издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Борис ГОВОРИН: "Мы будем биться за интересы области!"

Беседа политического обозревателя Александра ГИМЕЛЬШТЕЙНА с губернатором Иркутской области Борисом ГОВОРИНЫМ

— Борис Александрович, вы часто общаетесь с
селянами, как у них настроение, как завершен год?

— Год был тяжелым, особенно по производству зерна.
У нас много зерна оказалось неубранным, особенно в
центральной части — в Нижнеудинском, Зиминском
районах. Это все говорит о том, что частный сектор,
из которого сегодня в основном состоит аграрный
комплекс, еще не наполнен реальными, эффективными
управленцами. То есть собственность мы передали от
имени государства в частные руки, но эти руки
оказались подчас нехозяйственными. И поэтому нужно
интегрировать эту землю вокруг состоявшихся
собственников, которые могут ее обрабатывать и
производить на ней необходимые продукты питания. Это
первая стратегическая задача. И вторая —
совершенствование работы животноводческого
комплекса. Это наращивание высокопродуктивного
поголовья скота, чтобы обеспечить население надежным
круглогодичным поступлением молока и мяса.

— Как идет формирование бюджета 2003 года? Ведь
процесс принятия закона запущен, прошел уже ряд
чтений в Законодательном собрании.

— Прежде всего я хочу, чтобы жители Иркутской
области понимали, что есть прерогативы федеральной
власти. Вопросы пенсий и стипендий в ее компетенции.
Все остальные проблемы находятся в поле зрения
областного бюджета, который, я уверен, на
150 процентов носит социальную направленность.

По медицине. Принципиально важна для нас, в первую
очередь, выплата заработной платы работникам
медицины, она должна быть увеличена на 33% по
сравнению с 2002 годом. Мы сохранили свою областную
надбавку в этом году и планируем ее сохранить и в
2003. Второе очень важное обстоятельство — это
техническое перевооружение больниц. В частности, мы
сейчас завершаем реконструкцию областной детской
клинической больницы, которая обслуживает все
население; туберкулезную больницу, расположенную на
8-й Советской, переводим на ул.Терешковой; ведем
строительство психиатрической больницы в Жердовке и
в следующем году намерены осуществить глобальный
проект — модернизацию и реконструкцию хирургического
корпуса областной клинической больницы. Этот проект
фантастический, потому что он стоит четыреста с
лишним миллионов рублей. И вопрос, сохраняющийся из
года в год с той или иной остротой, — это
строительство онкоцентра.

Образовательный комплекс. Мы должны отвечать на
вызовы времени, на те решения, которые приняты
федеральными органами власти, должны
совершенствовать наше образование. Мы приняли
программу модернизации, проэкспертировали ее в
педагогической среде, получили позитивную реакцию на
наши предложения, и сейчас эта программа является
базовым инструментом нашей работы в образовательном
комплексе. Отрадно отметить, что уровень
компьютерного обеспечения общеобразовательных школ в
области в два раза выше, чем в России.

Самая тонкая
проблема — малообеспеченные граждане. Как им
помочь? Во-первых, мы создали инфраструктуру этой
помощи, в том числе областной центр социальной
помощи населению, который эту работу системно
проводит вместе с управлением социальной защиты. Мы
имеем программу социальной поддержки населения
области на 2003 год, которую согласовали и с Союзом
пенсионеров, и с советом ветеранов войны, труда и
вооруженных сил, и с областным советом женщин. У нас
есть многодетные женщины, и у нас есть опекаемые
дети — это большой комплекс вопросов, которые
необходимо решать. Мы эти вопросы заложили в бюджет.
Поэтому бюджет прошел два чтения, я уверен, что нам
удастся принять основной финансовый документ в этом
году и с 1 января обеспечить его влияние на
социально-экономическую обстановку в Иркутской
области.

— Вы удовлетворены форматом восприятия и
сотрудничества Законодательного собрания в части,
касающейся работы по бюджету, ведь документ готовит
один коллектив — администрация области, а
корректирует и принимает другой коллектив —
депутатский корпус?

— Тут надо констатировать, что бюджет подготовлен
очень хорошо, мы тщательно работали, и, вы помните,
была критика со стороны областного Законодательного
собрания, что губернатор не внес бюджет 20 сентября.
Можно внести было и 15 июля, но главное — что и для
какой цели. Поэтому мы дождались, когда Федерация
обозначила очень жестко свои подходы в плане бюджета
2003 года, и тогда мы приступили к формированию
собственного бюджета, потому что зависимость
бюджетов — федерального, регионального и местного
самоуправления — 100-процентная. Это сообщающиеся
сосуды. Вы понимаете, что если больше перелилось в
федеральный бюджет, то меньше осталось в
региональном и муниципальном бюджете. Нужно было
состыковать все интересы.

