Еще одно открытие Байкала
С суровым нравом озера Байкал иркутяне знакомы не понаслышке.
А вот художники с Белгородчины открывали его впервые.
По приглашению комитета по культуре администрации Иркутской
области, Иркутского отделения Союза художников России
они приехали в Иркутск 16 сентября на байкальский пленэр,
который завершится выставкой в галерее «Классика» 6-7
октября.
Этот пленэр явился отголоском ставшего традиционным
на Белгородчине Международного славянского пленэра,
в третий раз состоявшегося в августе этого года при
поддержке губернатора Белгородской области Е. Савченко.
Украина, Белоруссия, Польша — рядом. Недалеко и другие
славянские страны — Словакия, Чехия. Есть задумки пригласить
художников из Болгарии и Югославии. Не забыли белгородцы
и о славянах, заточенных «во глубине сибирских руд».
На второй Международный пленэр они пригласили художников
Ольгу Бардину (Ангарск) и Владимира Лапина (Иркутск),
которые вернулись домой,
довольные тем, что художникам были созданы все условия
для плодотворной работы и проживания.
Владимир Лапин решил вписаться в новую традицию поплотнее
и в этом году побывал на славянском пленэре еще раз.
Цель была благородная — собрать материал для давно
задуманного масштабного полотна, посвященного памяти
поколения, победившего в
Великой Отечественной войне. Война не коснулась Сибири,
но сибиряки щедро полили своей кровью ее поля. На Белгородчине,
под Прохоровкой, состоялось крупнейшее в истории танковое
сражение.
По возвращении в Иркутск замысел Владимира Лапина окончательно
вызрел. Нашелся и еще один положительный момент —
в ответном шаге комитета по культуре администрации Иркутской
области, изыскавшего
финансовые средства для приглашения белгородских художников
на байкальский пленэр.
Приехавшие художники — график Владимир Козьмин и живописцы
Геннадий Кудрявцев, Борис Пупынин и Юрий Болотов были
размещены в гостеприимном пансионате «Надежда» в порту
Байкал. Байкал-батюшка встретил их свирепой непогодой, потом
подарил тихие, осенние живописные дни и снова разгулялся.
Поначалу белгородцам пришлось нелегко — они впервые
писали такую переменчивую стихию, а сжатые сроки подгоняли.
Впрочем, двое их них — сибиряки, окончившие Иркутское
художественное училище и теперь получившие возможность
побывать в местах своей юности. Это Владимир Козьмин
и Геннадий Кудрявцев. Сибирская искорка в них не угасла.
Более экзотичными и по живописи, и по существу
оказались Борис Пупынин и Юрий Болотов.
Борис Пупынин родился в селе Верхососна Белгородской
области. Его малая родина — место, где бережно сохраняются
старинные обряды, песни, культура южной Руси. Закончил
Харьковский художественно-промышленный институт. Известна
его серия живописных и графических работ «Незаживающие
раны», представляющая портреты простых людей, прошедших
сквозь огненный и кровавый двадцатый век.
Юрий Болотов, приехавший из Старого Оскола, родился
в Курской области, закончил Бутурлиновское училище (Воронежская
область), затем Курский худграф. Его творчество набирает
силу, становится известным.
Если Борис Пупынин уделяет главное внимание рисунку,
то Юрий Болотов — живописному пятну. Именно поэтому
он оказался в более выгодном положении, изображая своенравную
массу байкальских вод. Его Байкал, как раньше бы сказали,
«малороссийский» — мягкий, сочный, заманчивый. Борис
Пупынин удачнее поработал в пастели, добиваясь эффекта
свечения водной поверхности. Но самое главное — белгородские
художники заново открыли нам красоту тех мест, которые
нужно беречь.