От гимназии -- к университету
8 сентября 2002 года исполняется двести лет с момента учреждения в
России Министерства народного просвещения.
Создание этого органа управления учебными заведениями было вызвано
исторической необходимостью — требовалось продолжить формирование
государственной системы светских школ и обеспечить в ней единообразие
учебных заведений. Существовавшие до этого учебные заведения, в частности в
г. Иркутске, были духовными (семинария) или узкопрофессиональными (школа
навигации и геодезии, школы переводчиков). Светское же образование в лице
Главного народного училища только нарождалось. А в это же время развитие
экономики требовало все больше и больше грамотных людей, способных
управлять развивающейся промышленностью и торговлей.
Задача созданного Министерства просвещения состояла именно в том,
чтобы организовать обучение элементарной грамоте, а с другой стороны,
готовить специалистов.
Первым документом, подготовленным Министерством и подписанным
Александром I в 1804 году, был «Устав учебных заведений подведомственным
университетам». Одним из достоинств Устава 1804 года было
установление в России структуры общеобразовательных светских учебных
заведений и управления ими. Это учебные округа во главе с университетами, а
в губерниях — губернские гимназии с подчинением им уездных и приходских
училищ. Государственная структура учебных заведений, сохранившаяся в
основе своей до наших дней, выглядела следующим образом: начальная школа
в виде приходских училищ, средняя школа — гимназия и ниша между ними —
уездные училища.
В дальнейшем в процессе развития и реформирования приходские
училища стали одноклассными с трехлетним сроком обучения, уездные
училища преобразовались сначала в городские и сельские двухклассные, а
затем в высшие начальные училища. Перечень средних учебных учреждений
расширился за счет реальных, коммерческих, а также профессиональных
учебных заведений.
В порядке реализации устава 1804 года в г. Иркутске в 1805 году были
открыты мужская губернская гимназия, уездное и приходское училища.
Попытка открыть в эти годы более чем полутора десятков приходских
сельских школ провалилась — сельское общество ни духовно, ни материально
не были еще готовы к этому.
За 50 лет с 1805 по 1855 годы в губернии по линии Министерства
народного просвещения было открыто два уездных училища в г. Киренске и г.
Нижнеудинске и одиннадцать приходских училищ. Из них два в Иркутске
(Преображенское и Крестовоздвиженское), пять на севере губернии
(Нижнеилимское, Витимское, Чечуйское, Орлингское, Марковское), а также в
селениях Тулуне (1840), Братское (1850), Оекское (1848), Усольское (1852).
По линии духовного ведомства и ведомства императрицы Марии
в г. Иркутске было в этот период открыто несколько учебных заведений:
сиропитательный дом Медведниковой, мужское и женское духовные училища,
девичий институт Восточной Сибири.
И все же уровень образования в Иркутской губернии в
середине XIX века был чрезвычайно низкий, хотя сам г. Иркутск по сравнению
с другими сибирскими городами выглядел предпочтительно.
Коренные изменения в развитии народного образования начались во II
половине XIX века. Под влиянием нарастающего общественно-политического
движения, вызванного поражением России в Крымской войне, в экономике и в
политике стали происходить позитивные процессы, которые нашли отражение
в вопросах образования населения.
Начало этому положил прорыв в женском образовании. В 1860 году в
Иркутске открылось женское училище I разряда, с 1871 года — женская
гимназия им. И.С. Хаминова, затем прогимназия Тепловой (в дальнейшем
гимназия N 2 им. Хаминова), женские гимназии Беляевой, Григорьевой,
Некрасовой и др. Женское образование в губернии было представлено
прогимназиями в Киренске и Нижнеудинске.
Буржуазные реформы 60-70-х XIX века внесли существенные изменения и
в школьную жизнь.
Уставы 1864 и 1872 годов изменили не только структуру учебных
заведений, но и содержание, и объем образования. Утверждено было положение
о прогимназиях (гимназии без старших классов). Сами гимназии разделились
на две категории классическую и реальную. В г. Иркутске классической
осталась бывшая губернская гимназия, а реальное образование (с
преимуществом естественно-математических дисциплин) стала осуществлять
реальная прогимназия, в дальнейшем преобразовавшаяся в техническое, а затем
и в промышленное училища.
Реальные училища, как второй тип среднего учебного заведения, кроме
гимназии, в Иркутске и в губернии получили развитие только в первое
десятилетие XX века (г. Иркутск и г. Нижнеудинск).
Учреждение дирекций народных училищ в 1874 году
позволило работе по развитию начальных учебных заведений
придать более целеустремленный и организованный характер, несмотря на
наблюдавшееся в последние десятилетия XIX века противостояние двух типов
начальных школ: приходских училищ министерских и духовно-приходских
духовного ведомства. В 1896/97 году в г. Иркутске функционировало 18
министерских приходских училищ и 6 церковно-приходских, в губернии
соответственно — 105 и 104.
Быстрый рост учебных заведений естественно поставил в повестку дня
вопрос об обеспечении этих учебных заведений педагогическими кадрами.
Подготовкой учителей для начальной школы стали заниматься
учительская семинария, открытая в Знаменском предместье в 1872 году,
церковно-учительская семинария при Князе-Владимирском монастыре,
педагогические классы при женских гимназиях, епархиальном училище,
девичьем институте и сельскохозяйственной школе в с. Жердовка, а также на
курсах при духовной семинарии и реальной прогимназии.
Позже (1909) к ним присоединился учительский институт. Кроме того,
подготовкой учителей грамоты для школ, которые находились в духовном
ведомстве занимались так называемые «второклассные учительские школы» —
мужские (в г. Киренске, селах Кутулик и Анга) и женская (в селе Малышовка).
II половина XIX века дала жизнь многим отраслям образования как в
России, так и в Иркутске и Иркутской губернии.
В 1852 году супругой генерал-губернатора Муравьева-Амурского открыт
первый в губернии приют на 100 детей, получивший название
«Александровский». В 1885 году в Рабочей слободе
открыта воскресная школа, сначала для мужчин, а с 1891 года и для женщин.
В 1864 году К. Трапезниковым открыта в доме Волконского
сиропитательно-ремесленная школа, положившая начало начальному
профессиональному обучению. В 1894 году в г. Иркутске
по инициативе городского головы В.П. Сукачева открыто
первое и единственное во всем Иркутском генерал-
губернаторстве коррекционное учебное заведение — школа для слепых детей.
Во II половине XIX века получили развитие средние профессиональные
учебные заведения. Кроме уже упомянутого выше промышленного училища и
учительских семинарий, открыта школа для фельдшериц, сельскохозяйственная
школа в с. Жердовка, юнкерское и горное училища.
К концу XIX века в Иркутском обществе твердо сложилось мнение о
необходимости открытия в губернии высшего учебного заведения. В основном
обсуждались проекты открытия университета, но также бытовало мнение об
открытии технологического института или духовной академии. Как известно
эти планы осуществились лишь в 1918 году.
Иркутск на рубеже веков в вопросах образования населения прочно
занимал ведущее место в Сибири. По количеству и разнообразию учебных
заведений ему не было равных. Но, несмотря на это, большое количество детей
школьного возраста были лишены возможности обучаться.
В 1892 году в г. Иркутске обучением было охвачено только 46,3 % детей
школьного возраста.
Вместе с этим, развивающаяся промышленность, транспорт, торговля,
культура и другие отрасли хозяйства требовали специалистов, способных
решать возникающие проблемы. Такие задачи ставил перед
иркутским образованием XX век.
На фото: высшее начальное училище в Нижнеилимске; Александро-Мариинское
пятиклассное училище в Иркутске.