Геннадий ИСТОМИН: "Важно не только принять закон, но и добиться его исполнения"
Заканчивается 2002 год. Подвести итоги работы власти мы попросили вице-спикера Геннадия Истомина.
— На мой взгляд, 2002 год был тяжелым для жителей Иркутской области. На мой
взгляд, органам власти не все удалось, чтобы защитить интересы населения в полном
объеме, как на федеральном уровне, так и региональном. С 1 января следующего
года повышаются цены на газ на 20 процентов, тарифы на грузовые железнодорожные
перевозки — на 12 процентов, тарифы на электроэнергию
— на 14 процентов. Это то, что
связано с федерацией. Все это косвенно будет заложено в себестоимость продукции
и отразится на ценах.
Если говорить о работе Законодательного собрания, то надо отметить сложности,
возникшие при замене председателя областного парламента. Этот процесс растянулся
на четыре месяца. Для многих депутатов это решение давалось нелегко и наложило
негативный отпечаток на работе собрания в целом.
На территории области очень большое упущение в том, что мы потеряли контроль над
энергетикой региона. Начиная с 1994 года мы действовали единым слаженным
организмом с администрацией области по отстаиванию интересов Иркутскэнерго. Но
вследствие политического раскола на выборах депутатов Законодательного собрания,
губернатора, это единство было нарушено, областной пакет акций Иркутскэнерго
перешел в собственность федерации, и боюсь, что в следующем году акции будут
проданы с аукциона какой-нибудь частной фирме. Очень плохо и то, что область
потеряла пакет акций Востсибугля и Тулунской угольной компании. На протяжении
длительного времени Законодательное собрание последовательно отстаивало позицию,
что необходимо оставить пакет акций в областной собственности и сохранить акции
за трудовым коллективом. Однако, на мой взгляд, по субъективным причинам, данные
позиции были сданы, и Тулунская угольная компания вошла в состав группы МДМ.
Теперь мы не имеем возможности напрямую влиять на стоимость угля, область
потеряла в стоимости угля, что привело к разбалансировке бюджетов всех уровней.
Следующий отрицательный момент — администрация области поспешила с введением
закона о переходе на оплату жилья на федеральные стандарты. На примере других
регионов видно, как при переходе на федеральные стандарты одновременно вводятся
законы по социальной защите населения. В Иркутской области этого сделано не
было.
На плечи населения лег и транспортный налог. Мы в два раза снизили предлагаемые
администрацией ставки, но, по-моему, они все равно остались высокими. Надо было
поступить по-другому, вводить эту долю налога в стоимость ГСМ. Что было бы
справедливо. Если автомобиль больше эксплуатируется, больше расходует ГСМ, за
него соответственно больше платят. А так получается, что те пенсионеры, которые
несколько раз выедут летом на дачу, платят столько же, сколько бизнесмены,
которые используют автомобиль каждый день.
Мы приняли бездефицитный бюджет с просчитанными доходами и расходами. Но в нем,
к сожалению, не решены в полном объеме вопросы погашения кредиторской
задолженности по зарплате бюджетникам, не решены проблемы погашения долгов
муниципальных образований за поставленные тепло и электроэнергию от
Иркутскэнерго. Плюс к этому доля зарплаты в некоторых территориях составляет
80-90 процентов местных бюджетов. Это значит, что они не смогут нормально функционировать, и
ситуация, которая возникла в Усть-Куте, может повториться на других территориях.
— Как сработали в нынешнем году комитеты Законодательного собрания?
— Я удовлетворен работой комитетов, особенно комитета по социально-культурному
законодательству, возглавляемого Сергеем Московских, и комитета по
законодательству о государственном строительстве области и местном
самоуправлении, которым руководит Борис Алексеев. На них пришлось большинство
вопросов по изменениям в областном законодательстве и привидению их в
соответствие с федеральными нормами. К чести Алексеева и
Московских, они с данной работой справились.
Сложно пришлось Юрию Рожкову, председателю комитета по бюджету, потому что
материалы для рассмотрения порой поступали не подготовленными должным образом,
непосредственно перед заседаниями комитета. В подобной ситуации нужно иметь
большой опыт, знания ситуации, чтобы оперативно их рассматривать.
Комитет по собственности и экономической политике работал над крайне важными
проблемами. По некоторым из них пришлось проводить депутатские слушания,
например, по системе электроэнергетики, по эффективности управления
собственностью. В этом году был принят закон о инвестиционной деятельности в
Иркутской области, который улучшил привлекательность региона. Это тоже заслуга
комитета Юрия Фалейчика. Но в то же время у комитета, на мой
взгляд, осталось большое
непаханое поле деятельности. Надо посмотреть, насколько эффективно областная
администрация управляет пакетами акций предприятий. Такое поручение комитету
дано, и надеюсь, будет сделан серьезный анализ состояния дел.
Комитет Геннадия Нестеровича по законодательству о природопользовании, экологии
и сельскому хозяйству работал над законопроектами, о важности которых говорят
возникшие по ним острейшие дискуссии: закон о городских лесах, закон о цене на
землю и другие. Комитет старается добросовестно вникнуть в ту проблему, которую
рассматривает, но недоработки все-таки имеются. Например, готовилась комитетом
совместно с управлением сельского хозяйства программа развития агропромышленного
комплекса. Она принята, но не прописаны контрольные функции, и комитету это
упущение надо устранить.
Когда мы рассматриваем законы, касающиеся экономики области, неоценима помощь
наших депутатов-промышленников. Это Гавриил Франтенко, Виктор Круглов, Игорь
Гринберг, Григорий Трифонов, Владимир Ковальков. Здесь важен не только их
практический опыт управления крупными предприятиями, но и, самое главное,
предвидение последствий принятия законов.
— Сейчас все больше приходится слышать об усилении контроля.
— Мы ставим это во главу угла на следующий год, потому что закон
или нормативный акт принять важно, но еще важнее проследить, как этот закон
выполняется, как расходуются средства, приносит ли это пользу населению?
— Какие наиболее важные, по-вашему, вопросы будут рассматривать депутаты в
начале следующего года?
— Это, конечно, закон о минимальном прожиточном минимуме. Мы должны исправить
ошибки в расчетах, которые допустила областная администрация. Особенно выделим
вопрос об оказании содействия в проведении реформы ЖКХ и принятии законов,
которые смягчат возможные негативные стороны реформы, в частности по оплате
жилья малоимущими гражданами. Незамедлительного решения требует ситуация в
строительном комплексе. То количество жилья, которое сейчас вводится,
совершенно недостаточно, и мы должны найти возможности для существенного
увеличения объемов строительства.
Отмечу еще одно важное направление. Депутаты должны не только работать в
Законодательном собрании, но и решать проблемы на местах. Поэтому все депутаты
предоставят отчеты о своей индивидуальной работе, которые мы доведем до сведения
общественности.