Закатилось угольное солнце...
!I1!Достоверно известно, что государственный почтовый тракт
для перевозки почты, грузов, пассажиров и осужденных
через Сибирь до центра восточной губернии города Иркутска
прокладывался в годы правления императрицы Елизаветы,
дочери Петра I (1741—1761 гг.). Известно также, что
в 1743 году по указу иркутской канцелярии «посажен»
на Черемховский станец Кабаков, первый русский государственный
человек на территории нынешнего города Черемхове. Почти
двадцать лет числился в долине речушки Черемшанки «ям»,
селение ямщиков на почтовом тракте. В 1772 г. по Иркутской
губернии проезжал с экспедицией естествоиспытатель,
академик Петербургской АН Петр Симон Паллас. В его описаниях
есть и наши места: «За Белую переправляясь, поехал я
далее прекрасными лугами, коих ровное поле пестрело
цветами даже до Черемховской станции…».
В конце XVIII — начале XIX веков в документах упоминается
Черемуховская слобода, населенный пункт вокруг почтовой
станции. Долина речки привлекала поселенцев, распахивали
поляны, растили хлеб, разводили домашний скот. На тракту
шел торговый обмен с кочующими племенами сойотов, тунгусов,
с полуоседлыми бурятами. Сбор ясачной дани царскими
целовальниками с «туземных» людей также проходил через
почтовые станции. А «валютой» в те времена была пушнина,
шкурки белок, горностаев, соболя и прочего зверя.
Село Черемховское росло вместе со всей Сибирью, так
же, как прочие трактовые селения. Непременным духовно-идеологическим
центром любого селения в России был православный храм.
В Черемховском в 1797 г. была построена деревянная
церковь, после пожара — каменная, двупрестольная, во
имя святителя и чудотворца Николая и во имя Божьей Матери
Казанской.
В XIX веке это было волостное село Балаганского уезда.
После выступления героев Отечественной войны 1812 года
на Сенатской площади против коронации Николая на престол
через Черемховскую почтовую станцию потянулись телеги
с ссыльными солдатами и повозка с лишенными прав и званий
офицерами. В село Черемховское никого из декабристов
на поселение не определяли. Но в XX веке здесь проживали
потомки декабриста Ивана Горбачевского, подпоручика,
после Нерчинского рудника бывшего на поселении в Петровском
Заводе. Через Черемховское волостное правление везли
на дознание из села Бельского переписчика тайных писем
декабриста Михаила Лунина, члена Южного общества Петра
Громницкого. Нет сомнений, что все партии высланных
на каторгу членов тайных обществ проезжали по Московскому
тракту и останавливались на Черемховской станции. Здесь
еще в середине XX века старожилы хранили обветшавший
сруб колодца у дороги, из которого по преданию утоляли
жажду родниковой водой и декабристы.
Так вплеталась в судьбу села история государства Российского,
а в историю России — судьба трактового Черемховского
селения. Не ставили здесь острога, граница государева
проходила южнее, за слиянием рек Белых. Но вдоль Московского
тракта в 1891-1898 гг. построена Сибирская железнодорожная
магистраль до города Иркутска, а на ней железнодорожная
станция Черемхово. В истории была перевернута страница
и сдвинуты акценты экономических ролей. Уездный Балаганск
остался в стороне от магистрального пути и не случайно
в ХХ веке утратил статус города. В окрестностях села
Черемховского началась интенсивная разработка угольного
месторождения, известного с конца XVIII века. Каменный
уголь потребовался для паровозных топок, и государство
поддержало инициативных предприимчивых граждан, делавших
заявки на разработку угольных отводов. Из множества
первоначальных владельцев (военных инженеров и техников-путейцев,
купцов, богатых крестьян и т.п.) к началу ХХ века устояли
в конкурентной борьбе наиболее дальновидные, объединившиеся
в компании, товарищества и акционерные общества, имеющие
торговый капитал. Это первый владелец копей А.М. Маркевич,
военный инженер, управляющий через доверенное лицо.
Его шахты и разрезы в 1899 году выдали на-гора первые
1, 2 миллиона пудов угля. В угольную промышленность
вложил капиталы архитектор губернаторского Иркутска
В.А. Рассушин. Наибольший вклад в развитие промышленности
и просвещения в селе Черемховском сделал купец первой
гильдии П.К. Щелкунов. Ему принадлежали магазины в Иркутске,
Киренске и других селениях губернии. В Черемхове он
построил не только высокомеханизированные (по тем временам)
угольные копи, но в рамках акционерного общества построил
литейный, механический, лесопильный заводы, Торговый
дом «Щелкунов, Метелев и Ко». Его заслуга еще в том,
что открыл частное коммерческое училище по подготовке
штейгеров и после февральской революции предложил в
губернское управление проект преобразования его в государственный
политехникум. Не случайно в усадьбе Щелкунова в 1930
году был открыт горный техникум, преобразованный в конце
ХХ века в горнотехнический колледж с трехступенчатой
системой среднего и начального инженерного образования.
Из углепромышленных предприятий к началу первой мировой
войны в 1914 году в Черехове, кроме названных выше,
действовали: Гришевские копи акционерной компании, копи
Русско-Азиатского товарищества Комаровского и Собещанского,
Касьяновские копи Ивано-Матвеевского товарищества. Добыча
угля стала расти быстрыми темпами. Спрос на топливо
для железной дороги особенно возрос в годы русско-японской
войны. Вокруг копей вырастали рабочие поселки и кварталы
домов для служащих. Появились магазины, больницы, школы.
Управляющие Гришевскими копями выстроили добротный поселок
возле сооруженного на средства акционеров железнодорожного
узла. Здесь при особняках управления был разбит на английский
манер парк с чудесными аллеями, фонтанами, каналами
и ажурными мостиками. Привезенные диковинные кусты еще
украшали сад в пятидесятых годах ХХ века. Сохранить
парковую архитектуру не удалось.
В целом рывок в экономическом состоянии территории был
столь очевиден, что сами жители села Черемховского (а
число их значительно выросло за счет приезда рабочих
по найму и ссыльно-поселенцев) возбудили ходатайство
о преобразовании села в город, но с условием сохранения
за крестьянами отведенных им земельных и лесных наделов.
В 1915 году с прошением сельского общества Черемховского
села согласилось и губернское управление, признав городской
характер Черемхова. Было составлено ходатайство в высшие
правительственные органы столицы, подписанное гражданским
губернатором Иркутска и всеми высокими чиновниками Иркутской
губернии. Но путь прошений в бюрократических кругах
Петербурга был долог, обещанного ждали почти три года.
Только в июле 1917 года председатель Временного правительства
России князь Львов подписал постановление, согласно
которому село Череховское в числе прочих 40 населенных
пунктов получило городское положение.
Так случилось, что, едва родившись, город Черемхово
оказался ввергнутым в круговерть революционных событий.
Власти сменяли одна другую, почти два года прошли в
режиме оккупации интервентами стран Антаты. Километры
железной дороги вокруг станции были заняты эшелонами.
По улицам и рощам прогуливались офицеры в иностранных
формах мадьярской, чешской, английской армий. На копях
создавались рабочие комитеты, проводились стачки, вели
агитацию члены социалистических партий. В конце января
1920 года черемховские дружинники приняли участие в
конвоировании эшелона адмирала А.В. Колчака с золотым
запасом России. Но в первых числах февраля к Черемхову
приблизились отряды каппелевцев, двигавшихся на Иркутск.
Политцентр, представлявший тогда власть в Иркутске и
Черемхове, дал команду об эвакуации населения. Каппелевцы
прошли через город без остановки, и все жители вернулись
из голуметских лесов. А через три недели в Черемхово
вступили части 5-й Красной Армии.
!I2!Двадцатые годы в Черемхове — это революционный романтизм
голодных и раздетых, это эйфория рабочей массы, осуществляющей
диктатуру пролетариата. Митинги, лозунги, субботники,
призывы — и работа ударными темпами. Агитационные поезда
из Москвы, письмо вождям революции В. Ленину и Л. Троцкому.
Ответ Владимира Ильича и символическое избрание вождя
членом горсовета в 1921 г. В ноябре 1917 г. первым председателем
Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов
был анархо-синдикалист А. Буйских, а после 1920 г. председатель
назначался по рекомендации комитета партии большевиков.
К концу двадцатых годов руководители города постепенно
накопили опыт и обеспечивали порядок, работу коммунального
хозяйства. Однако население считало хозяином Черемхова
управление угольных копей, трест «Ируголь», позднее
переименованный В Черембасстрест. В его состав входили
старые копи бывших углепромышленников. Добыча угля в
начале двадцатых падала, но с 1925 г. начался рост. В
1927 г. объем добычи достиг довоенного уровня. В дальнейшем
происходил подъем, обусловленный механизацией производства,
приобретением необходимых в забоях электроматериалов,
инструментов и т.п.
1927 год стал вехой на пути технического прогресса в
Черемхове. Во-первых, с января этого года запущены два
турбогенератора новой электростанции Черембасстреста
и закрыты мелкие шахтные электростанции вместе с паровыми
подъемами. Во-вторых, из Америки поступили врубовые
машины, конвейеры, электрические перфораторы. Был построен
водопровод и частично решена проблема недостатка воды.
Интересно складывалась история открытой разработки каменноугольных
месторождений в Черемхове. Как уже говорилось, из-за
близкого к поверхности залегания угольных пластов еще
в конце XIX века копали ямы и вывозили топливо на лошадях.
Зимой 1921 г. в Черембассе работала московская комиссия
по использованию экскаваторов. Специалисты предлагали
проект разреза, чтобы на вскрыше работало 6 экскаваторов,
11 паровозов и 225 платформ для вывозки породы. Это
был слишком дорогой проект, и трест его не принял. Время
открытой добычи наступило в конце тридцатых годов и
после Великой Отечественной войны. А до того усовершенствовалась
подземная разработка угольных пластов. Уже тогда возникали
проблемы со сбытом черемховского угля из-за низкого
качества и негодности для коксования. Но вот страна
приняла план индустриализации, и увеличился спрос на
энергетическое топливо. В Черемхове стали строить новые
шахты. В то же время в городе открываются средние учебные
заведения: горный техникум (1930 г.), педагогическое
и медицинское училища (1934 г.), горно-техническое училище.
Углепромышленному району требовались подготовленные
рабочие кадры и специалисты.
Строительство в городе осуществляли также бригады Черембасстреста.
Самые крупные объекты — это школа N 1 на площади в
Андреевском поселке (1934 г.), библиотека (1939 г.),
поликлиника (1938 г.).
В тридцатые годы город Черемхово быстро рос как перспективный
индустриальный центр. Приток населения шел со всей России:
из Курской, Воронежской, Куйбышевской областей. В 1939
году в городе проживало 55700 жителей.
Главным делом черемховцев на протяжении всего ХХ века
оставалась добыча каменного угля. Государство включало
Черембасс в число ведущих угольных районов и проводило
несколько крупномасштабных перевооружений и перестроек
добывающих предприятий. Первая происходила в течение
предвоенного десятилетия. Заложенные в начале ХХ века
копи безнадежно обветшали, шахтный фонд требовал обновления.
В 1929 г. была заложена шахта N 7, в 1930 г. — шахта
им. XVI партсъезда (пущена в эксплуатацию в 1934 г.
и получила по просьбе шахтеров имя С.М. Кирова). Для
осуществления программы обновления Черембасса в Черемхове
в 1929 г. была создана специальная контора «Шахтострой»
и одна за другой открывались новые шахты: N 5-бис, «Малый
Артем» N 8, N 10-16. Шахта им. Кирова была построена
по проекту Гипрошахт «Востугля» при участии инженеров
американской фирмы «Аллен Гарсия» по аналогии с американскими
шахтами-гигантами. Она стала основной шахтой Черембасса,
полностью механизированной, хорошо спроектированной
и обеспеченной запасами первосортных углей на 20 лет.
В 1939 г. введен в строй Храмцовский разрез.
Вторая программа технического перевооружения осуществлена
после Великой Отечественной войны в пятидесятых-шестидесятых
годах, когда советское правительство избрало Черембасс
в качестве экспериментальной площадки для испытаний
мощной техники и новейших технологий открытой системы
разработки угольных месторождений. Решающую роль сыграли
геологические факторы, устойчивые грунты окрестностей
Черемхова, выдерживающие тысячетонные экскаваторы-гиганты.
Ведь в мире шла «холодная война», СССР догонял и перегонял
Америку. На Урале строили лучшие в мире экскаваторы
и первые номера везли на угольные разрезы нашего города.
В 1964 г. в Черемхово приезжали участники Всесоюзного
совещания по развитию открытой разработки угольных месторождений,
чтобы увидеть последнее слово техники и технологии
в этой сфере: разрез «Сафроновский» и экскаватор ЭВГ-35.
65, самый мощный и производительный в стране. Предприятие
вступило в строй действующих в 1965 году и считалось
самым прогрессивным по всем параметрам, от безотвальной
технологии вскрышных работ и транспортировки угля в
65-тонных автоприцепах-углевозах до обогащения в тяжелых
средах на обогатительной фабрике. В августе 1968 г.
министр угольной промышленности СССР утвердил диораму
разреза с моделью ЭВГ-35.65 как основной экспонат на
Всемирную выставку «ЭКСПО-70» в японском городе Осака.
В шестидесятых годах в Черемхове проживало самое большое
за всю его историю население, около ста тысяч человек.
Угля добывали до 30 миллионов тонн в год.
Но все это — дела давно минувших дней. Разрез «Черемховский»
соперничал с «Сафроновским», иркутский комбинат «Востсибуголь»
переходил на двухступенчатую систему управления, вводил
новую систему планирования и экономического стимулирования.
Все производства, относившиеся первоначально к угольщикам,
получили самостоятельность: электростанция отошла к
Министерству энергетики, «Шахтострой» превратился в
трест «Черемховпромстрой», машиностроительный завод
отделился от угольной отрасли и стал выпускать шламовые
и артезианские насосы. Особенно значительные перемены
произошли в последнее десятилетие ХХ века. Наконец-то
в городе появились муниципальные предприятия и службы
коммунально-жилищного сектора, ранее относившиеся к
разным ведомствам, то есть угольщикам, железнодорожникам,
строителям. Правда, богаче от этого «коммуналка» не
стала, напротив, обнищала. Потому что в городском бюджете
средств катастрофически не хватало.
В XXI век город Черемхово вступил как ветеран труда,
почтенный, но не имеющий перспективы населенный пункт
при железнодорожной станции. Ни одно из предприятий,
построенных в семидесятые годы: картонно-рубероидный
завод, чулочная фабрика, ЖБИ и керамзитовое производство
— не уцелело в переходном периоде от плановой социалистической
к рыночной капиталистической экономики. Все они оказались
в состоянии банкротства, также как и молококомбинат,
и мясокомбинат, и бывшее управление механизации, и небольшой
механический завод, производящий проволоку и гвозди.
Но самое страшное происходит с угольными предприятиями.
Мастерам высокого класса, механизаторам горных участков
и обогатительных фабрик нестерпимо больно видеть, как
разбирают горнотранспортное и обогатительное оборудование,
подъездные пути и станции, готовят к ликвидации производственные
здания. Уголь потерял свое значение и потребителей.
В это трудно поверить. А люди потеряли достойную любимую
работу и надежный заработок.
В анналах черемховской истории навечно вписаны имена
героев горняцкого труда: первый стахановец, машинист
врубовой машины шахтер Аркадий Костецкий (1935 г.),
после войны удостоенный звания Героя Социалистического
Труда, Герой Соц. Труда семидесятых Василий Чалков;
почетные граждане города, врачи, горняки, строители,
даже космонавт-черемховец Александр Полещук.
Очень хочется верить, что в год 85-летия присвоения
Черемхову городского статуса его законодательная власть
под началом молодого председателя городской Думы Вадима
Семенова, в первую очередь, исполнительная власть в лице
мэра Николая Усманова найдут выход из социального тупика.
Черемхово и черемховцы стоят перед непростым выбором
иного, чем в минувшем веке, пути, другой цели, философии,
традиции. Не город угольщиков отныне стоит на речке
Черемшанке, а просто город с богатым прошлым и неведомым
будущим.