Городское здравоохранение: реформа идет
Беседа с депутатом городской Думы Иркутска кандидатом медицинских наук Николаем Бутаковым
— Николай Александрович, какие изменения происходят в системе
муниципального здравоохранения города и чем они вызваны?
— В последние годы органами управления города Иркутска проводится
планомерное изменение структуры муниципального здравоохранения. Это
продиктовано имеющимися реалиями финансирования, и необходимостью
совершенствования самой отрасли медицины. Это связано с нерешенной до
настоящего времени острой проблемой межбюджетного устройства различных
уровней власти. В этих условиях страдает бюджет региона, а как следствие
— и местного самоуправления.
Требования концепции развития муниципального здравоохранения,
выработанные ведущими сотрудниками Иркутского государственного
медицинского университета, государственного института усовершенствования
врачей, Сибирского отделения Академии медицинских наук и главными
специалистами департамента здравоохранения администрации города
Иркутска, определяют главной целью достижение интенсификации лечебных и
профилактических мероприятий с рациональным использованием выделяемых
на здравоохранение финансовых средств.
— Это все причины изменений?
— Я бы еще добавил и уровень заболеваемости населения в городе, экология
которого оставляет желать лучшего, а также состояние материально-
технической базы лечебных учреждений.
— Вы убеждены, что финансовые средства, выделяемые бюджетом города
на медицину, используются рационально?
— Большая стоимость лечения в условиях круглосуточного стационара в
реальных условиях стала причиной сокращения коечного фонда, начиная с
1997 года на 333 койки по городу, но в то же время увеличилось число менее
дорогостоящих коек дневного пребывания на 349. При этом снизились
финансовые затраты, при том же уровне оказания квалифицированной
врачебной помощи. В отдельных лечебно-профилактических учреждениях
проведено перепрофилирование коечного фонда исходя из реальных
потребностей и структуры заболеваемости населения. Так, в муниципальной
поликлинике N12 были открыты гинекологические участки, а в поликлинике
N17 создано полноценное отделение «семейной медицины», что способствует
улучшению обслуживания населения территорий, с учетом конкретных потребностей именно в
данных видах помощи.
Все проводимые изменения структуры лечебно-профилактических
учреждений проводятся в строгом соответствии с утвержденными городской
Думой комплексными программами по различным направлениям
здравоохранения. Так, в соответствие с программой по совершенствованию
ангионеврологиеской помощи населению города Иркутска было увеличено
число коечного фонда неврологического профиля в городской клинической
больнице N6 — за счет перевода отделения эндокринной гинекологии в
профильную гинекологическую клинику. Что совершенно логично и
экономически обоснованно. При этом более рационально используется
специализированный коечный фонд и сокращаются неоправданные
финансовые затраты, связанные с дублированием лабораторных и
параклинических и вспомогательных структурных подразделений. Вывод ясен:
идет рациональная и позитивная работа.
— Что еще меняется в процессе реализации концепции развития
муниципального здравоохранения города Иркутска?
— Одним из разделов плана мероприятий по реализации концепции
предусматривается объединение лечебно-профилактических учреждений с
целью создания более мощных, финансово-устойчивых многопрофильных
лечебных учреждений. Эта позиция опирается на имеющийся положительный
опыт, реализованный в Ленинском районе города Иркутска. Именно здесь было
проведено объединение двух поликлиник и стационара в единый лечебно-
профилактический комплекс. В поликлинике N14 отсутствовала
рентгенологическая служба, в свою очередь, в поликлинике N8 не было
женской консультации. Тесного взаимодействия этих самостоятельных
лечебных учреждений также не существовало. Это отрицательно сказывалось
на лечебно-диагностическом процессе, страдало население,
обслуживаемое двумя поликлиниками.
В результате реорганизации лечебных учреждений в единое объединение,
включающее также и стационар, удалось устранить имеющиеся недостатки.
Была упорядочена структура участковой службы, обеспечена преемственность
между амбулаторно-поликлиническим звеном и стационаром, удалось
обеспечить более устойчивое финансово-экономическое состояние лечебного
учреждения. В настоящее время это крупное лечебное объединение несет всю
полноту ответственности за здоровье жителей района и с успехом справляется с
возложенными на него обязанностями. В городе имеются и другие
положительные примеры такого объединения лечебно-профилактических
учреждений.
— Положительные тенденции в городском здравоохранении как-то
сказываются на здравоохранении ведомственном?
— В системе ведомственного здравоохранения, и в частности
— железнодорожной медицины, также произошли значительные структурные
изменения. Они коснулись сразу двух крупных лечебно-профилактических
учреждений. Так, в результате слияния дорожной клинической больницы на
станции Иркутск-Пассажирский ВСЖД с ее консультативной поликлиникой и
больнично-поликлинического комплекса на станции Иркутск-Сортировочный
ВСЖД образовано крупное единое лечебное учреждение, включающее в себя
все существующие подразделения. Это позволило более рационально
использовать оборудование больниц и консультативных поликлиник, снизить
затраты на управленческий аппарат, объединить и более рационально
использовать финансовые ресурсы в условиях их дефицита. При этом уровень
обслуживания прикрепленного к лечебному учреждению населения остался на
высоком уровне, а по некоторым показателям стал выше в результате
расширения оказываемых видов высококвалифицированной помощи. Те виды
медицинских услуг, которые были представлены в одном из лечебных
учреждений, стали доступны всему обслуживаемому населению.
— На территории вашего избирательного округа также происходят
процессы реорганизации. Что явилось причиной принятия решения об
объединении поликлиники и больницы N10 Свердловского района
медицинским советом департамента здравоохранения администрации
города Иркутска?
— В основе этого объединения лежат те же характерные причины, присущие и
другим лечебно-профилактическим учреждениям, о которых уже упоминалось
выше, но имеются и свои особенности. Эти лечебные учреждения находятся
практически на одной площадке, имеют единые инженерные коммуникации,
общую прилегающую территорию и обслуживают население одного района.
Однако заболеваемость по онкологической нозологии взрослого населения,
прикрепленного к поликлинике N10, по данным департамента здравоохранения
Администрации города Иркутска, превышает общегородские показатели. В
результате отсутствия в поликлинике флюорографа имеется серьезный
недостаток и в выявлении туберкулеза среди населения. В результате
отсутствия преемственности в работе больницы и поликлиники на протяжении
длительного периода времени не ведется амбулаторный прием эндокринолога.
И это в то время. когда рядом, в стационаре больницы, имеется
эндокринологическое отделение.
Общей проблемой и больницы и поликлиники является недостаточное
оснащение медицинским оборудованием. А внедрение современных методов
диагностики и лечения на основе новейших медицинских технологий требует
дорогостоящего оборудования. Полное оснащение таким оборудованием рядом
расположенных лечебных учреждений — достаточно проблематичное дело в
финансовом плане для бюджета города. Подобное дублирование затратное и
представляется неоправданным как с экономической точки зрения, так и
организационной.
— Что положительного вы ожидаете от объединения названных лечебных
учреждений?
— Будет создано многопрофильное лечебное объединение, в состав которого
войдут амбулаторные и стационарные подразделения, бактериологическая
лаборатория, женская консультация, стоматологическая служба и другие
отделения. Это позволит наладить должную преемственность и этапность лечения и
диспансерного наблюдения за пациентами, что положительно скажется на
качестве обслуживания населения. Что и является самым главным результатом
структурных изменений в данном конкретном случае.
Рациональное использование имеющихся площадей лечебных
учреждений, в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического
режима, позволит решить проблему детской поликлиники, а также
бактериологической лаборатории, которые должны располагаться изолированно
и удобно для персонала и пациентов. А это возможно лишь при едином подходе
к разрешению имеющихся на сегодняшний день проблем.
В едином больнично-поликлиническом комплексе станет возможным
рационально организовать работу всей рентгенологической службы, что
позволит своевременно диагностировать легочную патологию, в том числе
эффективно выявлять на самых ранних этапах туберкулез и онкологические
заболевания, что является гарантией своевременного и радикального излечения
этих и других заболеваний.
В результате реорганизации станет возможным создание единой
лабораторной службы, а также функциональной диагностики
при рациональном объединении при этом медицинского оборудования, как имеющееся, так и вновь
приобретаемое. Объединение лечебных учреждений позволит исключить
дублирование обследований в стационаре, которые проводятся в поликлинике.
Полное предварительное обследование пациентов на амбулаторном этапе
позволит начать стационарное лечение больных с первого дня поступления в
соответствующее отделение стационара. Это скажется на сокращении
длительности пребывания больного в больнице, а значит, даст значительную
экономию финансовых средств, отпускаемых на здравоохранение.
В едином лечебно-профилактическом объединении появится
возможность решения кадровых вопросов, взаимозаменяемости специалистов
поликлиники и стационара. У персонала появится возможность работы по
совместительству и замещению на период отпусков коллег, более широкому
применению хозрасчетной деятельности.
В результате реорганизации лечебных учреждений прежде всего
выиграют жители, что является самым главным, ведь в конечном счете именно
удовлетворению людских нужд и призвана служить медицина.