Мы на каждый год формируем
приоритеты. Это принципиально важно. И поэтому на
такие глобальные проекты, как строительство моста
через Ангару (шесть с лишним миллиардов рублей), мы
стараемся притянуть деньги из федерального центра,
потому что это задача не только Иркутской области —
осуществлять такие крупномасштабные проекты. Есть
локальные проблемы, которые Федерация поручила нам
решать, и мы этим занимаемся. Это развитие
материально-технической базы образования,
здравоохранения, социального обеспечения. Нам
приятно, что в этом году мы реализовали специальную
программу поддержки народного самодеятельного
творчества, на нее выделили средства, и они пошли на
пользу. На концерте, посвященном 65-летию Иркутской
области, который был построен на самодеятельном
потенциале, мы увидели, как хорошо и основательно
сегодня трудится этот сектор культуры. Мы будем и в
2003 году стремиться к тому, чтобы люди ощущали
влияние бюджета на повышение уровня жизни.

И еще. Я
специально затронул вопрос оплаты труда. У нас есть
проблемы сегодня: не все своевременно получают
зарплату, особенно в сфере здравоохранения. Мы будем
прилагать все усилия для того, чтобы эту негативную
тенденцию преодолеть, будем работать с федеральным
центром, доказывать, что ими было неправильно
сделано в рамках межбюджетных отношений 2002 года.
Мы это держим под контролем, все муниципальные
образования получили от нас самую реальную помощь
десятками, сотнями миллионов рублей в этом году.

— Борис Александрович, мы начинаем сейчас и будем
продолжать подводить итоги года и планировать новый.
Есть успехи, есть недостатки. Есть, в частности,
проблема, связанная с недостаточным уровнем
инвестиций и падением объемов строительного
производства. Невероятные цены у нас на жилье,
просто рекордные, не соответствующие нашим
климатическим условиям. Все-таки удастся переломить
эти тенденции?

— Для этого мы принимали программу
социально-экономического развития, анализировали
все, что смогли накопить к нынешнему дню в своей
работе в экономической сфере, в том числе все слабые
места. Наиболее серьезный урон в процессе
перестройки понес строительный комплекс. Мы обрушили
рынок жилья достаточно серьезно, спрос большой,
предложения незначительные, отсюда и цена. Поэтому,
как бы нас ни критиковали, мы последовательно вместе
с федеральной властью движемся по пути развития
системы ипотечного жилищного кредитования, которое
позволит в конечном итоге привлечь средства граждан
для решения жилищной проблемы. И смею заверить, мы в
состоянии будем переломить эти негативные тенденции.
Вторая компонента, несомненно важная: сегодня рост
объема промышленного производства идет в первую
очередь за счет загрузки мощностей, которые
простаивали. Например, завод тяжелого
машиностроения. Сегодня завод работает, имеет заказы
на два года, люди стабильно получают заработную
плату. У нас есть динамика по всем системообразующим
базовым отраслям экономики, за исключением легкой
промышленности (92%, а она у нас всегда работала с
приростом). Мы постараемся вникнуть в суть проблем,
которые начинают сдерживать рост промышленного
производства.

Еще одна тема — это угольная отрасль. По
ряду объективных и субъективных причин эта отрасль
сегодня упала почти на 30%. Недавно мы с начальником
ВСЖД, президентом Некоммерческого партнерства
товаропроизводителей, эту тему обсуждали. Сейчас мы
создаем все условия для того, чтобы продукция на
отгрузку имела все транспортные провозные
возможности и количество вагонов, которое требует
«Востсибуголь», начало возрастать. Отгрузка идет,
потребитель имеется, а раз имеется оборот
— будут деньги, налоги и т.д.

Есть проблемы и с производством промстройматериалов.
Это опять же связано со строительным комплексом.

Поэтому итоги в сравнении с тем, что происходит в
целом в стране, показывают: у нас качество
экономической работы лучше. Мы в первую очередь
«завязаны» на конъюнктуру мировых цен, т.к. у нас
экспортно ориентированная область, у нас нет
конечных продуктов, которые мы производили бы,
конечного потребления, поэтому мы делаем первый,
максимум второй передел и все это экспортируем.
Наукоемкая продукция, которую выпускает авиационный
завод, — это и есть пример, каким образом мы должны
использовать знания, интеллектуальные,
технологические, конструкторские ресурсы для того,
чтобы выпускать наукоемкую технологию, товар. Этот
товар, естественно, дорогостоящий, и мы получаем
большую прибыль, большую доходность. К сожалению, в
лесном комплексе и в цветной металлургии мы делаем
первичный товар и его продаем в основном за
рубеж. Таким образом, вывозим дешевую
электроэнергию. Мы никогда не будем богатыми при
такой структуре промышленного производства. Нужны
инвестиции. И поэтому тот закон, который принят — об
инвестиционной деятельности в Иркутской области, он
как раз способствует тому, чтобы инвестор чувствовал
себя уверенно. Но мы не должны забывать, что мы не
отдельная страна, мы составная часть Российской
Федерации. После событий на Дубровке в октябре,
когда вот так, запросто, террористы захватывают в
заложники огромное количество ни в чем не повинных
людей и мы с большим трудом и жертвами выходим из
этой ситуации, привлекательность нашей страны для
инвестиций, уж конечно, не растет. Инвестор должен
быть уверен в стабильности и с политической точки
зрения, и с точки зрения социальноэкономической, и с
точки зрения правоохранительной.

