Брависсимо, КСП!
Самодеятельная песня жива людьми, у которых есть особый дар создавать песни, и теми, которые хотят их петь или слушать.
(Из программы концерта).
Очень скромно, без афиш и объявлений в СМИ, правда,
в приличном помещении, конференц-зале Института энергетических
систем, традиционном прибежище любителей авторской песни,
состоялся очередной 26-й отчетный
концерт иркутского КСП, популярного клуба самодеятельной
песни. Это событие произошло в первой декаде декабря
1976 г., и с тех пор рождение его неукоснительно отмечается
песней, а зал всегда полон разновозрастной публикой.
И невольно задаешься вопросом: не является ли КСП
с его устаревшей аббревиатурой в некотором роде анахронизмом,
перекочевавшим из так памятного, но прошлого времени?
О феномене бардовской (авторской) песни в России уже
написаны диссертации, проведены научные исследования.
Грушинский фестиваль по-прежнему собирает со всех концов
страны тысячи поклонников, сборники и записи бардовских
песен по-прежнему имеют спрос; барды вместе и порознь
всегда желанные гости в российских городах, а ведь при
советской власти приходилось конспирировать места проведения
Грушинского фестиваля, партия и комсомол искали способы
направления самодеятельной песни в идеологическое русло.
… Хочется процитировать еще одну выдержку из необычной
программы концерта, в которой разделы были предварены
лирическими отступлениями: «Романтическая традиция в
самодеятельной песне отражает святое свойство человека
фантазировать, мечтать, стремиться крылатой мыслью туда,
где он еще не был, где можно узнать что-то новое, неизвестное,
дотоле невиданное!»
В соответствии с этой традицией концерт начался мелодией
бессменной «Бригантины», а основной состав КСП на фоне
натянутого паруса яхты в сопровождении дуэта гитар продолжил
вечную тему разлук и встреч «Парусами Крузенштерна»
и другими известными произведениями самодеятельных авторов.
И не зря организаторы концерта и душевные лидеры КСП
— бывший геолог, а ныне референт Татьяна Касперская
и зав. терапевтическим отделением железнодорожной больницы
Татьяна Мелешко, так украшающая исполняемые мелодии своими
вокализами, — упор в первом отделении сделали
на популярные песни в хоровом исполнении, ведь именно
хоровое (читай «костровое») исполнение красивых
песен так присуще русскому народу. Отсюда и ностальгическая
привязанность иркутской публики к своему КСП, который
давно уже не имеет своего помещения и спевки устраивает
в лучшем случае на квартирах, но тем не менее не только
не собирается сдавать завоеванных позиций популярности,
но и усиливает их за счет молодых: в его составе появились
выпускники Иркутского госуниверситета Нартов, Яковлев
и Кравченко, на бис выступил молодой ангарский инженер
Юрий Шер. А чего стоит появление на сцене с сольным
номером семиклассника из Ангарска Саши Мазуренко и в
дуэте с известным иркутским бардом и исполнителем Глебом
Агафоновым иркутской третьеклассницы Саши Каплуненко?
Завороженные слушатели затаенно внимали переливам ее
серебряного дисканта в ставшей уже народной мелодике
песни о полустанке Ангасолка.
Подготовка и проведение концертов КСП не обходятся без
самозабвенно увлеченного песней Виктора Миронова,
профессора, доктора медицинских наук и отличного хирурга,
владеющего гитарой не хуже, чем скальпелем, супругов
Виталия и Елены Жуковых, других музыкантов. И хотя это
слово «музыкант» вряд ли понравится КСПшникам, но
ведь уже понятно, что самодеятельная песня — это тоже
направление в музыкальной культуре, неотделимое от общей
культуры.
Было в концерте еще и сольное отделение, однако его
апофеозом стала третья часть, в которой по традиции
поют все — и исполнители, и слушатели. И пели не стареющие
песни: «Перекаты», «Люди идут по свету», «Вечер бродит»,
«Ты — мое дыхание»…
С последними аккордами зал встал и одарил своих любимцев
бурными аплодисментами.
Брависсимо, КСП!