издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Жаркое лето "Аистенка"

!I1!Для театра кукол «Аистенок» лето было жарким не только
из-за погодных условий, но и
потому, что стало фестивальным. Более десяти дней
провел он в Новокузнецке, где проходил в
рамках «Сибирского транзита» региональный фестиваль
театров кукол Сибири. Вернулись с замечательной новостью —
заслуженная артистка России Любовь Калиниченко получила приз
«За лучшую женскую роль». А затем, не прошло и недели,
как директор театра Андрей Калиниченко улетел на
стажировку в далекую Америку. Мы не могли пройти мимо этих
интереснейших событий и решили побеседовать с их участниками.

— Люба, какое впечатление осталось от фестиваля?

— Меня порадовало, что мы хорошо показались. Среди
коллег всегда работать сложно, они видят нюансы, тонкости,
лучше любого критика могут разглядеть недостатки. Волнение в
таких случаях бывает особенным. Но когда после нашего
«Маленького принца» половина
зрительного зала оказалась на сцене, все стали обнимать,
целовать, фотографировать — это было
лучшей наградой за наши долгие приготовления и
сложную работу. Было впечатление, что
лучшим спектаклем фестиваля станет наш — иркутский,
к сожалению, итог был несколько иным, но для меня счастливым.

— Андрей, вы хотите что-нибудь добавить?

— Театры кукол Сибири фестивали проводят часто.
Они растут, развиваются, появляются новые
идеи. Мы, руководители, договорились, что на фестивале
этого года учредим новый приз «За честь и достоинство»,
которым будем награждать людей, связавших себя с искусством театра
кукол, посвятившим ему не только свое творчество,
но всю жизнь. Для нашего театра было
честью узнать, что первым лауреатом стал заслуженный
деятель искусств, режиссер Людвиг Устинов, долгие годы
возглавлявший наш творческий коллектив. И сегодня в репертуаре театра
осталось много спектаклей, поставленных им. Сожаление
вызвало, что на фестивале не было
номинации «За лучшую эпизодическую роль», претендентом
на которую мог бы стать наш актер Александр Шлюндиков.
Его Лис получил высокую оценку не только коллег, но и членов
жюри.

— Люба, для вас жарким лето стало не только из-за фестиваля.
У вас еще были экзамены в иркутском театральном училище,
где ваши студенты заканчивали первый курс. Как удавалось
совмещать напряженную работу в театре и еще более напряженную в училище?

— Педагогическая работа в моей судьбе возникла несколько
неожиданно. В театре встала проблема с молодыми актерами.
Приглашать из других городов мы не можем, потому что нет
жилья, а в Иркутске им взяться неоткуда. Вспомнили,
что в театральном училище работало кукольное отделение,
набор на которое давно не проводился. Хорошо бы для него найти
педагогов. Когда мне предложили набрать курс, я
не представляла, как можно совмещать, не было опыта,
даже попросилась поехать куда-нибудь подучиться.
Но это утопия. Было принято решение укомплектовать
педагогический состав таким образом, чтобы обучение студентов
могло стать полноценным. Так на курсе появилось три
педагога — народный артист Виталий
Венгер, который стал преподавать актерское мастерство
и живой план, Валерий Кирюнин, имеющий большой
педагогический стаж именно на кукольном отделении, его выпускники
прошлых лет сегодня работают в театрах многих городов
России.. Я возглавила практику, обучение студентов работе с куклой.

В училище я чувствую себя студенткой, учусь общению с
ребятами и методологии преподавания. Катастрофически
не хватает времени на семью, своих детей, но стало много
интереснее жить. Курс замечательный, за год ребята ощутили
вкус нашей профессии, поняли ее специфику и отличие от
работы других театров.

— Сегодня один из ваших студентов успешно выступает с
номером, в котором куклы, могут не только ходить, общаться,
но и великолепно танцевать. Этому мастерству он успел научиться у
вас или до училища где-то занимался?

— В нашем театре работала актриса Оля Маркевич, которая
организовала в одной из иркутских
школ студию, у нее и занимался Дима Тарасевич —
мальчик, о котором вы говорите. Он очень
целеустремленный, сам нашел «Бабок» — куклу, которую
когда-то наш театр передал в училище. По ночам стал ее
налаживать, я еще ругалась, что неправильно распределяет
нити, а это он ее совершенствовал, делал современной
и подвижной. Его концертный номер очень радует,
хотелось бы такой инициативы от каждого студента.

— Андрей, а вы после фестиваля сели в самолет и улетели
в далекий штат Вермонт Америки. Как случилась эта поездка?

— Наверное, подарок судьбы. В прошлом году мне предложили
ответить на вопросы анкеты, которую распространяла
американская общественная организация «Айрекс», запланировавшая
стажировку иркутских работников культуры в штате Вермонт.
Хорошо, что именно там, потому что в Америке нет
профессиональных театров кукол в нашем привычном представлении.
Работают отдельные актеры, часто в концертном жанре.
На фестивале в Москве, проходившем
осенью прошлого года, мы познакомились со знаменитым
Джимом Гемблом, который показывал чудеса работы с несколькими
куклами одновременно. Его номер часто показываю по
нашему центральному телевидению. А с вермонтским театром
«Хлеб и кукла», возглавляет который Питер Шуман, в 1989
году мы открывали Абаканский фестиваль, на который он был
приглашен гостем.

!I2!Не успел вернуться из Новокузнецка, как раздался звонок:
«Андрей, надо лететь в Америку».
Незабываемым было знакомство с театром Шумана на его родине,
увидеть, где и как он придумывает свои спектакли.
Его театр площадного характера, в котором куклы кажутся
непривычными для нашего понимания, — это огромные маски на огромных шестах.
Представления идут на площадях, где собирается до трех
тысяч зрителей. Пьесы на политические темы Питер пишет
сам, не стесняясь показывать в них президентов, губернаторов
и других видных деятелей Америки. Он мгновенно отзывается
на злободневные события, показывая их в образах своих
гигантских кукол. Замечательно и то, что одно из помещений,
которое в Америке называется «амбаром», отведено под музей кукол.

— В вашем театре тоже много кукол, которые отслужили свой
сценический срок. Может быть, тоже стоит подумать о музее?

— К сожалению, такого музея организовать мы пока не можем.
Необходим пристрой к театру.
Мы его планируем, но понимаем, что очередь до нас еще
не дошла. После рестваврации здания драматического театра,
усилия области направлены на восстановление театра юного зрителя.
После его завершения, думаем, начнется реконструкция и
нашего помещения, которая просто необходима. Нам хочется
достойно принимать своих маленьких зрителей, хочется, помимо
спектаклей, показывать, как создаются куклы и какими они были,
например, десять или пятнадцать лет назад.

— Люба, что бы вы хотели пожелать себе в новом сезоне,
в работе актрисы и педагога?

— У каждой актрисы должна быть какая-то мечта и какие-то
этапы в жизни. Предыдущая моя
мечта осуществилась. Я очень хотела, чтобы в нашем театре
шел Экзюпери, хотела попробовать
себя в качестве сценариста и режиссера, не думая играть главную
роль. Режиссер Сергей Болдырев, поддержавший мою идею,
помогавший в работе над сценарием, предложил не
только ассистировать ему, но и роль Принца. Теперь наступил
другой этап, и в голове начали возникать новые мысли.
Хотелось бы найти единомышленника и на следующую работу.

— Вы не хотите назвать ее?

— Это секрет, я и о «Маленьком принце» никому не говорила.
Может ведь и не состояться, уйти в «говорильню», актеру
необходимо беречь себя.

Начнется работа и в училище с ребятами, которые мне стали
дороги, в отпуске я думала о каждом. Недавно в театр заходил
Валерий Дмитриевич Кирюнин, рассказал, как хорошо они
показались на Ольхонском фестивале, как понравились французам.
Мне было это очень приятно слышать. Думаю, новый учебный
год принесет и новые радости.

— Андрей, а что вы бы хотели пожелать театру в новом сезоне?

— Не растерять то, что присуще нашему коллективу, — это
любовь к своему делу и интересной
творческой работы, потому что без нее театр жить не может.
Сегодня она у нас уже есть. К открытию нового сезона режиссер
из Омска Борис Саламчев готовит спектакль по Киплингу
«Слоненок». Актеры репетируют с большим воодушевлением,
надеемся, что нашим зрителям новый спектакль понравится.
А в октябре приступим к работе над спектаклем «Кто он, в
еерном шлеме». Написал пьесу и будет осуществлять ее постановку
режиссер Людвиг Устинов, который на театральном языке
хочет поговорить с маленькими зрителями о правилах дорожного
движения, о том, каким внимательным надо быть на дороге и
какие условия выполнять, чтобы не подвергать свою жизнь опасности.

— Пока в театре нет художественного руководителя, с какими еще
режиссерами вы планируете работать?

— Надеемся на сотрудничество с Сергеем Болдыревым и
Валентином Зверовщиковым, живущим на Камчатке. У них есть интересные
предложения, и что немаловажно, оба они интересные
режиссеры, способные на творческий эксперимент, поиск
нового сценического языка в театре кукол.

В Америку я возил видеокасеты с записями наших спектаклей,
афиши, буклеты. Они очень заинтересовали некоммерческую
организацию «Гармония», принимавшую нашу делегацию.
Надеемся, что этот интерес не пропадет и планы, о гастролях
театра летом 2ОО2 года в штате
Вермонт, которые мы подробно обсудили, осуществятся.

Сезон в театре кукол «Аистенок» открывается в начале
сентября, пусть он будет таким же
интересным и творчески насыщенным, каким был
предыдущий. И дай Бог, чтобы реализовались планы,
о которых рассказали нам Любовь и Андрей Калиниченко.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры