Дождутся ли садоводы помощи?
В очередной раз 17 октября областным общественным советом
союза садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих
объединений был рассмотрен проект целевой программы
«Развитие садоводства, огородничества и дачных хозяйств
в Иркутской области на 2002-2005 годы».
Это программа социальной поддержки садоводов, третья
часть которых (а точнее 700 тысяч человек) представлена
пенсионерами, наиболее необеспеченной частью населения.
Программа членами совета была принята за основу с существенными
замечаниями.
Во-первых, программа не будет выполняться без наличия
в штатах соответствующего органа местного самоуправления
специалистов по вопросам развития садоводства.
Далее. Должны быть в ближайшее время отрегулированы
правовые и финансовые отношения между садоводами (и
их объединениями) и государственными органами. В связи
с этим Законодательному собранию нужно ускорить принятие
закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих
объединениях граждан», в котором будут конкретизированы
источники и объемы финансовой поддержки любительского
садоводства.
Наконец, главное замечание: в программе нет и намека
на финансирование развития инфраструктуры — электро-
и водоснабжения, дорог, пунктов охраны в садоводческих
объединениях.
Запланировано лишь выделение средств из областного бюджета
на информационное обеспечение, обучение руководителей
садоводческих кооперативов, проведение выставок с поощрением
победителей в размере 1,5 млн. руб. и строительство
(на возвратной основе) цехов по переработке овощной
и плодово-ягодной продукции на сумму 1,5 млн. руб.
Спрашивается, чем будет гарантировано декларируемое
в программе улучшение качества жизни, здоровья, отдыха
и занятости около 700 тыс. пенсионеров и обеспечение
малоимущих дешевыми, экологически чистыми овощами, а
также повышение доверия к власти в целом?
В программе указано, что финансирование будет обеспечено
собственными средствами садоводов-любителей, затем
средствами районных, городских, областного бюджетов
и внебюджетных источников. Доля средств каждого из указанных
в программе источников не конкретизирована. О каких
же объемах финансирования программы следует говорить?
На первое место по программе в финансовом обеспечении
садоводческих объединений поставлены собственные средства
садоводов. И это не случайно, ибо более десяти лет садоводческие
кооперативы живут за счет самофинансирования, без поддержки
государственных структур. Для поддерживания инфраструктуры
владелец садового участка платит членские и целевые
взносы, составляющие в зависимости от размера участка
и других условий 500-2000 рублей. При средних взносах
с участка 1000 руб. при наличии в области 429 тыс. садовых
и дачных участков общая сумма составляет 429 млн. руб.
Садоводы платят также налог на землю, который отчуждается
в областной, городской и районный бюджеты. Со следующего
года все средства от налога и арендной платы за землю
будут оставаться в субъектах Федерации.
А кроме того люди должны приехать на свой участок, купить
и внести удобрения, так как под садоводства были выделены
бросовые, не пригодные для сельскохозяйственного использования
земли, для освоения которых потребовались огромные затраты
труда и времени. При поездке двух человек на садовый
участок один раз в неделю в течение полугода, а это
25 поездок, при стоимости билета 10 руб. затраты достигают
500 руб. Если предположить, что ездят только на половину
(215 тыс.) имеющихся в области участков, то общие денежные
затраты только за полгода равняются 107 млн. руб. Далее.
При покупке машины перегноя стоимостью 1,5—2 тыс.
руб. лишь на один из пяти участков, то есть на 80 тыс.
из имеющихся в области, личные денежные затраты садоводов
колеблются в пределах 120-160 млн. руб. А если удобряется
минеральными добавками из расчета 200 г на кв. метр
лишь половина садовых участков, расходы их владельцев
достигают 900 руб., а общие — 195 млн. руб.
Таким образом, только членские и целевые взносы, затраты
на проезд, расходы на покупку машины перегноя раз в
пять лет, на внесение минеральных удобрений раз в два
года составляют 890 млн. руб. И это без учета затрат
на пиломатериалы, укрывные материалы и пленку, получившие
широкое распространение в последнее время, на средства
защиты от вредителей и болезней, на семена и рассаду,
различный инвентарь. Повторяю, в программе нет ни слова
об объемах финансирования из городских и районных бюджетов,
из внебюджетных источников. После этого о какой социальной
поддержке садоводов можно вести речь? Ее не было и,
очевидно, не намечается в ближайшем будущем.
В постановлении учредительной конференции, состоявшейся
16 апреля этого года совету союза садоводческих объединений
Иркутской области было рекомендовано уделить особое
внимание организации государственной поддержки садоводов.
Она должна быть обеспечена из бюджета области как товаропроизводителям
сельскохозяйственной продукции, а также из бюджетов
области, городов, районов, из средств от налогов и арендной
платы за землю согласно Федеральному закону о садоводческих
кооперативах, принятому в апреле 1998 года.
Садоводческим кооперативам, производящим 81% овощей,
95% картофеля, 90% ягод и плодов от общего их производства
в области, должен выделяться определенный процент от
средств, выделяемых на сельскохозяйственное производство.
В будущем это может быть целевое финансирование из
федерального бюджета. Что касается средств от налогов
и арендной платы, то в бюджетах всех уровней (областном,
городском, районном) должна быть не только доходная
строка, но и расходная — на развитие садоводческих объединений.
Увеличение объемов финансирования возможно также за
счет инвестиций исполнителей программы — управления
Восточно-Сибирской железной дороги и ОАО «Иркутскэнерго»,
если они не хотят уменьшения числа потребителей их услуг.
Как скажется при принятии представленной программы дальнейшее
отсутствие государственной поддержки садоводческих
кооперативов? Думаю, власть будет дискредитирована в
глазах садоводов.
Неужели такое безразличие к нуждам садоводов наблюдается во всех регионах
России? Конечно, нет. Так, в Санкт-Петербурге на поддержание
и развитие садоводческих кооперативов выделялось из
бюджета города 1 млрд. 200 млн. руб.; в Ленинградской
области — 600 млн. руб. Спрашивается, откуда такие
деньги? А просто выполняется федеральный закон о садоводческих
кооперативах, и людям возвращаются их же денежные средства
от налога и арендной платы за землю, о чем говорилось
выше. К слову, денежные поступления от этого налога
по России в 2003 году составят 30 млрд. руб., в том
числе по Иркутской области — около 500 млн. руб.