издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ваш ребенок пошел в школу

  • Автор: В.В. Бутуханов, доктор медицинских наук

Мы все чаще и все откровеннее говорим о трудностях
обучения в начальной школе. Официальная статистика
свидетельствует: более трети первоклашек имеют
большие трудности в школе. Значит, более трети ребят
не верят в свои силы, не могут как следует читать и
писать. И вот еще какая беда: они остаются один на
один со своими школьными трудностями, потому что
родители не знают, как им помочь. И винят учителей.
А ведь давно известно: начало школьного обучения
неизбежно влечет за собой резкое изменение всего
образа жизни ребенка, предъявляя серьезные
требования к его физическому и психическому
здоровью. Успех в учебе зависит от того, учитываем
ли мы, взрослые, закономерности физического и
психического развития своих детей.

Организм ребенка, все его органы и системы
развиваются и созревают не одновременно. На каждом
этапе возрастного развития существуют свои
особенности. Первоклассники, дети шести — семи лет,
по принятой в физиологии и психологии возрастной
периодизации, относятся к первому детству (возраст от
4 до 7 лет). В это время интенсивно идет развитие
опорно-двигательной системы: скелета,
суставно-связочного аппарата, мускулатуры. А если
представить себе, какую нагрузку испытывает этот еще
не сформировавшийся аппарат ребенка в классе, когда
необходимо длительное время удерживать статическую
сидячую позу, становится ясно, почему первоклашка
так непоседлив, почему долго удерживаемая
неправильная поза приводит к нарушению осанки.

Не закончены в этом возрасте рост, формирование
костей грудной клетки, и вполне понятно, почему
нельзя проходить мимо, если ребенок тяжело
облокотился на парту или на край стола при чтении
или рисовании. Позвоночник ребенка очень
чувствителен к деформирующим воздействиям, а
неправильная посадка может достаточно быстро
привести к серьезным изменениям,нарушающим рост и
развитие. При двигательном голоде у детей страдают
обменные процессы, снижены работоспособность,
сопротивляемость заболеваниям. Решая вопрос,
отдавать или не отдавать ребенка с шести лет в
школу, вы должны знать: самой тяжелой нагрузкой
для него будет именно снижение двигательной
активности, а самым тяжким испытанием —
необходимость длительное время сидеть за партой, сохраняя
обязательную «ученическую» позу.

Нами разработана совершенно новая программа, которая
позволяет измерить уровень развития
и спрогнозировать возможности скелетно-мышечной
системы вашего ребенка. Гиподинамию наиболее тяжело
переносят дети, у которых неблагоприятно протекал
ранний период развития, которые часто болели,
отстают в физическом развитии. Родители, как
правило, относятся к своим малышам охранительно,
оберегая от нагрузок. И тем самым увеличивают
слабость и отставание. Лучше как раз усилия,
тренировки тщательно дозированные, но регулярные.
Дозирование физической нагрузки в этот период должно
определяться сохранением у ребенка правильной осанки.
Что же такое — правильная осанка? Ее характеризуют
следующие параметры: симметричное развитие левой и
правой половины тела, при котором поясничные и
шейные отделы позвоночника слегка прогнуты вперед,
грудной и копчиковый — назад. Естественные изгибы
позвоночника выражены умеренно, плечи слегка
развернуты, живот втянут.

Первичную оценку правильности осанки может сделать
каждый. Для этого свободно встаньте спиной к
вертикальной стенке. В норме вы должны одновременно
касаться стенки затылком, лопатками, ягодицами и
пятками. А можно сделать и так: сантиметровой лентой
измерьте у вашего ребенка расстояние от седьмого
шейного позвонка (наиболее выступающего) до нижнего
угла левой, а затем правой лопаток (ребенок должен
быть при этом раздет до пояса и стоять в
непринужденной позе). При нормальной осанке эти
расстояния окажутся равными. Оценить осанку ребенка
поможет и так называемый плечевой индекс. Измерьте
все той же сантиметровой лентой ширину плеч со
стороны груди, затем со строны спины (плечевую
дугу). Плечевой индекс — (ширина плеч\плечевая дуга)
должен равняться 100 процентам. Меньшая величина
индекса свидетельствует об отклонении от нормы. При
этом необходимо обязательно обратиться к врачу, так
как переход ребенка из детского садика к школе —
самый критический для более глубоких изменений в
позвоночнике. Этот период грозит развитием сколиоза.

Сколиоз — это боковое искривление позвоночника с
обязательным поворотом «тел» позвонков. Особенностью
сколиоза является его неуклонное прогрессирование.
Распознать сколиоз очень важно в ранние сроки, так
как только своевременно начатое лечение может
остановить процесс. На современном этапе развития
науки дифференциальная диагностика между нарушением
осанки и сколиозом осуществляется с помощью
современных компьютерных экспертных систем. Нашим
центром разработана именно такая система, которая
позволяет выявить скрытые формы сколиоза, которые не
могут быть диагностированы стандартными методами. С
помощью этой же системы определяются адаптивные
возможности организма, что позволяет прогнозировать
конечный результат лечения. В случае подтверждения
диагноза сколиоза необходимо использовать
функциональные методы лечения, магнитную и лазерную
терапию, сегментарный массаж, электростимуляцию,
лечебную физкультуроу. Разработанные в нашем центре
аналогичные методики с использованием портативных
приборов биорезонансного воздействия и новой
технологии их применения позволяют в ста процентах
случаев сколиоза остановить его прогрессирование,
а у детей уже серьезно больных сколиозом,
устранить искривление позвоночника.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры