издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Новые возможности для инвесторов

  • Автор: Эдуард КУЛЬЧИЦКИЙ

Принятие в Иркутской области минимальных ставок выкупа земли предприятиями обеспечит предпосылки экономического роста

30 октября депутаты Законодательного собрания области приняли одно сколь
политически зрелое, столько и экономически перспективное решение: было
решено установить ставки выкупа предприятиями своих земельных участков на
нижнем уровне, допускаемом Земельным кодексом: для городов с населением
свыше 500 тысяч человек — пятикратная ставка земельного налога, для городов
от 200 тысяч до 500 — четырехкратная, а для сельской местности — трехкратная
ставка налога.

На первый взгляд, ситуация выглядит несколько парадоксально: выгодным
называется положение, при котором частные предприятия заплатят меньше
денег, а местный и федеральный бюджеты, следовательно, меньше этих денег
получат. Но так положение выглядит именно при поверхностном взгляде, хотя,
чтобы тщательно просчитать все плюсы и минусы, иркутским законодателям
понадобилось немало времени и сломанных в политических дебатах копий.
Дело в том, что установление высоких выкупных цен на землю действительно
могло бы принести единоразовое пополнение казны, но при этом в
значительной мере затормозить экономическое развитие области на долгие
годы. И депутатам приходилось выбирать между соблазном сиюминутного
решения каких-то финансовых проблем и многолетней перспективой роста
всего региона. Ведь по закону до 1 января 2004 года предприятиям предстоит в
обязательном порядке или выкупить занимаемые ими земельные участки, или
остаться на отношениях аренды.

Сначала несколько слов об аренде. Это пока самая распространенная форма
земельных отношений, которая, впрочем, имеет ряд существенных недостатков.
Собственник, не обладающий правом на землю, всегда рискует, вкладывая
средства в развитие своего предприятия. Ведь не секрет, что от воли и прихоти
чиновника в России зависит еще очень многое. В какой-то момент нерадивый
чиновник может полностью перекрыть кислород «разонравившемуся»
предпринимателю. Путем разнообразных придирок или введения новых
ограничений можно добиться расторжения арендного договора или сделать его
условия неприемлемыми. А деньги, вложенные в развитие бизнеса, окажутся
попросту потерянными.

Как пишет эксперт «Финансовых Известий» Андрей Лазаревский, «получается,
что право собственности на такой «несъедобный бутерброд» — здание,
расположенное на арендуемом участке, — не более чем фикция. Особенно в
условиях декларированного новым Земельным кодексом принципа первичности
земельного участка. Между тем Конституция РФ гарантирует полноценные права
собственности. Попытки устранить это недоразумение на федеральном уровне
предпринимались с 1992 года. Процессу выкупа препятствовали местные
власти, которые через условия аренды участка сохраняли и сохраняют рычаги
административного управления предприятиями. Противоречия были и в
правительстве РФ».

В немалой степени из-за этого так неохотно до сих пор идут в Россию
иностранные инвестиции. Да и наши владельцы капиталов, по большей части,
отсиживаются в тени, выжидая более определенных правил игры. Кроме того,
арендованные участки не примет в залог ни один уважающий себя кредитор, а
значит, и найти какие-то дополнительные заемные средства предприятиям куда
как сложнее. Очевидно, что с полноценной собственностью на землю
возможности их увеличиваются, а положение упрочивается.

Вот тут-то и наступает столкновение различных интересов. Если предприятия
заинтересованы в долговременной стабильной работе, то местные законодатели
в различных регионах России всеми силами стремятся пополнить свои
бюджеты. И продажа земельных участков в этом плане видится для местных
властей хорошим шансом подзаработать. И как можно больше!

По закону цена за выкуп земельных участков в Иркутской области может быть
установлена в диапазоне от 3 до 17 ставок земельного налога. При этом налог
как платился, так и будет уплачиваться. По расчетам специалистов, для
предприятий оптимальными были бы 3-5-кратные ставки выкупа земель,
никак не больше, ведь потянуть, например, 17-кратную ставку для выкупа
земли сможет далеко не каждое предприятие. Если вообще это кому-то по
карману. Скажем, в этом случае в черте Иркутска придется заплатить более 1
миллиона рублей за гектар.

Столь значительные выплаты будут произведены из собственных средств
предприятий, которым, чтобы хоть как-то компенсировать свои затраты,
неизбежно придется поднимать цены на свою продукцию. Тут логично было бы
упомянуть неизбежное снижение конкурентоспособности иркутских
производителей, но проблема, оказывается, имеет более простое и ни для кого
не выгодное разрешение.

Практика последних месяцев показала, что в регионах, принявших максимально
возможные ставки выкупа земель, предприятия попросту отказываются от
приобретения своих земельных участков, оставаясь на аренде. Слишком уж
дорогое получается удовольствие. Таким образом, бюджеты так и не получают
ни копейки столь ожидаемых дополнительных денег, а местные депутаты зря
потратили время на разработку земельных законопроектов. Подобное
вынужденное «бегство» от собственности на землю уже отмечено в Московской,
Самарской и некоторых других областях. А вот экономический или
инвестиционный климат в таких регионах вряд ли улучшится в ближайшее
время. Ведь никаких дополнительных возможностей или стимулов земельная
реформа так и не открыла.

Впрочем, даже продажа земли по низким ставкам принесет ощутимый доход в
местный бюджет. Всего в Иркутской области под промышленными объектами
занято 100 тысяч гектаров. Как отметил заместитель главы областной администрации
Александр Рудик, крупные промышленные предприятия готовы в этом году
выкупить землю, на которой расположены их объекты. Например, в 2002 году
Братсккомплексхолдинг готов потратить на выкуп земли около 90 млн. рублей,
ИркАЗ — 10-15 млн. рублей, «Иркутскэнерго» — около 100 млн. рублей. В
нынешнем году 50 процентов средств от продажи земли получает муниципальный
бюджет, 35 — региональный, 15 — федеральный. В то же время в 2003 году
практически все средства от продажи земли под промышленными объектами
будут уходить в федеральный бюджет.

«Минимальными ставками мы хотим простимулировать предприятия, которые
планируют выкупить землю до конца 2002 года, — отметил Александр
Рудик. — Пока в области действует минимальный коэффициент кратности
земельного налога (5 — по Иркутску и 3 — по остальным территориям
области). В таком случае областной и муниципальные бюджеты получат
дополнительные доходы».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры