Рекрутинг -- лучший индикатор региональной экономики
За годы существования рыночной экономики в России прижились многие ее инструменты и институты -- начиная от рынка ценных бумаг и заканчивая рекламой. Не стал исключением и рекрутинг -- то есть услуги по платному подбору кадров. Рекрутингом занимаются специализированные предприятия -- кадровые агентства.
Сегодня в Иркутске довольно много подобных организаций.
Мы решили разобраться, как сегодня живут и работают кадровые
агентства, чем они могут быть полезны организациям и частным
лицам. Опросив представителей иркутских компаний, работающих
в разных сферах бизнеса, мы обнаружили, что наиболее часто
опрашиваемыми упоминается кадровое агентство «Артэкс М»,
и именно с генеральным директором этого агентства
Екатериной Владимировной Пановой мы решили побеседовать.
— Екатерина Владимировна, что это за бизнес — рекрутинг,
чем он живет, чем занимается ваше агентство?
— Рекрутинг бизнес востребованный, довольно долго
существующий. Говоря языком отраслевой классификации,
рекрутинг — это разновидность услуг для бизнеса.
Наши потенциальные клиенты — это предприятия и организации
всех видов. В России рекрутинг наиболее развит, естественно,
в Москве и Питере — это обусловлено уникальной бизнес-инфраструктурой
столиц. Но вот что интересно: уровень развития рекрутинга
можно считать индикатором развития бизнеса и экономики региона
в целом. Посмотрим, скажем, на наших конкурентов — иностранные
и московские кадровые агентства. Сейчас они интенсивно открывают
филиалы, и где, вы думаете? Правильно, там, где развивается
экономика, строятся и реконструируются предприятия,
куда «приходят» инвестиции. Все эти процессы неизбежно ведут к дополнительному
набору кадров, увеличению спроса на рынке труда — и вот
тут-то и приходят рекрутеры, то есть мы. Отрадно, что наша
Иркутская область также отличается всеми этими признаками.
Мы чувствуем это каждый день — спрос на кадры растет.
— Мы выбрали руководимое вами кадровое агентство потому, что
большинство опрошенных нами бизнесменов на вопрос, с кем вы
работаете, называли «Артэкс». Можно ли утверждать, что ваше
кадровое агентство — одно из лидеров рынка рекрутинга в Иркутске?
— Это сложный вопрос, так как, к сожалению, никаких официальных
рейтингов кадровых агентств не существует, сложен также вопрос
о показателях. Что является показателем «крупности» кадровых агентств?
На мой взгляд, измерять его «величину» в рекрутинге
надо по обороту (например, месячному). Другой возможный показатель
— это численность работающих сотрудников. И если исходить
из этих двух базовых показателей, то, наверное, мы действительно
занимаем довольно хорошую позицию в условном рейтинге.
Впрочем, все относительно…
— Мы наблюдаем за рынком труда и видим, что кадровых агентств
действительно много, постоянно возникают новые. Что, это такой
привлекательный бизнес?
— Я бы так не сказала. Это обычный «долгосрочный» вид бизнеса,
в котором надо много работать. Для его развития необходимы очень
высокий уровень компетентности сотрудников, финансовые ресурсы,
долгосрочные цели на рынке. К сожалению, этого не понимают
много наблюдатели. Со стороны рекрутинговый бизнес производит
впечатление легкого и интересного. Да, это интересный бизнес,
но отнюдь не легкий. И поэтому кадровые агентства часто
возникают, но и исчезают также довольно быстро.
— Какие основные проблемы вы испытываете сегодня?
Кажется, что проблемой должно быть само
нахождение заказчиков — ведь как-то непривычно платить деньги
за подбор кадров. Руководители мыслят стереотипами: «Лучше я возьму
на работу родственника, а деньги платить — ну уж нет…»
— Вот тут-то вы обладаете устаревшей информацией. Такая проблема
была в Москве лет 6 назад, в Иркутске — 2 года назад. Но сегодня
руководители уже не те. Большинство из них получили управленческое
образование, прекрасно владеют инструментами управления бизнесом,
в том числе и кадрами. Все уже прошли через ошибки, «наработались»
и с родственниками, и со знакомыми, и со случайными людьми. И сегодня
у нас не возникает вопроса со стороны клиента «Да почему я должен
платить за подбор кадров? Я же людям работу даю». И потом — не секрет,
что рынок труда именно Иркутска в части квалифицированных
кадров просто «перегрет». Кадры нужны всем: заводам, которые активно
работают, коммерческим фирмам и т.д. И в этих условиях наши
услуги очень востребованы.
— Но какие-то текущие проблемы у вас должны быть?
— На сегодняшний день наша проблема (и не только наша, но и других
действительно профессиональных кадровых агентств) — это «карликовые»
агентства, которые появляются и исчезают постоянно (я называю
их карликовыми, так как в них обычно работает 2-3 человека).
Ситуацию можно сравнить с банковским рынком. В свое
время недобросовестное поведение некоторых банков и финансовых
пирамид подорвало доверие инвесторов, и как потом было сложно
остальным добросовестным участникам банковского рынка восстанавливать
доверие клиентов. Так и на нашем рынке «карликовые», порой
непрофессионально работающие агентства просто подрывают идею
рекрутинга в целом. И иногда наши менеджеры слышат от потенциального
клиента: «Работать с кадровыми агентствами — нет уж, уже поработали…».
Почему-то даже продвинутые, профессиональные руководители не понимают,
что есть разные агентства — и по качеству, и по ценам.
— А как бы вы порекомендовали бы подходить к выбору кадрового агентства?
— Так же, как к выбору делового партнера в любой сфере, — вдумчиво,
системно. Мне кажется, лицу, принимающему решение о выборе
агентства (обычно это руководитель или менеджер по персоналу),
стоит поинтересоваться количеством сотрудников агентства, сроком
работы на рынке, клиентами (спросить, кто мог бы дать рекомендацию
качеству работы). Внимательно стоит изучать договоры, сам состав
услуги, наличие дополнительных услуг — сбор рекомендаций
о кандидатах на работу, тестирование, гарантийный срок. Стоит
также обратить внимание на косвенные признаки: состояние
и расположение офиса фирмы, наличие Интернет-сайта и пр. Кстати,
насчет сайта. Мы недавно реконструировали свой и приглашаем
всех желающих посетить его по адресу: www.arteksm.irk.ru. Массу
положительных впечатлений гарантируем.
К стоимости услуг агентств тоже надо подходить разумно.
Если вам предлагают их очень дешево — не факт, что это лучший вариант.
Можно лишиться всех денег и ничего не получить. И еще, уважаемые
руководители, будьте реалистами при формулировке условий работы
для кандидатов на вакансию: если заработная плата главного бухгалтера
в Иркутске составляет 500 долларов, маловероятно найти его за 200.
А если какое-то кадровое агентство говорит вам: без проблем,
найдем, — задумайтесь, что-то здесь не так. На эту тему можно долго
разговаривать, поэтому, пользуясь случаем, приглашаю всех
потенциальных клиентов к сотрудничеству.