Праздник "мидла"
Неумолимо приближаются новогодние праздники. Лестничные клетки содрогаются под тяжелой поступью Дедов Морозов, глянцевые журналы переполнены томными Снегурочками в коротких юбках. Между тем на календаре едва-едва начался декабрь.
С каждым годом новогодне-рождественский бум накатывает на наше
отечество все раньше и раньше. В первую очередь это заслуга
производителей рекламы: клиентов удалось убедить, что под
искрометным соусом новогоднего фейерверка можно продать все что
угодно. И это правда: подход к празднику как к индустрии продаж еще
пару лет назад в России смотрелся чем-то инородным. Сегодня это общее
правило. Людям навязывают, что Новый год — это самый-самый из всех
праздников и уж в Новый год человек должен оторваться по полной
программе: сделать дорогие подарки близким, в новогоднюю ночь
посетить дорогой ресторан или ночной клуб, а лучше — совершить вояж
куда-нибудь за линию горизонта. И это работает: например, у продавцов
мобильных телефонов уже сейчас практически закончились так
называемые «недорогие» модели — «трубка» является престижным и
желанным подарком для молодежи, и не только.
Старшее поколение, которое привыкло слушать бой курантов по радио за
столом с жареной курицей, всю эту суету не очень разделяет. Во-первых,
над ними довлеет представление, что новогодние праздники —
дело сугубо домашнее, семейное. Во-вторых, многим и отмечать-то не на что: на
пенсию при нынешних ценах на лекарства и растущей квартплате не
разгуляешься. Тем не менее и они внесут свой вклад в объем новогодних
продаж — в основном за счет подарков, которые им будут покупать
родственники. Главным же гостем в магазинах будет пресловутый «мидл»
(Middle class — средний класс).
Средний класс исследователи ищут в России не первый год. Согласно
традиции, к среднему классу относятся граждане, зарабатывающие на
жизнь собственным трудом и обеспечивающие таким образом своим
семьям достойный уровень жизни. Не бедные, но и не богатые. Именно
они заинтересованы в развитии государства, именно они играют в
обществе стабилизирующую роль.
Журнал «Эксперт» уже несколько лет проводит исследования, которые
должны набросать примерный портрет представителя среднего класса. В
этом году он выглядит примерно так: граница, отделяющая средний
средний класс от нижнего среднего, проходит в районе 250 долларов на
человека в семье (около восьми тысяч рублей). Граница, ниже которой
спускаться в поисках среднего класса бессмысленно, — 150 долларов. Доля
среднего класса в России невелика: примерно 7% населения, а с учетом
молодежи, которая копирует «мидл», уступая ему по уровню
материального положения, — от силы 14%. Классическому представителю
среднего класса 33 года, он имеет высшее образование, проживает в
приватизированной квартире и страстно жаждет стабильности в жизни и
государстве.
Эта социальная группа наиболее пострадала в свое время от дефолта, она
снесла на своих плечах все эксперименты органов власти, научилась не
платить налоги и спать спокойно. При этом приходится признать, что
российский «мидл» ушел от таких прежних ценностей, как мораль и
нравственность, характерные для прежнего советского образа жизни.
Расстался «мидл» и с «совковой» принадлежностью к коллективу, зато
приобрел такие базовые ценности, как личная свобода, воля, энергия и
самодисциплина.