"О! Как мне хочется смутить веселость их..."
Иркутский ТЮЗ после успешных гастролей во Владивостоке открыл свой юбилейный 75-й сезон премьерой -- постановкой романтической драмы М.Ю. Лермонтова "Маскарад".
Еще с весны, когда начиналась работа театра над «Маскарадом»,
театралы предвкушали встречу с общепризнанной жемчужиной
русской драматургии. «Маскарад» уже века называют и
русским «Отелло», и русским «Фаустом», по духовной мощи
равняют с Шиллером. Великий русский поэт, оставшийся
навечно молодым, ставит поднимает новыми поколениями вопросы
об истинных человеческих ценностях, о законах извечной
борьбы добра и зла, пророчески предсказывает неизбежность
наказания за пороки.
Перед Сергеем Болдыревым, режиссером спектакля «Маскарад»,
стояли нелегкие задачи: произведение это многомерно,
объемно, его содержание наполнено глубокими философскими
поисками, а определенная мистическая направленность
требует большого напряжения фантазии постановщиков.
У каждого из нас свой Лермонтов. И Сергей Болдырев послушен
своим чувствам к поэту, он доверяет великолепному языку
пьесы, реально сознает особенности театральной труппы
ТЮЗа и юношеской аудитории. Его спектакль наполнен романтическим
пафосом — и это наибольшая удача! Компановка сцен плотна
и динамична. Все смотрится, а главное — слушается, на едином
дыхании. В зрительный зал со сцены излучается энергетика,
которую можно сравнить со свежестью бутона. Четкое разграничение
в структуре спектакля рокового мира игроков, бездушной
маскарадной суеты, зловещего «потустороннего мстителя»
Неизвестного и отношений главных героев, пытающихся
в любви найти земной рай, придает ясность расстановке
сил и предопределяет трагическую неизбежность гибели
героев.
Конечно, есть в спектакле и слабые стороны: недостаточная
разработка женских образов (а ведь именно они несут
главный жертвенный смысл и сострадательный потенциал
пьесы), несовпадение психофизических особенностей некоторых
актеров с образами, имеющиеся погрешности дикции, интонации
у исполнителей. К стихотворному произведению требования
должны быть очень высокие. Проблематичны эксперименты
режиссера при натурализации некоторых сцен, ведь Лермонтов
очень эротичен и страстен прежде всего в речевых, интонационных
оттенках. Но это детали, которые могут совершенствоваться
по ходу дальнейшей работы: главное — спектакль получился
увлекательным, ритмичным и со здоровым ядром.
Гармоничны с задумками режиссера врубелевский лаконизм
и монументальность художественного оформления спектакля
Светланы Пекариной. Выстроенные в замкнутый круг канделябры
со свечами подчеркивают ирреальность земного мира, безысходность
трагического плена героев, а нависшие над сценой демонические
маски обнажают звериное лицо порока и неотвратимость
наказания. Эстетически красивы, символичны костюмы героев,
особенно мужские. Трагическая музыка французского композитора
Дидье Моруани вносит вселенский накал в происходящие
события. Удачны световые эффекты, усиливающие мистическую
атмосферу спектакля.
Постановщики много сделали для творческого настроя артистов.
Даже в массовых сценах карикатурного, порочного круговращения
маскарада жизни ни один участник не является статистом:
яркой пантомимой, броской фразой обозначает символический
смысл своей маски. Именно благодаря филигранной по слаженности
работе массовки достигается глубинная разработка самостоятельного
образа маскарада как символа пустоты, обмана и губителя
человеческих душ.
Порадовали в спектакле исполнители ролей второго плана,
выдав букет успешных попаданий в зерна образов.
Владимир Привалов виртуозно ведет партию Казарина, перевоплощаясь
в истинного Мефистофеля. Его Казарин — законченный
циник и игрок не только за карточным столом, но и в
жизни. Под маской приятеля он неотступно и коварно соблазняет
Арбенина вернуться в брошенный им ради любви порочный
свет и жить по «правилам игры», где «язык и золото —
вот наш кинжал и яд». Он ждет падения героя и по-звериному
радуется мукам своей добычи: «Теперь ты мой!»
Зловещ в роли сплетника и интригана Шприха молодой артист
Рустам Мухамедьянов. В очередной раз он поражает зажигательным
азартом и талантом перевоплощения: «улыбка злобная,
глаза… стеклярус точно, взглянуть — не человек, а
с чертом не похож».
Самого же большого успеха добилась Людмила Попкова в
роли Неизвестного, срывавшая не раз аплодисменты зала.
С первым появлением ее на сцене и почти постоянным там
присутствием ни у кого не возникает вопроса, почему
мужскую роль играет актриса. Л. Попкова показала высокий
класс органичного перевоплощения в некое Нечто, символизирующее
по замыслу автора пьесы неотвратимость наказания главного
героя за преступления и пороки. Неизвестный Попковой
превращается в своеобразного мистического дирижера,
сворачивающего действие к трагическому концу. Он руководит
этим кошмарным маскарадом, он поставил этот страшный
спектакль!
И наконец, Арбенин в исполнении артиста Александра Измайлова.
Очень сложная роль, многозначны задачи и основы в решении
образа. Внешне это гордец и бунтарь, презирающий
«свет», готовый побороться даже с небом, но изнутри
он яблоко с изъеденной сердцевиной, такой же, как и все,
«игрок», раб порочного общества. Он легко уничтожается
этим обществом, так как сам испорчен и с легкостью верит
наветам клеветников об измене жены. Во многом трактовка
А. Измайлова интересна: магнетическая сила взгляда, демонически
угрюмый облик, гибкая мягкая пластика, интеллектуальный
шарм, сарказм и острота интонаций. Внешне его Арбенин
завораживает, он лидер и четко выделяется своей незаурядностью,
держит внимание зала, несмотря на определенные длинноты
и смысловую загруженность монологов. Но актер слишком
увлечен демонизмом, «мертвенностью» души Арбенина, и с
таким решением можно поспорить словами поэта:
Мне любить до могилы творцом суждено,
Но по воле того же творца
Все, что любит меня, то погибнуть должно
Иль, как я же, страдать до конца.
У Измайлова Арбенин чересчур методичен и рассуден. Побольше
бы страсти, чувств, попыток бороться с роковой судьбой.
Тогда, возможно, и диалоги с Ниной были бы более яркими
и интересными. Ведь Нину лермонтовский Арбенин убивает
не столько из мести, сколько из-за невыносимости своих страданий
и стремления спасти ее душу от растления света. И с
ума он сходит от «нездешней» чувствительности души.
Известно, что Лермонтов в основном отождествлял себя
со своими героями и сам был не из тех, кто бесстрастно
констатировал порок, он страдал, обличая его, и верил
вместе с умирающей Ниной, что «есть небесный суд».
Наказание за грехи неизбежно, и люди сами порождают свою
злую судьбу и губят все самое для себя дорогое, как
Арбенин сам породил своего Неизвестного — это главная
мысль автора. В романтическом ключе спектакля эта мысль
звучит обобщенно и соотносится с судьбами не только отдельных
личностей, но и общества, государства и всего мира.
Сегодня очень уместно обращение к Лермонтову, нашему
гению и пророку, заметившему почти два века назад какое-то
демоническое кружение России вокруг разрушительных,
катастрофических основ. Она, как падший ангел, вся устремлена
к духовному, возвышенному, но падает и падает в новую
круговерть страданий. За что такое наказание? Где выход
из порочного круга? Не в этих ли словах поэта:
Блажен, кто верит счастью и любви,
Блажен, кто верит небу и пророкам, —
Он долголетен будет на земли
И для сынов останется уроком.
Как надоела пошлость современного кинематографа и телевидения.
И зрители, и актеры изголодались по натуральной духовной
пище! Люди желают разобраться: в какой же маскарад попало
наше общество? И они идут в театр, который, болея и
страдая вместе с обществом, каким-то чудом бережет еще
здравый смысл и тайную силу — великую русскую классическую
литературу, дающую ответы на мучительные вопросы бытия.
Пожелаем же новому спектаклю долгой жизни, а зрителям
— поспешить на этот интересный спектакль.