Накаты криминала на коммерческие структуры мы видим
каждый день, и мы видим, что правоохранительная
система не срабатывает, не обеспечивает заслон
проникновению преступного мира в экономическую
сферу. Экономика из-за этого тоже страдает, и из-за
этого мы страдаем и в вопросе инвестиций. Пока не
будут созданы эти компоненты стабильности
государства — политической, экономической, правовой,
— мы вряд ли добьемся широкого привлечения инвестиций.
И еще. Европейская часть Российской Федерации,
Сибирь и Дальний Восток, в плане затрат на единицу
продукции, находятся в невыгодном положении. Здесь
требуется больше затрат в связи с
природно-климатическими условиями, с отсутствием
надлежаще развитой инфраструктуры, разбросанностью.
Транспортные затраты — ведь все надо перевезти.
Поэтому мы выходим на правительство Российской
Федерации, чтобы иметь специальные льготные тарифы
на железнодорожные перевозки, потому что невозможно
обеспечить конкурентоспособность нашего угля или
леса на востоке, т.к. транспорт «съедает» все.

Поэтому здесь должны быть элементы государственного
регулирования, что бы кто ни говорил, для развития и
поддержания территорий Сибири и Дальнего Востока.

— Борис Александрович, в развитии экономики дешевая
электроэнергия, которая у нас была всегда, без
сомнения, играла свою роль.

— Она не только играла роль. Она по существу
является базовым условием для развития здесь
экономической среды.

— У нас как бы уходит в прошлое понятие «дешевая
иркутская электроэнергия» в связи с тем, что мы
отсечены практически от управления Иркутской
энергосистемой.

— Действительно, события 2002 года достаточно
серьезно поменяли картину. Федеральный центр проявил
некую циничность по отношению к Иркутской области,
использовав политическую компоненту. Вообще,
«Иркутскэнерго» с точки зрения РАО ЕЭС — это
раздражитель. Потому что эффективность работы
«Иркутскэнерго» никак не укладывается в низкую
эффективность работы руководства РАО ЕЭС. Есть что
сопоставить, и всегда не в пользу РАО ЕЭС. Поэтому в
РАО полагают, что лучше «снять» этот раздражитель.

В связи с этим я провел достаточно продолжительную
встречу с руководителем администрации президента
Александром Стальевичем Волошиным. Я высказал
позицию на встрече, что строительство каскадов
иркутских, ангарских ГЭС — это не только плюс, но и
серьезное нарушение экосистемы, в которой мы живем,
это связано с большим появлением и нарастанием
количества кожных заболеваний, сердечно-сосудистых,
нервных заболеваний и т.д., новообразований
онкологии.

Я предъявил все экспертные оценки. И второй момент.
Что бы мы ни говорили, у нас энергоемкие
производства. Для того, чтобы обеспечить их
эффективность, необходимы низкие тарифы. Потому что
если тарифы сделать средними, как по России,
экономика наша будет неконкурентоспособна. Волошин
пообещал провести экспертирование, а потом провести
дискуссию, как из этой ситуации выходить. Но мы
будем биться до конца. Население Иркутской области
абсолютно справедливо имеет права в имущественном
комплексе «Иркутскэнерго». И самое главное,
принципиально важное. Почему мы ушли от важного
базового подхода, который высказал президент
Российской Федерации, о том, что мы не будем ничего
подвергать ревизии. Акционирование «Иркутскэнерго»
проведено в соответствии с действующим
законодательством на тот период, основной документ
всем известен, там написано: 24,5% акций в этом
акционерном обществе должны принадлежать Иркутской
области. И получается,что жители Иркутской области,
граждане Российской Федерации, по мнению
федерального центра, представляют угрозу каким-то
национальным интересам. Ничем не аргументированный
бред.

В вопросе объединения Иркутской области с
Усть-Ордынским округом первое — это решение проблем
имущественного комплекса «Иркутскэнерго». Может
быть, потом этот пакет будет продаваться. Мы его
продадим, деньги получим в бюджет, может, на них
построим какие-то лечебные учреждения, школы или
больницы — это уже наша проблема. Но защитить эти
интересы, я считаю, долг власти. И очень хорошо, что
мое обращение в Законодательное собрание было
поддержано депутатами Законодательного собрания. Это
очень важно. Потому что если власти внутри сами друг
с другом бьются — это не на пользу территории.
Здесь мы консолидированы, и это очень хорошие
базовые условия для переговоров с федеральным
центром.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры