Алексей СОБОЛЬ: Гидролизным заводам не на кого рассчитывать, кроме себя и областных властей
ОАО "Тулунский гидролизный завод" обратился в администрацию Иркутской области с предложением взять в доверительное управление 49-процентный государственный пакет акций завода. Руководство завода объясняет этот шаг тем, что предприятию необходима поддержка областной власти при реализации проекта нового производства. О сложившейся ситуации и положении гидролизных заводов в Иркутской области корреспонденту агентства "Сибирские новости" Евгении СОКОЛОВОЙ рассказал заместитель главы администрации Иркутской области Алексей СОБОЛЬ.
— Алексей Иванович, о каком проекте Тулунского гидролизного завода идет
речь?
— Руководство завода по итогам совещания в Минпромнауки по проблемам
гидролизных заводов разработало бизнес-план создания цеха по производству
сельскохозяйственной продукции. Предприятие планирует выращивать
пшеницу на площади 18 тысяч га. Она будет использоваться как сырье для
спирта, себестоимость которого при этом будет существенно ниже, чем при
его производстве из отходов лесоматериалов. В дальнейшем завод планирует
освоить производство пищевого спирта и при возможности — водочной
продукции. Также параллельно планируется содержать 400 голов дойного стада,
500 свиней и производить ежегодно 840 тонн молока и 120 тонн мяса. Я считаю,
что предприятие правильно выбрало путь развития, который в данном случае
является наиболее оптимальным. Многие гидролизные заводы сейчас переходят
на зерновое сырье, а Тулунский завод давно готовился к переходу на
производство пищевого спирта, надеюсь, что им удастся это реализовать.
Пшеница же в любом случае найдет спрос, потому что нашей области все равно
ее приходится докупать из других регионов, как твердые сорта, так и
фуражную.
— Сколько времени и средств потребуется заводу на реализацию этого
проекта?
— Бизнес-план предусматривает выход на проектную мощность по производству
сельскохозяйственной продукции к 2006 году. На закупку оборудования и
аренду земли необходимо около 60-80 млн. рублей. Чтобы уложиться в сроки
реализации проекта, необходимо получить кредит в конце этого года или в
начале следующего. Тулунский гидролизный завод намерен привлечь кредит на
эти цели при поддержке областной администрации, однако, я думаю, что
помощь не понадобится. Ежемесячный оборот завода порядка 360 млн. рублей,
поэтому проблем с получением кредита возникнуть не должно. Создание нового
производства должно окупиться в течение 2-3 лет. Второй этап бизнес-плана
Тулунского гидролизного завода предусматривает выпуск абсолютированных
спиртов, но для этого нужна уже государственная программа.
— Тем не менее руководство предприятия обратилось за поддержкой и даже
предложило взять госпакет в доверительное управление администрации
области.
— Вопрос о доверительном управлении госпакетом акций завода еще не решен. В
ближайшее время администрация области должна определить, насколько
существенна может быть ее поддержка при реализации проекта. В случае
принятия положительного решения будет подготовлено соответствующее
обращение в Министерство имущественных отношений. Я думаю, что
Министерство должно согласовать передачу пакета в доверительное
управление. Подобный случай уже был с Хорским гидролизным заводом, когда
администрация Хабаровского края добилась передачи пакета, а потом
переориентировала завод на выпуск винно-водочной продукции, выделив на это
из бюджета края 50 млн. рублей.
— Окажется ли администрация области более эффективным собственником,
нежели Министерство имущественных отношений?
— Думаю, что да. Потому что именно благодаря попустительству федеральных
ведомств гидролизные заводы в России оказались в очень сложной ситуации.
Администрация области могла бы принимать более активное участие в
контроле за деятельностью предприятия. Проще говоря, нам виднее проблемы
завода и мы скорее можем помочь. В последнее время Минимущества, как
собственник, вело себя достаточно пассивно. В сущности, заводы были
брошены на выживание. По итогам совещания в Минпромнауки было решено,
что необходима государственная программа по гидролизным заводам, однако
сейчас становится очевидным, что надежды на ее подготовку, а тем более
осуществление, очень мало. Получается, что гидролизным заводам не на кого
рассчитывать в решении своих проблем, кроме себя и региональных властей. Я
могу сказать, что мы окажем поддержку в реализации нового проекта на
Тулунском гидролизном заводе.
Справка: В Иркутской области было построено три гидролизных завода —
Тулунский, Зиминский и Бирюсинский. После введения с 1 января 2001 года
акцизов на промышленный спирт — основную продукцию заводов —
рентабельность предприятий резко упала. Они перестали платить налоги,
вследствие чего действие их лицензий было приостановлено.
В 2001 году Тулунский гидролизный завод произвел спирта этилового
денатурированного 1528,3 тыс. дал, отгрузил готовой продукции
потребителям — 1391,2 тыс. дал. Фактически уплатил акцизов в федеральный
бюджет — 140 млн. руб. В первом квартале 2002 года Тулунский
гидролизный завод выпустил 356,3 тыс. дал этилового спирта.
На Зиминском гидролизном заводе 6 февраля 2002 года введено конкурсное
производство сроком на год. В рамках конкурсного производства на заводе
планируется создать лесохимическое производство, для
этого необходимо $23 млн. По проекту комплекс будет состоять из трех производств:
лесозаготовительного, глубокой переработки древесины и лесохимического.
Предполагается, что численность работающих на комплексе составит 2000
человек. В настоящее время на предприятии ведутся реконструкция
производственных помещений и проектные работы по размещению нового
оборудования. Планируется, что завод будет производить на безотходной
основе диоксиданты — кверцитин и дикверцитин, а также активированный уголь
путем выделения их из сибирской лиственницы.
Бирюсинскому гидролизному заводу 4 сентября арбитражный суд г.
Москвы продлил на три года действие лицензии на производство спирта
этилового денатурированного, действие которой было приостановлено 15
февраля 2002 года. Впоследствии заводу удалось получить новую лицензию,
действие которой закончилось 26 июля 2002 года, Министерство РФ по
налогам и сборам, как лицензирующий орган, отказало заводу в ее
продлении, поскольку у предприятия была задолженность по налогам в
размере около 130 млн. рублей. 20 октября на внеочередном собрании
акционеров Бирюсинского гидролизного завода были избраны новый состав
совета директоров и новый генеральный директор. Гендиректором стал
президент Некоммерческого партнерства Российской гильдии
профессиональных арбитражных управляющих (РГПАУ) Григорий Юн. В
состав совета директоров вошли кандидаты от Минимущества, в том числе
пять представителей теруправления, три представителя министерства, один
представитель Минпромнауки РФ. Новый менеджмент планирует провести
инвентаризацию активов предприятия, анализ хозяйственной деятельности
предприятия и договоров с потребителями. В 2000 году Бирюсинский завод
произвел два млн. декалитров спирта, выручка от его реализации составила
450 млн. руб., прибыль — 35 млн. руб. В 2001 году произведено 1,8 млн.
декалитров, выручка составила 300 млн. руб. За 9 месяцев текущего года
предприятие произвело более 1,1 млн. декалитров, выручка составила 98
млн. руб. В ближайшее время завод планирует погасить задолженность по
налогам в бюджеты разных уровней. Также предполагается выход на новые
рынки сбыта, в частности Дальний Восток и европейскую часть России.