Поверим в завтрашний день
Беседа политического обозревателя Александра ГИМЕЛЬШТЕЙНА с губернатором Иркутской области Борисом ГОВОРИНЫМ
— Борис Александрович, наша встреча проходит в канун Нового года.
Но конец года провоцирует поговорить об итогах. И начать я бы
предложил с выборов в органы местного самоуправления, которые
проходили в начале года. Как вы оцениваете их результаты и что
можете сказать о вновь созданной политической конструкции?
— Я согласен с вами, мы год 2002 начинали с выборов. В 14
территориях Иркутской области появились новые главы
местного самоуправления. Естественно, эти люди
недостаточно знакомы со всем объемом работ по ведению
городского или районного хозяйства, который на них лег. И
это выразилось в разного рода промахах и проблемах.
Считаю, что в разговоре о новой политической конструкции
следует отметить еще одно обстоятельство. В начале 2002 года
Законодательное собрание было вынуждено решить проблему
выбора спикера. Депутаты признали, что работа Виктора
Митрофановича Боровского на посту председателя
малоэффективна. И по собственной воле и желанию
произвели замену руководства Законодательного собрания.
— Главным итогом совместной работы ЗС и
администрации области является подготовленный
администрацией и очень легко одобренный ЗС бюджет на 2003
год. Значит, баланс совместной работы можно считать
положительным?
— Полагаю, что одной из причин эффективной работы является то,
что губернатор Иркутской области привлек в свою команду
достаточное количество хорошо подготовленных молодых людей. В
их числе Ирина Ивановна Думова, доктор экономических наук,
профессор. Она будет заниматься вопросами экономики Иркутской
области. Среди ребят, которых я веду со студенческой скамьи
(сибирско-американского факультета менеджмента), Андрей
Викторович Буренин. После стажировки в крупной финансовой
промышленной группе он вернулся в администрацию области и
возглавляет главное финансовое управление. В этот финансовый
орган я привлек и других талантливых молодых людей. Уверен, что
именно это обстоятельство сказалось на результатах работы по
подготовке основного документа — бюджета на 2003 год. Бюджет
прошел в трех чтениях с незначительными поправками. Это
блестяще.
Кроме того, на должность заместителя главы администрации по
социальным вопросам пришел С.И. Дубровин — человек, с которым
мы работаем не один десяток лет. Прекрасно подготовленный, очень
грамотный человек. Он хорошо вписался в структуру областной
администрации и уже приносит пользу. Резюмируя, могу сказать, что
сегодня к работе в областной администрации удалось привлечь
наиболее подготовленных людей, что и сказывается на результатах
нашей деятельности.
— Борис Александрович, вернемся к теме местного
самоуправления. Органы местного самоуправления
выведены из системы государственной власти. При этом
большинство территорий Иркутской области дотационны.
И когда в результате выборов к власти приходят люди
недостаточно квалифицированные, они начинают тратить
деньги — федеральные, областные, местные. Очень часто
— неэффективно. Каков выход? На мой взгляд, местное
самоуправление есть там, где есть самодостаточные
финансовые территории, а там, где их нет, должна быть
введена система назначения.
— Вы затронули трудный политический вопрос, и на него
простых ответов нет. С одной стороны, есть Москва,
региональные столицы и крупные города, в которых
самоуправление себя оправдало. Его эффективность доказали
такие руководители, как Сысоев, Лужков, Толоконский. Но
Москва одна, и региональных столиц не много. А тысячи
городов и населенных пунктов, в которых организовываются
местные самоуправления, обладают не только дефицитом
финансовых ресурсов, неудовлетворительной экономикой, но
и, конечно же, слабым кадровым потенциалом. И поэтому там
неизбежны случаи, когда к власти приходят слабо
подготовленные люди. Последствия неумелого управления
неминуемо сказываются на жизнедеятельности каждого
человека, целых населенных пунктов. Стоит не простая
задача: сохранить все позитивное, что принесло местное
самоуправление, и в рамках законотворческого процесса
снять, урегулировать имеющиеся проблемы.
И еще одно обстоятельство. К сожалению, функции региональных
властей по контролю за местным самоуправлением сведены к
формальности. Ведь в рамках финансовых потоков, которые
транзитом проходят через региональный бюджет местному
самоуправлению, мы можем обеспечить какой-то контроль. Но все,
что касается местных финансов, является прерогативой главы
местного самоуправления, районной и городской Дум. И вот здесь
возникает интеграция глубокого непрофессионализма и глубоких
ошибочных оснований, которые позволяют так неумело управлять
хозяйством. Поэтому, когда мы строили модель взаимоотношений,
постарались это обстоятельство учесть. Когда я пришел, были
очень серьезные проблемы в обеспечении заработной платой
работников пожарной безопасности и милиции. Вы представляете,
что это такое, когда пожарный или милиционер не получает по
десять месяцев зарплату? Ясно, что ни о каком правопорядке и речи
быть не может. Мы с 1998 года взяли содержание этих служб в
муниципальных образованиях на содержание областного бюджета.
И сегодня задолженности по заработной плате нет. По существу,
все, что связано с развитием материально-технической базы в
бюджетной и социальной сферах, сегодня идет за счет областного
бюджета. Это школы, клубы, больницы, дороги. Все это мы
делаем. На органах местного самоуправления остались две задачи.
Первая — обеспечение функционирования социально-
муниципальной и бюджетной сферы, и вторая — жилищно-
коммунальное хозяйство. Очевидно, что нужен поиск новых форм
взаимовыгодного сотрудничества. Это взаимодействие должно
стать таким, чтобы оно позволяло нам, с одной стороны, не
вмешиваться в то, что запрещено законом, а с другой стороны
— адекватно реагировать на негативные тенденции, которые в той или
иной территории возникают или могут возникнуть.
— Наши болевые точки — зимние прорехи ЖКХ и
задолженности по зарплате. Что делает губернатор, Борис
Александрович?
— Губернатор один ничего не делает. Но он делает многое со
своей командой, с администрацией области. Мы системно
работаем в течение всего года над разрешением этих проблем.
Если говорить о заработной плате, то губернатор, несмотря
на серьезные противодействия со стороны Министерства
финансов, занял жесткую позицию по защите интересов
работников бюджетной сферы Иркутской области и отстоял
право, чтобы наша 20-процентная региональная надбавка по
повышению заработной была сохранена. Я глубоко
сожалею о том, что мэр города Братска такую надбавку не
ввел и жители этого города ( врачи, учителя, работники
культуры) получают меньше, чем в Катангском районе или
Бодайбо, при одинаковых профессиональных качествах и
трудозатратах. Это плохо. Мэр Усолья-Сибирского Кустас
тоже пошел по этому популистскому, ошибочному пути.
Не может быть праздничного настроения, если люди по вине
органов местного самоуправления несвоевременно получают
заработную плату. И я достаточно много предпринимал
усилий для того, чтобы изыскать в рамках взаимодействия с
крупными финансово-промышленными группами,
работающими на территории Иркутской области,
дополнительные доходы для областного бюджета. Думаю, что
проблемы по заработной плате мы закроем на 100%.
Вторая тема, которую мы затронули, — тема жилищно-коммунального
хозяйства. У нас число проблемных территорий по этому комплексу, по
теплоснабжению — катастрофическое. Мы системно занимаемся этим и
понимаем, что органы местного самоуправления без нас не решат
проблему, она слишком масштабная, требует интеллектуальных ресурсов,
ресурсов высококвалифицированных проектировщиков, строительных
организаций и много другого, чего на территориях нет.
С 1997 года я привлек к этой работе квалифицированного
специалиста Петра Александровича Воронина. Мы проверили все
населенные пункты и выбрали самые тяжелые. Были разработаны
планы действий по восстановлению систем теплоснабжения —
Чунский район, Тулун, Усть-Кут, Черемхово, Свирск,
Черемховский район, Бодайбо.
