Квота на жизнь
Валерий Лукин, заместитель председателя комиссии по контрольной
деятельности, разработал закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов
Иркутской области», который депутаты приняли в первом чтении. Мы попросили
Валерия Алексеевича рассказать подробнее о работе над этим законом.
— Проблемы инвалидов в нашем обществе урегулированы законом «О
социальной защите инвалидов Российской Федерации». Там обозначены все
болевые точки и их решения. В том числе и проблема трудоустройства
инвалидов. Все мы знаем, что инвалиды на ту пенсию, которую они сегодня
получают, фактически находятся за чертой бедности. Нам необходимо создать
механизм, который позволял бы им зарабатывать. Это имеет не только
экономическое, но и социальное значение, потому что человек может
нормально чувствовать себя в обществе, когда он в какой-то мере не зависит
от него.
Закон «О социальной защите инвалидов в РФ», принятый в 1995 году,
предусматривает квотирование рабочих мест для инвалидов. На
предприятиях должно быть определенное количество мест, на которые
работодатель обязан принимать инвалидов. Эта норма общепринята в мировой
практике. Россия тут не первая. Но, к сожалению, этот механизм нормально не
работает. Нельзя сказать, что в области ничего не делали для этого. В 1999 году
на сессии ЗС рассматривался проект, внесенный губернатором, о квотировании
рабочих мест, который предусматривал квотирование не только
для инвалидов, но и для других категорий граждан: дети-сироты, дети,
лишившиеся попечения родителей, оканчивающие образование, юноши, прошедшие
срочную службу в армии. Этот закон был поддержан Некоммерческим
партнерством товаропроизводителей и предпринимателей, но не прошел
в первом чтении. Выступающие говорили о том, что есть федеральный фонд
занятости, в него перечисляются определенные средства, которые и должны идти на
создание рабочих мест. Это так и не так. При таких же юридических условиях в
Москве был принят и работает закон о квотировании рабочих мест для инвалидов.
В 2001 году федеральное законодательство несколько изменилось, и в поправках
предусмотрено, что механизм квотирования должен установить субъект
федерации. То есть в масштабах всей страны это не удалось, и решили, чтобы
механизм квотирования приняли на местах, с учетом специфических условий
регионов. Прошел год, но такой закон никто не внес на рассмотрение депутатов.
Поэтому я решил его разработать. Первоначально подразумевалось внести
закон о квотирование рабочих мест для двух категорий граждан: инвалидов и
детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Они склонны к
правонарушениям, беспризорности, поэтому, установив квоты, представив им
возможность гарантированно получить работу, мы могли бы снизить негатив
подростковой беспризорности. Но при экспертизе закона юристы администрации
Иркутской области сказали, что сложно провести такой закон, поскольку твердой
федеральной базы для квотирования рабочих мест для молодежи нет. Поэтому в
законе осталось только квотирование рабочих мест для инвалидов.
Во время первого чтения у депутатов возникло много правомерных вопросов, которые
пока не нашли отражения в законе. В первую очередь, в федеральном законе
предусмотрено, что если работодатель по каким-то причинам не может предоставить
рабочего места, то он должен в бюджет субъекта федерации внести определенную
плату. Размер платы должен определять наш закон. Планировалось — ежемесячно в
размере прожиточного минимума. В Москве эта норма действует четко. Но перед
сессией юристы обладминистрации высказали опасение, что эта норма федерального
законодательства фактически не действует. Поэтому мне пришлось и эту тему снять.
Мы договорились обсудить этот вопрос во время второго чтения.
Меня на сессии удивило, что депутаты обсуждали: надо выполнять федеральную
норму или не надо? Такая постановка вопроса неправомерна. Надо искать пути
выполнения федеральной нормы. Такая возможность есть, и она будет отражена в
законе.