Дерипаска переходит на единую акцию
Олег Дерипаска продолжает консолидацию металлургических
и автомобилестроительных активов. В прошлую пятницу гендиректор
«Русала» и председатель совета директоров «Базового элемента»
рассказал журналистам, что собирается перевести алюминиевые
заводы на единую акцию, а «Руспромавто» — преобразовать в компанию
под названием «Русские машины».
«Сейчас «Русский алюминий» — холдинговая компания, у каждого
из заводов, акциями которого владеет «Русал», есть свой совет
директоров, миноритарные акционеры с детализированными правами.
Я считаю, что это бессмысленно, — сообщил журналистам Олег
Дерипаска. — Мы хотим перевести заводы на единую акцию и сейчас
выбираем наиболее подходящий для этого способ». По его словам,
владельцы «Русала» думают «перевести промышленные центры затрат
в более простую форму — ООО или филиалы» и ликвидировать 27
самостоятельных акционерных обществ, существующих в рамках «Русала».
В крайнем случае предприятие может остаться 100% «дочкой»
«Русала», добавил Дерипаска.
По аналогичной схеме будут консолидированы и активы в автомобилестроении,
которыми сейчас управляет «Руспромавто». По 37,5% акций этой
компании принадлежит «Базовому элементу» и Millhouse Capital,
еще 25% — менеджерам «Руспромавто». По словам Дерипаски, на базе
этой компании предполагается создать новую, под названием «Русские
машины», которой будут переданы в виде филиалов или ООО
наиболее привлекательные активы автозаводов. Например, сейчас
в процессе реструктуризации Горьковского автозавода в отдельную
структуру будет выделено производство «Волг «, и Дерипаска
отметил, что она может остаться за рамками «Русских машин».
Сейчас, по словам Дерипаски, с итальянской компанией Iveco идут
переговоры о стратегическом партнерстве с «Русскими машинами»
и создании СП. «Iveco выпускает ту же номенклатуру коммерческих
машин, что и мы, — автобусы, грузовики и проч. , а производство
«Волг » Iveco не интересует», — отметил глава «Базэла».
В «Руспромавто» «Ведомостям» пояснили, что пока не определено,
какие именно активы «Русские машины» внесут в СП. Ведь, по словам
Дерипаски, механизм образования «Русских машин» будет определен
к концу октября, компания сформируется к 2004 г. , а потом
планируется ее IPO.
Аналитик «НИКойла» Вячеслав Смольянинов считает, что в результате
перехода на единую акцию упростится корпоративная структура
«Русала» и «Русских машин», им будет легче привлекать средства.
Максим Матвеев из Альфа-банка полагает, что перевод «Русского
алюминия» на единую акцию — это в большей степени юридическая
процедура, а вот консолидация «Русских машин» займет много
сил и времени. «Сейчас у учредителей «Руспромавто» много
разнообразных активов, в которых есть сильные миноритарии,
собственность Дерипаски и его партнеров в автопроме не структурирована
и потому не подлежит продаже ни портфельным, ни стратегическим
инвесторам. А создание «Русских машин» позволит четко выстроить
бизнес», — говорит Матвеев.
В своем стремлении объединять активы Дерипаска не забыл
и электроэнергетику. Он признался, что рассматривает возможность
объединения Красноярской ГЭС и «Иркутскэнерго» в единую компанию,
но реализация этой идеи будет зависеть от позиции государства
в вопросах продажи госпакета акций «Иркутскэнерго» и реорганизации
РАО ЕЭС. «Носитель у них [Красноярской ГЭС и «Иркутскэнерго»]
единый — вода, так как они входят в единый Ангаро-Енисейский
комплекс, и, чтобы обеспечить максимальную выработку, мы считаем,
лучше консолидировать активы, оптимизировать структуру
управления, правовую структуру, уйдя от таких рудиментарных форм,
как АО, перейдя на единую акцию», — пояснил руководитель «Русала».
Представители других акционеров «Иркутскэнерго» — РАО «ЕЭС
России» и «СУАЛа» — прокомментировать идею объединения энергокомпании
с Красноярской ГЭС не смогли, поскольку впервые услышали о ней
от корреспондента «Ведомостей».