Что касается Усть-Кута, то там теплоснабжение было
нормализовано давно. Работали высококвалифицированные
специалисты. К началу отопительного сезона они построили
новую систему теплоснабжения. И то, что сейчас происходит
в Усть-Куте, напоминает ситуацию, когда неопытный
водитель получает новую машину, садится и разбивает ее,
потому что нет знаний и нет умения. В том, что эта тема
активно муссировалась перед прямой встречей президента с
жителями страны в телевизионном эфире, есть политическая
подоплека. Да, локальные проблемы существуют. Они есть и
в Усть-Куте, и в Иркутске. О них при желании можно
говорить вечно.
Другая сторона проблемы ЖКХ связана с реформой
жилищно-коммунального хозяйства. Необходимо, чтобы
качество жилищно-коммунальных услуг отвечало тем ценам,
которые установлены сейчас муниципалитетами. Пока в этом
направлении подвижек нет — сплошная демагогия и
глобальные недоработки. Мы были вынуждены собрать глав
местного самоуправления и рассказали им о том, какой опыт
уже имеется на территории Иркутской области. В Ангарске, к
примеру, отрабатывается модель демонополизации рынка
жилищно-коммунальных услуг. Там взаимодействие
населения и жилищно-коммунальных органов основывается
на доверительной, согласованной, ответственной и выгодной
обеим сторонам позиции. И когда мы говорим, что реформу
жилищно-коммунального хозяйства делать не надо, — это
очень опасный шаг.
— Борис Александрович, что в нашем активе в 2002 году
появилось нового в социальной сфере области, что построено?
— Во-первых, я еще раз подчеркиваю, нам удалось обеспечить
рост объема промышленного производства. Экономика —
это та база, на которой строится вся жизнедеятельность
общества. Нам удалось во взаимодействии с Некоммерческим
партнерством товаропроизводителей, с малым
предпринимательством обеспечить устойчивый рост объема
промышленного производства. Полагаю, что он составит от 7 до
8 процентов по сравнению с соответствующим периодом 2001
года. Это главное. У нас происходит уверенный процесс
модернизации агропромышленного комплекса. Мы провели
продуктивную встречу с руководителями аграрного комплекса
по итогам нашего сотрудничества в течение 5 лет и четко
определили все приоритеты, направленные на повышение
эффективности агропромышленного комплекса на предстоящую
среднесрочную перспективу до 2005 года. Цель — сделать так,
чтобы наши мясо и молоко были конкурентоспособны с
аналогичной продукцией, которая поступает из других регионов.
Нам удалось реализовать достаточно много социальных областных
программ. Они направлены на снижение внутрибольничных инфекций, на
борьбу с наркозависимостью, со СПИДом, на оздоровление молодежной
среды, духовно-нравственного состояния общества. За счет средств
областного бюджета в этом году мы ввели школу на 360 мест в селе
Коновалово Балаганского района, школу в Свирске на 1076 мест,
реабилитационный центр Саянского дома-интерната для престарелых
инвалидов. В Иркутске завершена реконструкция противотуберкулезного
диспансера. Заканчивается реконструкция детской областной клинической
больницы. Мы ввели 210 тысяч кв. метров жилой площади в области и сейчас
принимаем практически все меры для того, чтобы провести реформу
строительного комплекса и дать возможность жилищному строительству
набирать темпы, которые имели до перестройки.
Подводя итоги 2002 года, необходимо упомянуть об
историческом событии, важном не только для нашей страны,
но и для мировой цивилизации. Мы в 2002 году наконец-то
приступили к практической модернизации Байкальского
целлюлозного комбината. Областной администрации
совместно с учеными Иркутского научного центра удалось
сдвинуть с места проблему, которая не находила решения
десятки лет. Разработана программа, которая прошла
тщательную экологическую экспертизу. Нас поддержал
Президент Владимир Путин, и Всемирный банк открыл
кредитную линию под этот проект. Первый этап программы —
создание системы оборотного водоснабжения на БЦБК — уже
реализуется. Мы можем гордиться этим достижением.
— Кстати, о стратегии развития области. В этом году прошел
Байкальский экономический форум. Какой, на ваш взгляд,
его главный итог?
— Иркутская область сейчас становится стартовой площадкой,
через которую руководство страны может эффективно
проводить экономическую политику в отношении стран
Азиатского-Тихоокеанского региона. Это Китай, Япония,
Корея, страны Индокитая. В рамках подготовки к форуму мы
провели в этом году презентацию экономики Иркутской области
в Японии. На следующий год предстоит работа с Китаем. В перспективе
Иркутская область может оказаться в центре мощных экономических
программ. К примеру, соединение Транскорейской железнодорожной
магистрали с Транссибом позволит создать транспортный коридор «Восток
— Запад». Другая интересная тема — это межгосударственные
энергетические системы: газовые, электрические. И все это
переходит из области научных разработок к прикладным практическим
реализациям. Естественно, что все проекты дадут мощный импульс
развития экономики, а значит, и социальной жизни в Восточной Сибири и
Иркутской области. И задача заключается в том, чтобы максимально
показать внешнему миру готовность нашего политического, научного и
экономического потенциала к этой большой работе.
Я считаю, что в 2002 году, в рамках Байкальского экономического форума,
в котором приняли участие представители многих стран, в том числе
влиятельные экономические структуры Японии, нам удалось сделать очень
серьезные шаги в направлении ряда серьезных внешнеэкономических
акций. Гости увидели нашу искренность в отношениях. Они, со своей
стороны, проявили искренность в налаживании равноправного
взаимовыгодного партнерства с Иркутской областью.
— Борис Александрович, существует две жизни: жизнь реальная,
где люди живут и, увы, умирают, где строят дома и воспитывают детей.
А есть жизнь виртуальная, где политические сплетни,
интриги, суета. Я не хочу вас спрашивать про ту жизнь,
виртуальную. Я хочу вас спросить о реальной жизни.
Какие у вас предчувствия на 2003 год? Как мы в этой
реальной жизни будем существовать, строить, работать?
— Убежден, что 2003 год будет годом усиления роли
государства. Это для нас очень важно. Я думаю, что те
программные установки, которые Президент Российской
Федерации Владимир Владимирович Путин обозначит в
своем ежегодном послании, будут направлены именно на
повышение роли государства в разного рода процессах.
Я бы очень хотел быстрейшего установления мира в Чечне,
прекращения этой кровавой бойни… И мне кажется, что события
последних месяцев этого года свидетельствуют о том, что президент делает
многое, чтобы с военного пути разрешения конфликта перейти на путь
политический. Основания для таких предположений дают и съезд видных
деятелей чеченского народа, и Указ Президента о проведении референдума,
на котором будут обсуждены вопросы политического
устройства этой республики в составе Российской Федерации.
Что касается реальной жизни в нашей области, то я убежден, что
наши контакты с органами местного самоуправления позволят
отладить эту систему и сделать ее более эффективной, способной
оптимально решать задачи, возложенные на органы местного
самоуправления.
Я надеюсь на профессионализм и амбициозность команды, с
которой работаю. Убежден, что мы в состоянии будем
продемонстрировать жителям Иркутской области хорошие
результаты.
И, конечно же, в 2003 году, году выборов депутатов
Государственной Думы, нам нужно будет проявить не только
политическую активность, но и политическую ответственность
перед собой и перед государством. Я считаю, что нам нужно
максимально скоординировать взаимодействие всех здоровых
сил Иркутской области для того, чтобы сделать правильный
выбор.
2003 год, как любой другой год, будет насыщен конкретной
плодотворной работой. И я хочу добиться безусловной
социально-экономической стабилизации на территории
Иркутской области для того, чтобы люди были уверены в дне завтрашнем.
— Я хотел бы пожелать вам и вашей семье не только от
себя, но и от своих коллег-журналистов удачи, успехов,
счастливого Нового года.
— Наступающий 2003 год — это новая страница нашей биографии.
И я хотел бы, чтобы она была написана добрыми руками и с
хорошим результатом. Но, кроме того, Новый год — это добрый
семейный праздник.
Желаю всем жителям Иркутской области праздничного
настроения в новогоднюю ночь и удачи в Новом году.