"Конфета" Андрея Кончаловского
В Санкт-Петербурге состоялась презентация фильма Андрея Кончаловского "Дом дураков". Знаменитый режиссер прибыл на нее вместе со своей молодой супругой Юлией Высоцкой, исполнительницей главной роли. Едва ли не все питерские СМИ откликнулись на это событие. Еще бы! Кончаловский -- режиссер модный, культовый, знаковая фигура в нашем кинематографе. Его новый фильм представлял российское кино на последнем Венецианском фестивале и был удостоен Большого приза жюри, выдвинут на "Оскар", самую престижную в мире кино награду. Именно в связи с этой картиной начали говорить о возрождении интереса к российскому кино на Западе...
На «эксклюзивной» премьере в кинотеатре «Аврора» на
Невском проспекте побывала и ваш корреспондент Светлана
Мазурова, и вот что увидела и услышала.
Зрителей встречали бокалами, наполненными шампанским
(!). Кинотеатр «Аврора» оснащен по последнему слову
техники (конечно, оборудован акустической системой Dolby).
Именно здесь московские и петербургские режиссеры с
удовольствием устраивают презентации своих фильмов. Публике
предлагается «живое» общение с создателями картины и
исполнителями главных ролей.
«Дом дураков» появился в Питере за два месяца до начала
официального проката, до его премьеры в Москве, потому
что картина, претендующая на премию «Оскар», должна
демонстрироваться в кинотеатре в течение определенного
времени. Таковы условия.
— В Петербурге у меня было много картин, — сказал
А. Кончаловский. — Когда я снимал первую, многих из
вас еще и на свете не было. Моей внучки тоже тогда не
было…
О новом фильме. Я был готов к тому, что мы ничего не
получим в Венеции. Есть картины и более глубокие, и
более талантливые. Поэтому я уехал домой, написав речь
«Человек, который не получил приз». Фестивали — приятная
детская забава. Я приветствую любое жюри, давшее или
не давшее мне награду, потому что оно не объективно;
я мальчик, который не получил конфету. Но все-таки я
получил свою «конфету»! У нас с Юлей она одна на двоих…
Мы делали картину в психоневрологическом интернате.
Я в очередной раз пытался понять природу человека.
Пациенты играют в нашем фильме так, что вы не заметите
разницы между ними и профессиональными актерами! Я обязательно
повезу картину к ним. Кстати, Юле, чтобы понять, как
играть не совсем нормальную девушку, пришлось пожить
в этом интернате (она провела там два месяца).
«Дом дураков» из-за маленького бюджета снимали на видеокамеру.
Но этот «недостаток» стал несомненным достоинством
фильма. Рваные смазанные кадры лишь подчеркивают его
идею, усиливают документальность происходящего, сцены
выглядят как снятые в реальном времени.
Немного пофилософствовав («Я радуюсь тому, что есть
возможность жить», «Я в том возрасте, что могу говорить
без остановки»), Кончаловский, прекрасно зная, что публику
всегда интересует личная жизнь знаменитостей, перешел
к «земному», не дожидаясь вопросов:
— Юля моложе меня на 36 лет. У нас трехлетняя дочка.
Все шестеро моих отпрысков мне дороги, со всеми я с
удовольствием общаюсь…
Вот так вот, телеграфным стилем.
Юля была чересчур краткой:
— Что я могу сказать? Что могут сказать артисты?..
Действительно, смотрите фильм, в котором она великолепна.
А что можно сказать, находясь рядом с такой «глыбой»?
После таких слов мэтра:
— Все мы под богом ходим. Вот это действительно меня
интересует. Я пытаюсь понять людей разных культур. Я
отношусь серьезно только к чувствам зрителя и хочу поделиться
с ним своими личными чувствами. Это для меня самое главное.
В Петербург Кончаловский прилетел из Китая, где снимал
серию о культуре этой страны для своего телесериала
«Культура — это судьба». В планах режиссера — съемки
многосерийного телефильма «Лев зимой» (римейк знаменитой
картины с Питером О’Тулом в главной роли), а также постановка
спектакля «Фрекен Жюли», написание сценария фильма о
Врубеле. И это еще не все!..
P.S. В «Доме дураков» есть небольшие роли у Евгения
Миронова, Марии Полицеймако и даже у Брайана Адамса!
* * *
Анонс
В петербургских кинотеатрах осенью я не пропустила
ни одной премьеры российских фильмов: кроме «Дома дураков»,
посмотрела еще и «Олигарха» Павла Лунгина, «Антикиллера»
Егора Кончаловского, «Кукушку» Александра Рогожкина,
«В движении» Филиппа Янковского, «Любовника» Валерия
Тодоровского. А потом побывала на студии «Ленфильм».
В ближайших номерах «Восточно-Сибирской правды» я предложу
читателям репортаж с этой знаменитой русской «фабрики грез», а
также интервью с кинорежиссером Виктором Сергеевым
(на его счету фильмы «Гений», «Палач», «Шизофрения»,
несколько серий «Убойной силы» и «Бандитского Петербурга»;
он бывший директор студии, продюсер многих фильмов, в
том числе фильмов А. Сокурова).