издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Борис Говорин: "Реформа должна учитывать интересы территорий"

  • Автор: Беседовала Ирина СОЛОВЬЕВА

— Борис Александрович, следом за правительством и Федеральным
Собранием к вопросам реформирования железнодорожного транспорта
подключились и регионы. Иркутская область оказалась в числе первых.
«Железнодорожной» теме было посвящено специальное заседание
экономического совета при губернаторе, членами которого являются
руководители областных структур власти и крупнейших
промышленных предприятий…

— Тема, действительно, для всех нас актуальнейшая. Восточно-Сибирская
железная дорога самым тесным образом связана с экономикой и социальной
жизнью Иркутской области: без нее невозможна работа базовых
отраслей промышленности Приангарья. Дорога обеспечивает 97 процентов
грузооборота, на ней трудится более 46 тысяч жителей области —
это сопоставимо с численностью населения крупного района. И от того,
как будет организована реформа, зависит экономическая обстановка
в области и благосостояние ее населения.

Современное состояние железнодорожного транспорта России
действительно внушает серьезную озабоченность, несмотря
на внешнее благополучие, для него характерно старение основных
фондов. Его структурная реформа стала насущной необходимостью.
Другое дело — сочетание интересов государства, инвесторов
и регионов, прогноз позитивных и негативных последствий
реформирования для экономики страны и ее населения.

— Вы не раз говорили, что областная администрация работает
в самом тесном контакте с руководством Восточно-Сибирской
магистрали. В чем это выражается конкретно?

— С 1998 года мы ежегодно заключаем соглашения между администрацией
области, Восточно-Сибирской дорогой и Министерством путей
сообщения, которые все стороны стремятся полностью выполнять.
Железная дорога является одним из крупнейших налогоплательщиков
в Иркутской области, и на сегодня у нее нет задолженности
перед бюджетами всех уровней. Железная дорога создает новые
рабочие места. К примеру, крупный железнодорожный узел —
город Нижнеудинск пять лет назад входил в тройку городов
с максимальной безработицей, а сегодня, с пуском вагоноремонтного
завода, здесь даже ощущается нехватка рабочих рук. Успешно
претворяется в жизнь «Отраслевая целевая программа содействия
занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта
на 2001-2005 годы». Дорога постепенно передает в ведение
муниципальных образований свой жилищный фонд и часть объектов
социального назначения. Только в этом году передано уже 462
тысячи квадратных метров жилья, значительная часть детских
садов, часть школ и лечебных учреждений.

— И тем не менее вы говорили на заседании экономического
совета, что вопросов, пока не проработанных, особенно в той
части, которая касается баланса интересов железных
дорог и субъектов Федерации, еще очень много…

— Надо признать, что реформирование на Восточно-Сибирской
магистрали началось еще семь лет назад, и сегодня наша дорога
по ряду технологических и технических позиций опережает
общие для отрасли показатели. В частности, здесь первыми
заложили основные принципы управления перевозочным процессом,
создали центр управления перевозками на дорожном уровне,
осуществили переход на безотделенческую структуру. Созданная
на дороге информационная технология обеспечивает эффективный
технологический и финансовый мониторинг, взаимодействие с клиентами
и независимыми перевозчиками. Реализована централизация
управления финансами и материально-техническими ресурсами,
обеспечивающая их эффективность и прозрачность.

Но в свете предстоящего реформирования нам пока не ясно,
как в новых экономических условиях будет решаться вопрос
по использованию финансовых потоков, их распределению,
обеспечению содержания и развития железнодорожного хозяйства
в регионах. Ведь основные принципы финансирования оговорены
только на уровне ОАО «Российские железные дороги». Это касается
доходов от перевозок и других видов деятельности, финансовых
результатов, основных фондов и их амортизационных отчислений.
В финансовую модель заложена жесткая система корпоративного
бюджетно-сметного планирования. Но до настоящего времени
на федеральном уровне не разработан новый механизм начисления
и уплаты по налогам в бюджетные и внебюджетные фонды. Между
тем в разработке «прозрачного» механизма учета доходов,
прибыли и уплаты налогов весьма заинтересованы как субъекты
Федерации, так и сами железные дороги.

Восточно-Сибирская магистраль пользуется более дешевой электроэнергией
по сравнению с другими железными дорогами страны. Действующий
тариф для электрифицированного железнодорожного транспорта
в Иркутской области в 2002 году составил 20 копеек, в то время
как среднероссийский — 69,56 коп. кВт-час. При годовом
потреблении электроэнергии в объеме 1830 млн. кВт-час, отпускаемой
ОАО «Иркутскэнерго» железной дороге по этим тарифам, дополнительные
доходы ВСЖД в 2002 году составят 907 млн. рублей. И по справедливости,
МПС должно бы учесть этот момент при формировании финансового
плана ВСЖД, чтобы способствовать увеличению доли налогов,
поступающих в областной бюджет. Вообще, предусмотренная реформой
ликвидация юридических прав железных дорог не должна отразиться
на системе расчетов с региональными и местными бюджетами,
обеспечив их правопреемственность по налоговым обязательствам.
Не должно это мешать и оперативности заключения договоров,
мобильности в использовании денежных средств.

— Еще один «больной» вопрос — пригородные пассажирские
перевозки. Железные дороги несут от них большие убытки,
субъекты Федерации из-за скудности бюджетов не могут
выполнить принятые на себя обязательства. Не исключение
и Иркутская область. Где же выход из ситуации?

— Действительно, пригородные перевозки являются для железнодорожного
транспорта убыточными. В интересах населения субъекты Федерации
вынуждены регулировать тарифы, а механизм финансирования проезда
льготных пассажиров в соответствии с федеральными законами весьма
несовершенен. При этом потребность в субсидировании пригородных
перевозок ежегодно возрастает. Если в 2002 году в рамках двухстороннего
соглашения между ВСЖД и администрацией Иркутской области было
предусмотрено выделение 220 млн. рублей, то представленные
на 2003 год расчеты называют сумму в два раза выше — 430 млн.
рублей. Частичное бюджетное покрытие убытков от пригородных
пассажирских перевозок происходит за счет налогов, перечисляемых
дорогой в областной бюджет. Поэтому в случае возможного
снижения уровня налоговых поступлений в бюджет области
необходимо пересмотреть механизм формирования бюджетов
субъектов Российской Федерации с учетом возмещения вышеуказанных
затрат, в том числе и из федерального бюджета.

В качестве кардинального выхода из сложившейся ситуации
при реформировании предлагается создание пригородной
железнодорожной компании с участием субъектов Федерации.
Предполагается, что это позволит поэтапно снизить убыточность
пригородных перевозок, а затем сделать прибыльным этот
вид транспорта. Организационно-правовая форма в виде
открытого акционерного общества даст администрации
возможность непосредственно участвовать в управлении
компанией, регулировать как затраты, так и доходы с целью
снижения убытков и доли бюджетного финансирования. Это,
может быть, и целесообразно. Но пока не определены
организационно-правовые вопросы функционирования
и распределения имущества создаваемых компаний, а главное
— отсутствуют источники финансирования заведомо убыточных
предприятий. Ведь сегодня 55 процентов издержек по пассажирским
перевозкам покрывается за счет тарифов грузовых перевозок.

— На упомянутом мною заседании экономического совета при губернаторе
Иркутской области очень остро стояли вопросы о кадровом
потенциале железной дороги, о необходимости сохранения
социальных льгот и благ, о передаче в собственность области
объектов социальной сферы. Хотелось бы услышать вашу точку
зрения по этим вопросам.

— Реформирование неизбежно затронет и проблему кадрового
потенциала. Я уже говорил о тех серьезных шагах, которые
сделало руководство ВСЖД для трудоустройства высвобождающихся
работников дороги. Однако разработанная на ВСЖД программа
нуждается в подкреплении со стороны федерального бюджета.
Необходимо сохранить условия районного регулирования
заработной платы для Сибири и Дальнего Востока — пока это
главный стимул сохранения здесь кадров.

Учитывая специфику территории Сибири, в городах и поселках
которой железная дорога является градообразующим предприятием,
необходимо сохранить за ВСЖД в составе ОАО «РЖД» больше
учреждений культуры и образования, чем в целом по сети.
Мы направили в МПС и Государственную Думу пакет замечаний
и предложений по четырем проектам федеральных законов,
касающихся реформирования железнодорожной отрасли.
А на заседании нашего экономического совета решили создать
рабочую группу, которая будет отслеживать ход и направления
реформы и находить наиболее эффективные пути ее реализации.
Проводимая правительством страны структурная реформа необходима,
но если не найти четких ответов на все возникающие вопросы,
мы можем получить не те результаты, которых ожидаем.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры