Метаморфозы высшего образования
Совсем недавно прозвучал последний звонок в школах России.
Отшумел выпускной вечер. Один миллион 350 тысяч юношей
и девушек (в Иркутской области получили аттестаты о
среднем образовании более 26,5 тысячи одиннадцатиклассников),
полных надежд и мечтаний, сказали своим учителям прощальные
слова. Никто не знает, как конкретно сложится дальнейшая
жизнь сегодняшних выпускников. Но можно с уверенностью
сказать, что индивидуальная судьба каждого лет так на
20-25 предопределена их ученическими годами. И школьными,
и студенческими — ведь немалая часть выпускников уже
в ближайшее время станет студентами высших учебных заведений.
В России — бум высшего образования. Социалистическое
хозяйство осталось позади, и сегодня спрос рождает предложение,
особенно платное предложение. Да вот парадокс: бедность
в стране практически не уменьшается, за годы реформ
производство «уполовинилось», реальный объем государственных
расходов на образование и подготовку кадров в расчете
на одного учащегося сокращается со скоростью пять-десять
процентов в год, а система высшего образования стремительно
растет.
За годы реформ число студентов в вузах увеличилось почти
в два раза. И, что интересно, 96 процентов из них —
за счет расширения платного образования как в государственных,
так и негосударственных вузах. В результате уже каждый
третий студент возмещает родной alma mater затраты на
обучение. И, судя по всему, процесс будет продолжаться.
Да, действительно парадокс. Диплом вуза потерял в нашей
стране былую престижность. Плохо или хорошо, но людей
с высшим образованием сегодня гораздо больше, чем их
требуется в обществе. Согласитесь, не все у нас семи
пядей во лбу, кто-то должен работать и руками. А Россия
и дальше собирается расширять систему платного вузовского
образования. То есть, по существу, давать людям надежду
на лучшую жизнь и не подкреплять это никакими гарантиями.
Возможность получить работу по специальности у россиян
все меньше. Вузам впору закрываться. А высшая школа,
как ни странно, преодолела спад, характерный для начала
90-х годов, и постепенно наращивает свой потенциал.
Стремительно расширяется негосударственный сектор высшего
образования, коммерческие учебные заведения растут, как
грибы после обильного дождя. Каждый год 621 государственный
и 662 коммерческих вуза (частных вузов еще четыре года
назад было около 300) выпускают около 600 тысяч молодых
людей с дипломами высшей квалификации. Кстати, не отстает
и система среднего специального образования — почти
три тысячи техникумов и колледжей подготавливают во
все сферы производства от 500 до 600 тысяч специалистов
ежегодно. Численность
российского студенчества на десять тысяч населения выросла
со 166 (1994 год) до 320 человек (2001 год). Каков подъем,
почти в два раза! В Иркутской области этот показатель
еще выше. В регионе высшее образование получают 105255
юношей и девушек (380 студентов на десять тысяч населения)
— данные мая сего года. Обучение ведется в 13 государственных
вузах (плюс 17 иногородних филиалов) и в негосударственных
(таких два и 10 филиалов).
Так в чем же дело? Почему такой бум высшего образования?
А в том, что наша высшая школа в значительной мере
потеряла статус «кузницы кадров», а все больше и больше
становится социальной, как бы сказать точнее, «камерой
хранения», куда стремится молодежь, а точнее, хотят
«определить» своих детей их родители, потому что в 17-18
лет без специальности просто невозможно найти работу
и страшно отпускать сына в нынешнюю армию.
Что и говорить, роль отстойника не самая завидная, но
все же в нынешних условиях она позитивна. В лихую годину,
когда все дороги перекрыты, лучше идти в вуз, нежели
быть безработным, болтаться по улицам, приобщаться к
наркобизнесу и криминалитету. Так считают во многих
семьях, где растут и воспитываются дети.
— Сегодня у нас стало гораздо легче получить высшее
образование, — заявляет министр образования РФ Владимир
Филиппов. — В лучшие годы Советского Союза было 220
студентов (1980 г.) на десять тысяч населения, сейчас
в нашей далеко не богатой России 320 студентов на то
же количество жителей. И важно сохранить этот высокий
уровень.
Довольно оптимистическое заявление. А нужно ли это?
Вот и нынче в государственные и частные вузы будет принято
примерно один миллион юношей и девушек. С одной стороны,
большое количество поступающих должно радовать… А
с другой — чего скрывать, мы заранее обрекаем тысячи
выпускников вузов на безработицу. Во-первых, абитуриент
должен знать, что далеко не каждый вуз дает качественное
образование и что на рынке труда котируются только дипломы
высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию.
При этом нужно помнить, что в целом к коммерческим
институтам отношение весьма предвзятое, недаром уже
не один год фирмы осторожно замечают в рекламе: «Дипломы
коммерческих вузов не рассматриваем».
Как-то спросили ректора Иркутского госуниверситета Александра
Смирнова, каково его отношение к негосударственным,
частным академиям, университетам, институтам и колледжам.
— Я не понимаю, зачем они вообще нужны, — ответил
Александр Ильич. — Хорошо еще, если у такого заведения,
а их сейчас очень много, есть сертификат. На мой взгляд,
лишь диплом престижного государственного вуза дает
подлинные гарантии и качества образования, и трудоустройства.
И второе — такое количество юристов, менеджеров, специалистов
по мировой экономике, журналистов просто будет не нужно.
Через 4-5 лет, когда нынешние первокурсники получат
дипломы, большинство выпускников будет не востребовано,
им не миновать горькой участи социального балласта.
Для сравнения: осенью 1989 года в Российской Федерации
было 2 млн. 824 тысячи студентов, сегодня — более 4,6
миллиона. Каково?
Следует заметить, что родители готовы платить за детей
еще и потому, что российскому населению сегодня абсолютно
некуда вкладывать свои трудовые доходы для создания
хоть каких-то гарантий на будущее. Оно уже прошло приватизацию,
МММ, Чара-банк и дефолт. Осталось последнее и святое
— будущее собственных детей. Просто большинству россиян
нечего передать в наследство своему ребенку. Нет собственного
дела, нет стартового капитала, но осталась надежда дать
ему «капитал» в виде образования, что, как они надеются,
позволит ребенку в будущем выбраться из той трясины,
в которой находятся они — родители. По подсчетам специалистов,
в образовательной сфере ежегодно вращаются деньги, равные
миллиарду долларов США. По существу, в России
уже создана индустрия платного высшего образования.
Есть у нас, конечно, определенные программы, по которым
талантливая молодежь за государственный счет учится
даже в Европе и Америке. Но как-то уж так получается,
что и здесь только дети «больших родителей» оказываются
самыми достойными.
Для наиболее образованной и талантливой части нашей
молодежи придуманы штучки похитрее. Это всевозможные
финансируемые западными научными фондами (читай — ЦРУ)
образовательные программы типа «TACIS», гранты, стипендии,
т.е. подачки, которые исподволь приучают молодые российские
таланты к мысли, что их оценят только на Западе. Этот
дьявольски изощренный прием особенно действенен на фоне
нищенского бюджета отечественной науки и образования.
В России, как известно, шестьдесят процентов школ —
сельские. Тамошние учащиеся в большинстве не знают компьютера.
Не знают, что такое интернет, сайт, файл и т.д. Да что
компьютер, здесь учеников иногда не хватает. Сторонники
тестированного единого госэкзамена говорят: можно вывозить
ребят в райцентры. Но одно дело — посадить за компьютер
человека, который свободно «плавает» в интернете, и
совсем другое — когда он видит клавиатуру чуть ли не
впервые в жизни. Понятно, что лучшие результаты будут
у того, кто с компьютером на «ты», а ведь от этого зависит
сумма, выделяемая на обучение в вузе. Вот и получается,
что немалая часть молодых россиян даже по этой причине
может лишиться возможности получить высшее образование,
которое станет доступным только для избранных.
Следует вспомнить, что три четверти нашей сегодняшней
научной и политической элиты по статистике — выходцы
из деревень и небольших городков. И родились они отнюдь
не в богатых семьях. Мне часто вспоминается родная сельская
школа — десятилетка на севере Омской области. Нас подготовили
к дальнейшей учебе настолько добросовестно, что из 35
моих одноклассников 28, у большинства из которых отцы
и матери работали простыми колхозниками, мелкими служащими,
сельскими учителями, врачами, продавцами, выдержали
конкуренцию с детьми жителей областных центров нашей
России и почти все с первого раза поступили в вузы.
Это разве не великое достижение, кажущееся ныне фантастикой!
Тогда еще бытовала знаменитая фраза: «Молодым везде
у нас дорога…» И это была не просто фраза. Чтобы она
не была пустым звуком, «тогдашнее» государство очень
старалось. Поступить в вуз, имея на то «умственные»
основания, было так же, как сейчас — «материальное»
основание. А уж закончив его, что называется, «работай
— не хочу». Ну не было тогда безработицы! И это,
кстати, не такое уж маленькое достижение, каким пытаются
его представить «реформаторы», и в чем мы успели убедиться.
Молодому специалисту, приехавшему на село, давали жилье,
ссуду на обзаведение хозяйством и т.д. В городе на
первое время — общежитие, а в недалекой перспективе
— квартиру. Да и на зарплату врача или учителя можно
было вполне достойно жить. Советские фильмы раскручивали
производственную тематику, на досках Почета красовались
передовики, культивировалось уважение к труду.
Следует сказать, тогда выпускники в основной массе были
романтиками. Даже заканчивая престижные столичные вузы,
ехали поднимать Камчатку и Курилы, строить дороги и
северные города, чтобы в сложных бытовых и климатических
условиях проверить себя как специалистов. Это были экзамены
на гражданскую зрелость.
Сегодня же наиболее подготовленные специалисты едут
за границу, где, в отличие от нашей страны, их ждут.
Говорят, что в утечке умов нет ничего страшного, это
даже благо, торжество демократии. Но почему в таком
случае одни страны создают все условия, чтобы лучшие
умы мира перетекали к ним? А мы, наоборот, словно не
понимаем, что ни на какие другие ресурсы, кроме интеллектуальных
и природных, Россия не может рассчитывать, обустраивая
свое будущее.
— За последние два-три года из России уехало порядка
пятнадцати процентов молодых специалистов, — с горечью
говорит президент Российского союза студентов Илья Ильин.
— По данным комиссии по образованию Совета Европы,
ущерб России от выезда специалистов за рубеж составляет
ежегодно порядка 50 миллиардов долларов. (5 июня 2001
г., газета «Труд»).
Оставшиеся же на Родине бегают в поисках работы, затем,
отчаявшись, идут на биржи труда. «Везунчиков» трудоустраивают
родственники и знакомые, кого-то приютит базар. Вот
и вся перспектива. Понятно, что человек получает образование
прежде всего из образовательной потребности, а не из
экономической целесообразности. Без плановой системы
подготовки кадров, без развития общества и экономики
остается лишь «мода» на ту или иную «престижную» профессию.
В конце концов правительство придет к тому, чтобы планировать,
сколько стране надо врачей, учителей, инженеров, рабочих.
Ни одно государство не формирует бюджет и не готовит
кадры без учета потребностей экономики и социальной
сферы. И не платит специалисту с высшим образованием
тысячу рублей в месяц.
Определить, кто именно требуется для развития экономики
в каждом регионе, создать общероссийскую базу данных
по рынку труда — это можно и нужно делать. Это важно
и с экономической, и с человеческой точек зрения.
Ответ на вызывы времени может дать единственное, но
подлинное богатство — интеллектуальный, духовный потенциал
нации. Мир будущего принадлежит образованным. Нации
с недостатком интеллекта отстанут навсегда, растворятся
в истории.