К высотам примитивизма
Выпускник Иркутского художественного училища Петр Ончуков в Союз
художников принят в 1996 году. Он был участником зональных выставок в Омске и
Красноярске, у себя дома — в Иркутске выставлялся в Энергетическом институте, областной
филармонии, был участником многочисленных молодежных выставок и персональной,
организованной в художественном музее имени Сукачева.
Сегодня Петр Ончуков живет в Москве, снимает мастерскую и ходит в прославленные музеи —
изобразительного искусства имени Пушкина, Третьяковскую галерею, центр современного
искусства. «Москва — это город, — говорит Петр, — в котором есть чему поучиться, чтобы понять
и найти себя». Тесное содружество связывает его и с Новосибирском, городом, в котором он
стал постоянным участником фестиваля «Рождественские встречи». Молодой художник,
творческий путь которого находится в стадии становления, ищет себя в подвижной,
наполненной событиями и путешествиями жизни.
Чтобы писать о художнике, надо найти повод. Им послужила выставка Петра Ончукова в
культурно-досуговом центре «Художественный», фойе которого сегодня стало еще одним
выставочным залом нашего города. На небольших полотнах изображен яркий мир зверинца,
созданный им в манере письма, напоминающей детскую. Это примитивизм в ярком его
проявлении. Петр поставил перед собой цель «разучиться» профессионализму и рисовать с чистого
листа, делая вид, будто ничего не знает и ничего не умеет. В Москве он создал ряд картин с
общим названием «Шаманские бубны». Кругляшки разных форм и конфигураций созданы в
виде абстракций, в которых для зрителей выстроен ассоциативный ряд, раскрепощающий их
визуальное восприятие живописи. Ему хочется писать чистые и светлые образы, не загружаясь
философскими проблемами и сложными явлениями жизни. Например, пришел домой, взглянул
на легкомысленного кота, изображенного на картине, расслабился и забыл о неурядицах. Жизнь
надо воспринимать с ее радостной стороны.
В художественном училище Петр Ончуков получил квалификацию художника-оформителя,
как сегодня говорят — дизайнера. Оформлял в свое время квартиры, ресторан «Сеул». Он
хорошо чувствует цвет, его сочетания. Картины, в какой бы манере они ни были написаны, представляются
художником частью интерьера. Пять слоников, развешанных на выставке в последовательности,
подчеркивающей их размеры. Что это? Воспоминание о символах счастья времен молодости его
мамы? «Когда я родился, из квартир они были убраны,
как признак мещанства. Но я хорошо
помню витрины салона- магазина «Художник», — рассказывает Петр, — где на полках стояли
расставленные статуэтки Ленина, в такой же последовательности, как и слоники. Но писать
образы, восстановленные памятью моего детства, я не хочу. Не хочу думать о политике.
Простые люди должны просто жить, и каждый заниматься своим делом».
В своих работах Петр Ончуков показывает зрителям, яркую, не напрягающую в
эмоциональном воздействии эстетику. Он предлагает людям просто жить, ощущать вкус
жизни. Черный поросенок, с торчащими ушами и ухмыляющейся мордочкой —
это тоже настроение, осознание сиюминутной радости жизни.
Он познакомился с ним в доме
Илоны Броневицкой, дочери Эдиты Пьехи. Эту картину Петр отвезет в
подарок в Москву, остальные работы, представленные на выставке, останутся в Иркутске.
Розовых фламинго художник видел в Московском зоопарке. Специально ходил туда, чтобы
понаблюдать за их поведением, горделивой статью, умением предстать перед публикой, во всей
красе. Только писать их в реалистической манере ему было неинтересно, Петр представил их с
невероятно длинными клювами, собирающими в траве все пригодное для пищи. А
динозавриков, расположившихся на выставке рядом с розовыми фламинго, как мы понимаем,
сегодня можно увидеть, только в этнографическом музее или в кино. Зато тараканчики,
служащие в картине их обрамлением, есть почти в каждой квартире. Изображенные рядом
виды по происхождению относятся приблизительно к одному и тому же периоду, только одни
вымерли, а другие продолжают жить и стали неистребимыми.
Картины, представленные Петром Ончуковым в культурно-досуговом центре
«Художественный», написаны им в Иркутске за два месяца. Как говорит художник,
выставку он делал в
перерывах между работой на даче у родителей и встречами с друзьями. В перерывах тех самых
дней, в которых должно быть всегда интересно, не напряженно и весело жить. Он создал
выставку своеобразных анимаций — персонажей, похожих на героев мультфильмов или детские
рисунки, выведенные рукой художника, не утратившего любопытства ко всему движущемуся,
мяукающему и лающему. «Взрослые тоже могут воспринимать окружающий мир
непосредственно», — считает он.
Что делает художник, чтобы совершенствоваться в манере письма полюбившегося ему
примитивизма? В Третьяковской галерее ходит в залы Шишкина и Репина, особенно
любит зал икон, где есть изображение Феофана Грека. Именно у этих художников он учится
умению рисовать мир реальных образов. А еще он учится у нашего современника Шилова и
художников прошлого — Рокотова и Боровиковского. В проникновении тайн живописи
мастеров реализма он видит парадокс формирования собственных художнических
устремлений.
Сегодня Петру Ончукову нравится экспериментировать в простых формах живописи. Он
прячет мастерство рисовальщика в пробах изображения лягушат, разбросанных по полотну в
нелепых и смешных позах, готовых расквакаться всем многоголосием своего болотного хора.
Он не хочет, чтобы зрители проводили аналогии со своей жизнью: «мол, де каждый кулик…»
или вспоминали анекдот про червячка, который спрашивает у своего папы, почему их семья
живет в навозной куче?
Художник вправе делиться своим мироощущением со зрителями, удивленно или
сосредоточенно рассматривающими его картины. Ему не нравится «загружать» их
ассоциациями, глобальными размышлениями, относящимися к философским вопросам бытия.
Если мир для него открыт, наполнен радостью, светом, созиданием, если он умеет смотреть на
него глазами ребенка, почему он должен быть другим? Научиться расслабляться, ходить, падать
и вставать — привилегия человека, рост которого продолжается.
Петру Ончукову тридцать один год. В
зодиакальном созвездии он занимает место льва — это значит, себялюбив, тщеславен, любит
быть неординарным в поведении и стиле работы. Создавая выставку зверушек, художник
добился цели, поставленной перед собой. В ней он ярок, оригинален и не похож ни на какого
другого художника, работающего в Иркутске. Сегодня Петр Ончуков определил стиль своих
сиюминутных художнических изысканий. Что будет завтра?