"Человек и природа"
Так назывался III Международный кинофестиваль документальных фильмов
Закрытие III Международного Байкальского фестиваля документальных, научно-
популярных и учебных фильмов «Человек и природа» проходило с интригой, достойной
хорошей драматургии. До последнего момента его участники, гости, журналисты не знали,
кто стал победителем. Пресс-конференция, предваряющая торжество вручения призов, эту
интригу выдержала, посвятив разговор проблемам, относящимся к кинопроизводству, прокату
фильмов, но главное — проблемам, поднятым самими фильмами.
О работе фестиваля и фильмах, показанных на нем, рассказал председатель жюри, академик
Лев Николаев, который свое выступление начал с истории, относящейся к далекому прошлому,
когда он был на Байкале со знаменитыми чешскими путешественниками Зигмундом и
Гандзелко. Двадцать пять миллионов лет существует Байкал, заметил он, и все это время не
стоял вопрос о его защите. Очень важно, чтобы люди, живущие сегодня, передали его грядущим
поколениям таким же чистым и священным. Может быть, сегодня настало время
просветительского кино, когда важно говорить не только о защите Байкала, но и его животном
мире, горах и долинах, делать учебные фильмы, оказывающие
влияние на экологическое воспитание человека.
Если быть откровенным, продолжил Николаев, фильмов прямого экологического звучания фильмов
на фестивале могло быть и больше. Из тех, что мы посмотрели, многие вызвали искренний
интерес, были и пионерские работы, не назвать которые просто нельзя. В первую очередь
— фильм
германских кинематографистов «Хлопчатобумажные деньги — или глобальные джинсы». В нем
затронута принципиально важная тема: как и каким образом складываются отношения между
разными экономиками. Стало понятно, что такое антиглобализм как
движение. Работа очень важна с мировоззренческой точки зрения, позиции каждого человека,
складывающейся на основе здравого смысла. Казалось бы этот фильм далек от темы
«Человек и природа», тем не менее, он рассказывает о важнейшей составляющей нашей жизни,
которая впрямую воздействует на образ жизни людей. В конечном счете от подобных фильмов
зависит наша точка зрения на мир и на то, что в нем происходит. Они помогают нам
формировать наше собственное мировоззрение.
С мировоззренческой позиции можно рассматривать и фильм китайских кинематографистов
«Северная гигантская саламандра из Синьцзяна», снятый, казалось бы, по классическим
образцам научно-популярного, учебного фильма. В узнаваемой, хорошо отработанной
кинематографической форме он принес нам новые знания, и мы не смогли оставаться
равнодушными к этим знаниям.
Документальный фильм Анастасии Лапси «Дающие жизнь» рассказывает о жизни за
Полярным кругом, о ненецких национальных традициях. Показавшийся несколько затянутым
членам жюри, он снят в ритмах, соответствующих ритмам жизни этих людей. Чтобы попасть в
резонанс со всем происходящим, понадобилось время.
Заместитель председателя Союза кинематографистов России Клим Лаврентьев
рассказал о проведенных двух днях на Ольхоне. Он был потрясен заинтересованностью
местных жителей в кино. До приезда кинематографистов на остров многие ребятишки никогда
не видели фильмов на большом экране, что называется, «живьем». Многие взрослые зрители на
просмотры фильмов приходили и уходили вместе с членами жюри, просидев в кинозале целый
день.
Клим Лаврентьев рассказал и о договоре Союза кинематографистов, который он заключил с
телестудией, начавшей свою работу в Еланцах, о передаче копий всех фильмов, являющихся
собственностью союза. В конце этого года и начале следующего в Доме кино в Москве
откроется выставка рисунков детей острова Ольхон, точно отвечающих задачам фестиваля. А в
поселке Хужир одна из улиц общим голосованием жителей уже названа Фестивальной. Его
потрясло, что в священном месте на берегу Байкала трактором вырыт ров, в который
сбрасываются огромные груды мусора, оставленного его «гостями». Иркутск тоже не
порадовал: набережная Ангары, считающейся одной из самых чистых рек мира, завалена
грудами пустых бутылок, стаканов, пакетов и бог еще знает чем.
Разговор о фильмах, их уровне, темах, раскрытых в них, впечатлениях об Ольхоне не мог
не перейти в вопрос: где эти фильмы можно будет посмотреть широкой аудитории? Ответ
президента фестиваля, председателя регионального Союза кинематографистов Владимира
Самойличенко был довольно оптимистичен: фестиваль реально показал, что зрители
соскучились по хорошему отечественному документальному кино, поэтому со всех фильмов
сняты копии и сформирована видеотека. «Эхо» фестиваля пройдет по всей области, а фильмы-
победители будут показаны в Доме кино в Москве. Также Союз кинематографистов Иркутска
составит специальную видеотеку учебных фильмов, которую будет рекомендовать для показа
школьникам области .Эту большую подвижническую работу кинематографисты берут на себя.
Директор Иркутского областного кинофонда Анатолий Романенко рассказал, что в области
за последние десять лет закрыто около 9О% кинотеатров, а из шестнадцати работавших
ранее в Иркутске показывают кино только пять. К счастью, в последнее время этот варварскай
процесс приостановлен, и там, где есть установки, фильмы идут постоянно. Он выразил
надежду, что совместно с региональным Союзом кинематографистов до зрителей дойдут и
фильмы кинофестивая. Правда, часто возникает проблема, как в отдаленные районы доставлять
это кино, но и она вскоре должна быть решена с помощью комитета по культуре администрации
области. Кино стало необходимо людям, и надо сделать все возможное, чтобы оно стало
доступно им.
Среди оптимистического тона звучания разговора, проглядывался и пессимизм. Член жюри,
лауреат Государственной премии оператор Евгений Корзун говорил о том, что многие фильмы
были сняты на плохой аппаратуре и часто носили любительский характер. Для того, чтобы снять
хорошее кино, пройденных сотен километров и уникальных по красоте мест природы мало,
нужно еще и мастерство. Если раньше навыки
профессии передавались от старшего поколения, то сегодня этот процесс прерван. И
начинающие вновь изобретают «велосипед», открывают то, что до них было давно открыто.
Председатель жюри Лев Николаев попросил все же сменить краску настроения: сегодня
многим приходится трудно, и самое простое — кого-то в этом винить. Все мы очень медленно
входим в новую жизнь. Чтобы сейчас снимать кино, требуются усилия, но так живет весь мир.
Новые экономические взаимоотношения, как ни странно, заставляют кинематографистов
работать лучше: просто снять фильм — этого мало, его надо еще суметь продать, сделать так,
чтобы его показывали в кинотеатрах, на телевидении. Современные документалисты России
работают активно. Доказательство тому — участие в международных кинофестивалях, на
которых они получают в двадцать раз больше призов, чем игровое кино.
Споры среди членов жюри были серьезными, об этом говорили многие участники пресс-
конференции. Относились они, в первую очередь, к критериям оценок фильмов, по каким
позициям отбирать лучшие и что важнее — тема, соответствующая девизу фестиваля, или
качество киноработ. Кинематографистов среди членов жюри оказалось большинство, поэтому
договорились, отдавать предпочтение не только важности темы, но и тому, насколько
профессионально она сделана.
Пресс-конференция проходила живо и интересно, но собравшиеся ждали самого главного —
момента, когда будут объявлены победители. И он настал: на сцену культурно-досугового
центра «Художественный» стали подниматься представители общественных и
коммерческих организаций — любители кино, которых, на удивление, оказалось много. Они
награждали авторов, получивших специальные призы по различным номинациям.
Награждались фильмы: «Колыбельная для озера» — Западно-Сибирской студии кинохроники,
«Раковый корпус» — РЕН-ТВ Москва, «Естественный отбор» — студии «Остров» Москва,
«Сказки русского леса» — ГУП киностудии «Центрнаучфильм», «Остановка на пути к Луне» —
Латвия, «Среди горных вершин» — ТК «Лицей» (Иркутск) и многие другие. Приз зрительских
симпатий получил фильм иркутянина Сергея Маркова «Подводный мир Байкала».
Наступил самый ответственный момент — стали называть имена основных победителей
фестиваля, призы которым вручали звезды кино Лидия Федосеева-Шукшина, Наталья
Бондарчук, Лев Прыгунов. Как можно было догадаться из предварительного выступления
председателя жюри Льва Николаева, лучшим документальным фильмом и лучшей
операторской работой в нем был признан фильм германского режиссера Петера Хеллера
«Хлопчатобумажные деньги — или глобальные джинсы». Лучшим учебным назван фильм
режиссеров из Байкальска семьи Зоммер — «Болото». Победителем в номинации научно-
популярных фильмов стала «Северная гигантская саламандра» Ли Мей Мина из Китая. Гран-
при получила Анастасия Лапси из Финляндии за фильм «Дающие жизнь,
или Хранительницы очага» .
Награждение удивительной, очень энергичной женщины, работающей
сегодня вместе со своим мужем, режиссером Маркку Лехмоскаллио в Финляндии, заслуживает
особого внимания. Она родилась и выросла в Ненецком национальном округе, и врученная
статуэтка шамана работы художника Даши Намдакова напомнила ей о многом. Прижав к груди
приз, Анастасия запела старинную шаманскую песню, потом стала говорить, о своем первом
участии, в российском фестивале, которое принесло ей не только
победу, но и огромное счастье, испытанное на берегах Байкала.
Завершая торжественный вечер, посвященный награждению победителей фестиваля,
заместитель председателя Союза кинематографистов Клим Лаврентьев пожелал ему долгой
жизни, творческого процветания и популярности, которая сделала бы его не просто
международным, но и всемирным. Нам остается подождать только два года, чтобы в названии
IV Байкальского кинофестиваля 2ОО4 года появилось это волшебное слово.