издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Выставка московских портретистов

  • Автор: Анна СОЛОВЬЕВА

В Иркутском художественном музее была открылась выставка
художников ХХ века, привезенная из Москвы. Ее организатором является
«государственный выставочный центр «РОСИЗО». В доперестроечный период
это учреждение, называвшееся раньше «РОСИЗО-Пропаганда», активно
сотрудничало с Иркутским музеем. Во время перестройки связи были прерваны,
сейчас они снова возобновились.

В экспозиции представлены произведения живописи, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства таких известных мастеров ХХ столетия, как
Н. Андронов, В. Игошев, М. Манизер и др.

Выставка портретов носит ретроспективный характер и представляет
работы российских мастеров за последние пятьдесят лет, давая возможность
проследить как общее стилистическое развитие жанра, так и разнообразие
подходов к задачам современного портрета.

Во времена господства коммунистической идеологии личность
истолковывалась с позиций так называемого социалистического гуманизма. Эти
позиции определяли основное содержание работ советских живописцев.
Художники в своих произведениях старались отразить те качества советского
человека, которые формировала идеология нашего государства и само
социалистическое общество. Примером таких идеологизированных работ могут
служить картины А. Ситникова («Золотой век»), А. Жабского («Один»),
М. Ромадина («Мона Лиза»). В работах мастеров пятидесятых годов отражается
стремление к лакировке действительности, проявляется поверхностное
отношение к личности человека, вырабатывается некоторая шаблонность в
формальных средствах выражения этой характеристики.

В портретном жанре 60-70-х годов прослеживается некоторый
«прогресс» — художники стремятся разнопланово представить ценность
человеческой личности, на первое место выходит сам человек со всеми своими
достоинствами и недостатками, а не какой-то образ, заказанный «сверху».

Это стилистическое многообразие портретного жанра определяет общую
его ценность в отражении не только образов современников, но и помыслов и
чувств самих художников. 70-е годы, особенно вторая их половина, вызвали
интерес к личной жизни человека и одновременно обнаружили склонность к
декоративным поискам в области портрета.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Актуально
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры