Закон о бюджете примут в ноябре
30 октября начинает работу сессия Законодательного собрания Иркутской области, на которой будет рассматриваться самый важный закон: бюджет 2003 года. Предварительная оценка бюджета и перспективы его обсуждения -- в беседе председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Юрия РОЖКОВА с заместителем главного редактора "ВСП" Сергеем ПРЕДЕИНЫМ.
— Юрий Иванович, мы знаем, что прения по бюджету иногда
затягиваются на месяцы. Как будет в этот раз?
— Депутаты Законодательного собрания, администрация Иркутской
области, главное финансовое управление, контрольно-счетная
палата, руководители местного самоуправления и федеральные
структуры провели интенсивную совместную работу по созданию
проекта бюджета 2003 года, поэтому, я уверен, рассмотрение закона
в трех чтениях пройдет до декабря.
— Споров не будет?
— Конечно, будут. Каждый город и район желает получить больше
средств из областного бюджета. Была такая практика, когда
дотационные территории намеренно занижали свою доходную
часть, чтобы потом оставить на территории дополнительные
доходы. Но сейчас и наш комитет, и главное финансовое управление
точно знают потенциал каждой территории. Поставлено жесткое
условие: бюджет Иркутской области должен быть бездефицитным.
Это значит, что каждый мэр будет точно знать реальную сумму,
получаемую в течение 2003 года из областного бюджета.
— А если нужно больше?
— Значит, нужно прилагать больше усилий для развития своего
города и района. Таковы правила, которые приняты не только в
Иркутской области, но и во всей Российской Федерации. Пора
понять, что невозможно развивать всю область за счет нескольких
территорий-доноров. Нужно учиться зарабатывать на местах. Мы
готовы оказать в этом помощь. На примере своего избирательного
округа я вижу, что такое понимание у мэров есть. Вышел в разряд
территорий-доноров Нижнеилимский район, на треть увеличили
собственные доходы Жигаловский и Усть-Удинский районы. У
Жигаловского района очень хорошие перспективы, поскольку есть
надежда, что в ближайшее время начнет более эффективно
разрабатываться Ковыктинское месторождение. Труднее в
Качугском районе, но и там есть позитивные моменты: с местными
хозяйствами начали работать ангарчане — мясной и молочный
комбинаты. Особо стоит вопрос о помощи леспромхозам. В Качугском районе
необходимо специальное оборудование для обработки твердых пород древесины; в
Нижнеилимском районе раньше вели заготовку леса среднеазиатские
республики, а после развала СССР леспромхозы были брошены.
Словом, у каждой территории есть потенциал для развития. Надо
действовать.
— Юрий Иванович, на что нацелена основная часть инвестиционной
программы нового бюджета?
— Я считаю, что губернатор Борис Александрович Говорин поступил
совершенно правильно, направляя основные средства на
капитальный ремонт объектов здравоохранения, водовода в Куйтуне
и очистных сооружений в Слюдянке. Уточню, что это объекты,
которые действительно требуют единовременного привлечения
значительных средств, эти объекты крайне важны для населения, это
объекты, работы по которым можно завершить в течение
финансового года. Понятно, что есть другие проблемы, решение
которых также требует средств, но для того и существует обсуждение
бюджета в трех чтениях, чтобы грамотно распределить доходы. Мы
планируем, что в 2003 году консолидированный бюджет
Иркутской области составит 25 миллиардов 525 миллионов рублей.
— Уже объявлено, что с октября следующего года произойдет
повышение заработной платы на 30 процентов работникам
бюджетной сферы, военным и лицам, приравненным к ним.
Учитываются эти средства в бюджете области?
— Мы понимаем возникающие сомнения, поскольку на многих
территориях Иркутской области возникли трудности с выплатой
повышенной зарплаты в нынешнем году. Но все же теперь о
грядущем повышении зарплаты нас предупредили заранее, и
соответствующие средства в бюджет области заложены.
— Останутся ли средства на развитие? Согласитесь, ненормально,
когда расходы на зарплату бюджетникам составляют основную часть
расходов даже таких городов-доноров, как Шелехов, Ангарск, Братск.
— Не в лучшем положении и Иркутск. Причем, его мэр Владимир
Викторович Якубовский не может рассчитывать на поддержку
промышленных гигантов: АНХК, ИркАЗа, БрАЗа. Поэтому, мое
мнение, Иркутску надо оставить субвенции в количестве 170
миллионов рублей. Но эти деньги должны пойти именно на развитие
города. Иркутск — визитная карточка всей области. Если инвесторам
не понравится столица, то кто будет работать в провинции?
— Юрий Иванович, возможна ли сейчас ситуация, когда на принятие
бюджета повлияют политические «ситуации»?
— Нет, и надеюсь, что такого не будет и впредь. Я не помню случая,
чтобы политические «ситуации» шли на пользу развитию Иркутской
области. Обидно, когда политические интриги мешают делу. Преступно,
когда они его разрушают.