Михаил ПОРЕЧЕНКОВ: "Слава -- вещь преходящая..."
Знаменитый на всю страну ("от Москвы до самых до окраин") артист уверен: популярность, слава, всенародная любовь -- все это временно, все пройдет, и его забудут. А что останется? Наш корреспондент Светлана Мазурова вновь провела несколько месяцев в Санкт-Петербурге, смотрела спектакли, фильмы, концерты, встречалась и беседовала с известными людьми. Мы возобновляем рубрику "Петербургские встречи", в которой предложим нашим читателям интервью журналистки со знаменитыми актерами, режиссерами, живущими в Петербурге, а также побывавшими в это время в городе на Неве с гастролями, дружескими визитами -- москвичами, киевлянами и даже поляками.
«Ничего я не зазвездился»
… Спешу в Театр имени Ленсовета, что на Владимирском
проспекте Санкт-Петербурга. Именно там служит самый
популярный «агент национальной безопасности». В переходах
метрополитена, на улицах — повсюду продают газеты.
На первых полосах, на обложках местных журналов — фото
Пореченкова и огромными буквами заголовки: «У «агента»
родился богатырь!»
В театре мне уже рассказали об этом событии. И еще о
том, что из Москвы приехал журналист, тоже будет брать
интервью у «народного телевизионного героя». Показали:
на служебном входе Мишу ждут письма — как от местных
поклонников и поклонниц, так и из различных уголков
страны. (А после спектаклей, в которых играет М.П.,
на улице, около служебного входа, его видела не раз,
всегда караулят поклонницы с цветами и с просьбами об
автографе).
Мы идем с Михаилом по закулисной части театра, в гримерку,
где можно спокойно поговорить перед спектаклем «Король,
Дама, Валет» по Набокову, в котором у Пореченкова центральная
роль (ничего общего, скажу вам, с Лехой Николаевым даже
близко нет в этом его герое Франце. И мне искренне жаль поклонников
актера, знающих его лишь по ТВ!). Без конца звонит его
мобильник, или «труба», как говорят в Питере. Михаила
радостно приветствуют коллеги, снующие по коридорам.
Все поздравляют его с рождением сына. Кто-то спрашивает
о весе-росте новорожденного (4,434; 56 сантиметров!),
кто-то интересуется:
— Правда, что ты присутствовал при родах?
— Да.
— Неужели не страшно было? (Это, конечно, мужчины.
— От авт.).
— Как назвали?
— Михаилом!
Наконец тишина.
— Да-а, Миша, нелегко было «добраться» до вас! (Несколько
дней кряду я слышала по телефону вежливый, но упорный
отказ продюсера (!) на мою просьбу о встрече со знаменитой
троицей — Хабенский, Пореченков, Краско:
— К сожалению, это невозможно. Они не дают интервью.
— Как «не дают»? Наверное, во всех московских изданиях
сегодня можно увидеть интервью с этими актерами…
— Мы уже выбираем, кому дать интервью, кому — отказать.
Газет и журналов очень много, плюс телевидение (сколько
каналов, программ!), а ребята, вы поймите, очень загружены,
они сегодня нарасхват, у них гастроли, съемки, работа
в театре…).
— Поговаривают, что вы «зазвездились», голова пошла
кругом от успехов. Да и не мудрено…
— Что значит «зазвездились»? Не понимаю смысла этого
слова. Ничего мы не «зазвездились». Да, все время интервью,
журналисты… Но разве мы перестали замечать людей?
— По улицам-то как теперь ходите?
— Я езжу на машине. В магазины захожу как нормальный,
обыкновенный человек.
— Прячетесь, поди, за темные очки и кепочку?
— Нет, не прячусь. Автограф? Пожалуйста, я всегда даю,
когда меня просят. Но есть ненормальные люди, безумные,
оголтелые, наглые, пристающие в состоянии алкогольного
транса, с ними мне неприятно общаться, да любому человеку
будет неприятно… Если такие говорят, что я зазнался,
— пускай говорят, это их право.
Никаких перемен ни во мне, ни в Косте нет, мы не перестали
общаться с друзьями или по-другому относиться к знакомым.
Просто стало меньше свободного времени, постоянно мотаемся:
Питер — Москва. Во внутреннем же состоянии ничего не
поменялось. Мы же понимаем, что это все — временно,
что это пройдет. Слава — такая штука: вот она есть,
а потом — фюйть! — и ее уже нет.
— Смотрю спектакли Театра Ленсовета: вы с Хабенским
играете вместе, даже ваши портреты в фойе висят рядом,
фильм Дмитрия Месхиева «Механическая сюита» — опять
вы вместе, антреприза «Смерть Тарелкина» — вместе,
и даже во МХАТ Табаков пригласил вас двоих…
— Да, мы уже 15 лет вместе. Нам интересно вместе. Нам
стоит посмотреть друг на друга, и мы уже знаем, что
хотим сделать. Мы и учились вместе, и в театр пришли
вместе. Конечно, в кино мы снимаемся и по раздельности:
я — в одном, он — в другом. Но это ведь хорошо, когда
есть команда, когда в ней — взаимопонимание. Вообще
команда — это здорово!
Есть желание сделать еще один спектакль — на меня и
Хабенского. Пьеса написана «на двоих», интересная, грех
ее не взять, и режиссер замечательный. Но об этом рано
говорить, как бы не сглазить! Мы с Костей давно хотели
сыграть вдвоем, у нас большое желание встретиться на
площадке с глазу на глаз и поработать.
— Жаль, не видела вашу «Утиную охоту» во МХАТе. Хоть
немного расскажите о ней…
— Мы ездим играть ее четыре раза в месяц. У меня роль
официанта, Костя Хабенский играет Зилова. Дима — это
«альтер эго» Зилова, полная противоположность ему, но,
как ни странно, они друзья, все перезваниваются, собираются
на охоту. Два разных человека: один хорошо ориентируется
в жизни, а другой — абсолютно рефлексирующий интеллигент.
Оба сложные, неоднозначные фигуры. Зрителям предоставлено
право выбирать, за кого они.
«Команда — это здорово!»
Многие спектакли, в которых играют Пореченков и Хабенский,
поставил известный питерский режиссер Юрий Бутусов.
Модный, как теперь говорят. Талантливый, именитый (он
награжден премиями «Золотая маска», «Золотой софит»,
лауреат премии имени К. Станиславского, его приглашают
на постановки Константин Райкин, театры Кореи и Польши…).
— Мне говорили, что вас с Хабенским открыл Бутусов…
— Открыл нас Фильштинский, наш педагог. Вениамин Михайлович
заметил нас, вырастил, дал путевку в жизнь, в профессию.
Это он набрал нас на свой курс (в Ленинградский
государственный институт театра, музыки и кинематографии.
— От авт.). А первая серьезная работа — да, она была
с Юрием Николаевичем Бутусовым, это и были предпосылки
команды, которая потом собралась (еще Андрюша Зибров,
Миша Трухин). «В ожидании Годо» — это был дипломный
спектакль Бутусова — мы были «братьями по крови», учились
в параллельных мастерских, хорошо знали друг друга.
А с кем, как не с единомышленниками, ставить спектакль?
Он посмотрел, как мы работаем, понял, что это молодая,
веселая команда, которая может осуществить его задумки,
словом, то, что надо…
— И этим спектаклем вы — актеры и режиссер — все вместе пришли
в Театр Ленсовета?
— Да. Потом выпустили следующий — «Войцек». Стали
работать с Владиславом Борисовичем Пази (художественный
руководитель Театра им. Ленсовета. — От авт.), появился
спектакль «Король, Дама, Валет», другие… С Юрой Бутусовым
выпустили еще «Калигулу».
— Сколько ни приезжаю в Петербург, все одна и та же
картина: на эти спектакли просто не попасть, задолго
проданы все билеты, такой ажиотаж!
— Но это же хорошо!
— «А «Смерть Тарелкина», еще один спектакль Бутусова…
— Это антрепризный проект, самая интересная для нас
сейчас работа. Серьезная пьеса, это Сухово-Кобылин,
нам нравится ее играть. Сильный спектакль, нас приглашают
с ним на гастроли.
— Тарелкина великолепно играет Андрей Краско. Тоже
член вашей команды?
— Да, конечно. С Андрюхой мы и в кино вместе снимаемся,
и еще есть кое-какие задумки театральные.
«Брат»
Об этом писали и говорили: Михаил Пореченков вместе
с компаньоном открыл продюсерский центр «Брат» — независимое
актерское агентство, куда входят сегодня более 500 актеров
Москвы, Петербурга, других городов России (прислать
свои фотографии, заполнить анкеты можно через Интернет).
«Брат» осуществляет защиту правовых интересов, кастинг
для кино, телевидения, рекламы, разные проекты — от
съемки фильмов, телепрограмм, рекламных роликов, видеоклипов
до проведения промоушн-акций, занимается созданием антрепризных
спектаклей и арт-проектов…
— Ну и как идут дела?
