издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Быть готовым к беспокойной работе

Каждую осень поклонники театра ждут открытия нового сезона. Ждут премьер и актерских работ, в которых их любимцы смогут раскрыться неожиданной гранью своего таланта. Новый сезон - это свершения, напряженная работа и праздник творчества. О том, как он будет складываться в 153-й летописи академического драматического театра имени Охлопкова, мы беседуем с главным режиссером Артуром Офенгеймом.

— Если говорить о намерениях театра, то они будут выражаться в
продолжении художественной линии, которую мы осуществляли на
протяжении всего прошлого сезона. Это наша творческая стратегия
на значительный период жизни, до момента, пока она не будет
исчерпана и не возникнет необходимость поиска новых идей.
Заключается она в постановках произведений классического
репертуара и спектаклей, выходящих за рамки традиций.

— Какие новые спектакли будут показаны зрителям в новом сезоне?

— Премьерой «Короля Лира» Шекспира в постановке Геннадия
Шапошникова 5 октября мы открываем свой новый сезон. После
этого Геннадий Гущин приступает к постановке спектакля по пьесе
Ильи Сургучева «Осенние скрипки». Я буду ставить пьесу
бельгийского драматурга Мишеля де Гельдерода «Проделка
великого Метвиарха». Это наши планы до нового года. Разумеется,
у нас продуман весь сезон, но жизнь всегда вносит свои коррективы,
поэтому я говорю только о тех спектаклях, работа над которыми
точно будет осуществлена.

— Иркутянам понятно приглашение режиссера Геннадия
Шапошникова на постановку нового спектакля. Он увлеченно
работал с актерами над пьесой Александра Вампилова «Прошлым
летом в Чулимске». Результат тоже получился интересным. Если
будут приглашаться режиссеры из других городов, по какому
принципу может производиться отбор?

— В первую очередь, по качеству. Мы будем
рассматривать обновление нашего репертуара с двух сторон: если
понадобятся постановки авангардного направления — это будет
один круг имен, если классического — другой. Во всем должен
существовать баланс, ни одна часть корабля не должна
перевешивать, тогда и будет равновесие. Я разговаривал с
несколькими режиссерами о постановках в нашем театре, но
анонсировать работу, которая намечается только в перспективе, пока
не имеет смысла.

— Наш театр часто обращается к психологической драме, высокой
трагедии и давно не ставит классической комедии. В репертуаре
сегодня в основном западные пьесы, герои которых узнаваемы,
но, кажется, далеки от интересов и настроения нашего зрителя.
Вы не хотите подумать, о постановке классической комедии?

— Из моей зрительской практики я не могу вспомнить, когда бы
мне было смешно на подобном спектакле. Это не значит, что
классические комедии не смешны. Просто юмор — такая вещь,
которая быстро устаревает. Но это не говорит о дефекте пьесы — это
дефект постановки. Хотя такой дефицит в репертуаре существует, я
с вами согласен.

— А мелодрама? Жанр, привитый сегодня нашему зрителю
телевизионными мыльными операми. О постановках подобного
рода вы не думаете?

— Мелодрама любима публикой, мы не можем этого не учитывать.
Поэтому наш репертуар будет пополняться также и спектаклями
жанра мелодрамы.

— Заканчивая предыдущий сезон, в заслугу театра вы ставили
решение его важнейшей проблемы: занятости всей труппы в
спектаклях идущего репертуара. В этом сезоне вы продолжите
подобную практику или на роли в новых постановках будут
назначаться только те актеры, которые идеально подходят для них?

— Стремление занимать всю труппу будет всегда, потому что
каждый артист хочет и должен работать. Когда много артистов не
работает, создается общее беспокойство, не говоря о том, что у
каждого человека идет время его жизни и он хочет в нем
существовать продуктивно. Другое дело, насколько это намерение
можно реализовать в каждом сезоне. У нас большая труппа и
большой репертуар. Мы будем стараться занимать как
можно больше актеров. Что касается распределения, то оно делается
из творческих соображений. Конечно, во всех театрах существует
табель о рангах, который не формально создается, а соответствует
творческим заслугам того или иного артиста. Поэтому каждый их
них занимает место, на которое имеет право. Не учитывать этого
фактора в работе нельзя, но это не значит, что мы не будем
занимать молодежь.

— Я слышала, что в Москве будет проводиться фестиваль
спектаклей учеников Анатолия Васильева. Если он состоится, будет
ли наш театр принимать в нем участие?

— В Москве существует театральное товарищество «Сретенка»,
которое возглавляет Анатолий Александрович Васильев. Сегодня
оно разрабатывает несколько направлений своей деятельности,
например, проведение лабораторий, стажировок, обмен
спектаклями. В программе есть намерение провести летом
следующего года в Москве фестиваль спектаклей учеников
Васильева. Но я не люблю говорить о том, что
может произойти в будущем, в реальной жизни все быстро
меняется. Во всяком случае, такие планы есть.

— Скажите, режиссер Артур Офенгейм будет работать в том же
ритме, как в прошлом сезоне, или количество премьер сократится?

— Премьер может быть меньше, поскольку в нашем репертуаре мы
заполнили все ниши. Сегодня есть спектакли, которые мы должны
успевать играть хотя бы один-два раза в месяц. Поэтому количество
новых постановок может быть меньше, но это не значит, что темп
будут сбавлен. Просто мы будем брать в работу еще более
сложный материал, который потребует большего времени для
его освоения .

— Что бы вы хотели пожелать театру в новом сезоне?

— Хотел бы пожелать одну вещь, но по двум направлениям. Чтобы,
работая над традиционной постановкой, мы не шли по трафарету, не
думали, что знаем, как это надо делать, как ставить и как играть.
Второе — чтобы мы были распахнуты спектаклям, выходящим за
рамки традиций, чтобы были готовы ко всему непривычному,
беспокойному и даже неудобному в работе. Это необходимо,
поскольку по этим двум линиям будет осуществляться творческая
жизнь нашего театра, в этом залог его развития.

— А зрителям?

— А зрителей я приглашаю на наши премьеры и на постановки
прежних лет.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры