня творится
на улицах в часы пик, а представляете, что нас
ожидает с пуском дороги Чита — Хабаровск?
Ввод нового моста позволит перераспределить потоки
с плотины ГЭС и старого моста, сократив перепробег
транспорта на 10-13 километров; произвести
капитальный ремонт старого моста, которому уже под
70; улучшить экологическую обстановку в городе. С
пуском нового моста мы сможем избавиться от
«пробок»и дадим улицам возможность работать еще
минимум лет 10-15.
Что же касается подходов и развязок, то часть работ
по освобождению левобережной площадки уже сделана.
Разработанная Иркутскгипродорнии конкурсная
документация по транспортной развязке поступила к
нам в начале декабря. После ее детального изучения в
дирекции она будет рассмотрена в областной
администрации, а уж потом будем вести речь о торгах.
Перенос сроков строительства левобережного подхода
связан с отселением жителей попадающих под снос
домов. Таковых по ул. Леси Украинки и в пос. Титово
осталось около 30. Но и это еще полбеды.
Главное тут — финансирование работ. А это как минимум
1,5 млрд. руб. Думаю, тут без средств муниципального
образования не обойтись.
— Депутат Госдумы Виталий Шуба неоднократно
высказывал мысль о заимствованиях у Европейского
банка реконструкции и развития. Как вы относитесь к
этому предложению?
— По этому вопросу областной администрацией
принято решение: никаких заимствований, если
возвращать кредиты с процентами из бюджета области.
Мостовой переход — объект, который не будет являться
предметом бизнеса, то есть приносить прибыль не
будет. Если бы он был платным, тогда можно было бы
говорить, что есть ресурс для возврата денег. Но
мост государственный, и ни о какой платности речь
не идет. Значит, будем продолжать строительство
на средства, выделяемые из бюджета области.
— На встрече на мосту в дни Байкальского
экономического форума министра транспорта Сергея
Франка с губернатором шла речь о финансовой
составляющей из федерального бюджета. Чего удалось
добиться?
— Такая составляющая присутствует. Она выражена в
750 миллионах рублей субвенций, которые выделяются
Иркутской области на строительство дорожных объектов.
— Вернемся к новостройке. В 2001 году сооружено
17 пролетных строений, нынче — 16, хотя средств
израсходовано на 135 млн.руб меньше (соответственно
685 и 550 млн.руб). Чем объясняется такой «перекос»?
— На первые два года пришлось большое количество
вспомогательных работ: строительство дорог,
причалов, монтажных площадок, отсыпка островов под
опоры N13 и N8, приобретение
оборудования и технологий, машин и механизмов.
Нынче же деньги и силы были сосредоточены только на
сооружении конструктивов моста. Отсюда и хороший
настрой, стабильность в работе подрядчиков. И, как
следствие, результат.
— Выделенных из областного бюджета 600 млн. рублей
достоточно, чтобы не снижать эти темпы? Каковы
приоритеты на 2003 год и что вы от него ждете?
— Главнейшей своей задачей считаем закрепиться в
русле реки. Для этого сейчас полным ходом (несмотря
на морозы и туманы) продолжаются работы по опорам N8
и N9. Кстати, низовая стойка восьмой уже
забетонирована. На ее сооружение ушло 570 кубометров
бетона, или на треть больше, чем укладываем в
пролетное строение. В первом месяце нового года
коллектив МО-125 приступит к сооружению второй
стойки. С восьмой и начнется возведение 105-метровых
пролетов методом уравновешенного навесного
бетонирования «птичек». Это наиболее ответственная
операция, определяющая уникальность технологии
строительства. Используется она при сооружении
пролетов большой длины. В то же время монолитных
железобетонных конструкций с пролетными строениями
105 метров в России еще никто не возводил. Думаю,
осенью иркутяне уже смогут наблюдать очертания двух
таких «птиц».
В нескольких десятках шагов от восьмой виднеется
шпунтовое ограждение под фундамент девятой опоры.
Вскоре этот огражденный в Ангаре участок засыпят
песчано-гравийной смесью, поверх смонтируют мостик
для буровой машины «Юнтан», и начнется сооружение
стойки опоры.
В наступающем году мостовикам предстоит также
вывести фундаменты десятой опоры, забетонировать 12
пролетов левобережной эстакады и заняться
обустройством проезжей части правобережной:
гидроизоляцией, асфальтированием, барьерными
ограждениями, разделительной полосой…Это не менее
трудоемкая и тонкая работа. Одних карнизных блоков
предстоит изготовить и установить три километра.
— А что, наш Иркутскмостострой так и будет ходить в
пристяжных у коллег из МО-125?
— Ни в коем случае. На днях в адрес иркутских
мостовиков поступили контейнеры с универсальной
канадской опалубкой «Алюма-системс». Укрупнение ее
уже идет полным ходом на базе предприятия, помогать
в сборке и пусконаладке приедут консультанты из
Канады. Кстати, технология эта будет задействована
на левом берегу. Здесь иная геометрия перехода: и
уширение, и кривизна, и индивидуальная длина
пролетов. А значит, и другие требования к
конструктиву.
В том, что новую технологию в коллективе освоят
в ближайший месяц-два, у меня нет сомнений. Бригада
монтажников прошла стажировку в коллективе МО-125 на
бетонировании пролетов правобережной эстакады и все
операции изучила, как говорится, «на зубок». В
экстренном случае могут оказать необходимую поддержку
подмосковные коллеги из МО-125. В наступающем году
Иркутскмостострой планирует забетонировать четыре прямолинейных и
пять криволинейных пролетов.
В общем, дел у обоих подрядчиков, как говорится,
невпроворот. В том, что они с ними справятся,
сомневаться не приходится. На стройке подобрался
коллектив, который способен на многое.
Спасибо всем участникам нашего общего дела! С
наступающим вас Новым годом! Здоровья и благополучия
вам и вашим семьям, друзья и коллеги. Особо хотелось
бы поздравить руководство администрации области,
благодаря усилиям которого продолжается
строительство третьего мостового перехода через
Ангару.