— Все работает, движется. Конечно, тяжело поднимать
новое дело, тем более — такое. «Смерть Тарелкина» —
спектакль, который принадлежит нам и который мы сделали
по-новому, — был первой попыткой сделать масштабную
рекламную акцию, выиграть это дело, и мы его осуществили.
Сейчас собираем аншлаги.
Хотим снимать кино, будем заниматься новыми сериалами.
Наши актеры (не только питерские, но и московские) будут
работать в кино. У нас были и телевизионные проекты,
передачи, много чего. Недавно еще одну «пилотную» версию
в Москву отослали. В общем, дело идет. Да, тяжело, сложно.
Но работает команда людей (администраторы, агенты…),
занимающаяся рекламой, ищущая площадки, заключающая
договоры…
— Вам-то, востребованному актеру, зачем все это надо?!
— Не хочется сидеть на одном месте.
Пройдет время, слава пройдет, что останется? Ничего!
А это еще одна интересная сфера, можно и здесь поработать,
почему бы и нет?
«Я нормальный живой человек»
В Интернете вычитала такую историю: «Когда создатели
сериала «Агент национальной безопасности» отбирали актера
на главную роль, они решили привлечь к этому волнующему
процессу прекрасный пол. Разложили на столе с десяток
фотографий молодых артистов и попросили женщин выбрать
самого, на их взгляд, обаятельного и привлекательного.
Почти все симпатии оказались на стороне Михаила Пореченкова.
«Вот герой, о котором можно мечтать», — сказали они.
— Ну да, ходит такая легенда, — кивает Михаил.
— И дальше: «Так у нас появился еще один секс-символ».
В ответ — хохот!
— Ужасно! Ха-ха! Люда, слышь? «Секс-символ»?! (Это
адресуется зашедшей за чем-то в гримерку девушке, по-видимому,
костюмеру). Ерунда все это, все эти названия… Пускай
хоть горшком называют, лишь бы в печку не ставили. Какой
«секс-символ»? Просто появился нормальный актер, стали
узнавать и все.
— А еще там пишут: «В жизни Пореченков очень похож
на себя сериального. Такой же веселый и бесшабашный,
что называется, свой в доску». На самом деле?
— Конечно, я другой. Образ героя — один, а я — совсем
другой. Мы разные абсолютно люди. Он — придуманный герой,
я — нормальный живой человек со своим характером, со
своими слабостями, с хорошими и плохими сторонами…
«Агент…», «Вовочка» и другие
— Как у вас сейчас с кино?
— Закончились съемки фильма Александра Прошкина «Жаркое
лето» (это рабочее название). Картина перекликается
с его же работой «Холодное лето 53-го…», обе — о
свободе и несвободе. Новый фильм — «на троих»: снимались
Андрей Панин, я и Маша Звонарева, молодая актриса из
Рязани. Очень интересный сценарий, его написал Миндадзе.
Вообще работали суперпрофессионалы, серьезная команда!
О режиссере я сказал. Оператор — Астахов (все знают
фильмы «Брат», «Война»). Снимали на «Мосфильме», а операторская
команда была питерской. Съемки проходили в Оренбурге,
два с половиной месяца мы там были.
Скоро будет премьера фильма «для всей семьи» «Вовочка».
Это студия «Пеликан», кинокомпания Сергея Жигунова,
моего давнишнего товарища. Снимал Игорь Мужжухин.
Впереди — 12 серий «Агента…». Сейчас готовится сценарий,
съемки начнутся где-то в январе.
Есть и другие предложения, приглашения. Задумок, работы
много!
Я собираюсь уходить, актеру пора готовиться к спектаклю.
Вижу, как он читает письмо, присланное ему с Дальнего
Востока.
— Хорошее письмо парень написал! — говорит Михаил.
— Надо ему фотографию послать.
Актерские работы в кино
«Рядом со временем» А. Кляйнерта (Германия), «Колесо
любви» Э. Ясана, «Тело будет предано земле, а старший
мичман будет петь» И. Макарова, «Горько!» Ю. Мамина
и А. Тигая, «Особенности национальной политики» и «Механическая
сюита» Д. Месхиева, а также в телесериалах «Улицы разбитых
фонарей» А. Рогожкина, «Спецназ» Д. Малюкова, «Агент
национальной безопасности 1-3» Д. Светозарова.