Обращение к экологам, всей общественности Прибайкалья
Прибайкальский национальный парк создается на основании
постановления СМ РСФСР 13 августа 1986 года. Для его
размещения определена громадная территория в 418 т. га
(по площади, равной двум таким государствам, как герцогство
Люксембургское), примыкающей к юго-западной части Байкала
по протянувшейся береговой полосе на расстоянии до 400
км. Это район наибольшего сосредоточения различных природных
и исторических ценностей и посещения туристами.
Парк должен стать форпостом защиты Байкала, центром
эколого-просветительной работы с населением всего Прибайкалья.
Прошло 16 лет со времени вышеуказанного постановления
правительства — администрация области, ее департамент
по охране окружающей среды и природопользованию считают,
что «… фактически парк существует и действует…»
(см. письмо от 27 августа 2000 г.).
Но, к сожалению, это понимание ошибочное, ведь до настоящего
времени:
а) не оформлена видимая граница парка (просека шириной
порядка 2 метров, а в пожароопасных местах и более,
в соответствии требованиями норм) и не расставлены пикеты
на расстояниях видимости;
б) нетрудоустроено население территории парка (20—30
тысяч), ранее занимавшееся лесным промыслом. В результате
их вынудили заниматься браконьерством, хищением ценностей,
предопределивших выбор территории для парка);
в) штат парка, включая и охрану, согласно «Схеме развития парка…»,
должен составлять порядка 1000 человек, он же
все истекшие годы колебался в количестве 200-250 человек
(силы для борьбы с браконьерами явно несопоставимые,
а если приплюсовать и браконьеров из окружающих парк
поселений?).
Сейчас необходимо в возможно кратчайшее время принять
необходимые меры по прекращению хищений ценностей; провести
государственную инвентаризацию всего, что осталось.
Предварительно сумма капитальных затрат на создание
парка определена в 700—800 млн. рублей, истрачено же
за истекшие 16 лет менее 2 млн. рублей (на содержание
дирекции парка порядка 30 млн. рублей). Как же допустимо
считать, что «фактически парк существует и действует»?
Прекрасно разработанная «Схема развития парка…» рассматривается,
как якобы «проект» (?), а ведь это лишь задание для
разработки проекта, включающего сметы, их экспертизы,
рабочие чертежи, без которых невозможно финансирование
работ и само строительство…
Настоящим обращением просим поддержать в следующем:
Прибайкальский национальный парк создается Федерацией
и за ее счет — парк и принадлежит ей. Но ведь использоваться
он будет, в первую очередь, в интересах населения,
молодежи Иркутской области. Это обязывает администрацию
области, Законодательное собрание, все население не
отстраняться от его создания. Сохранение же парка и
всех его ценностей вообще невозможно без активного участия
иркутян.
Безразличие к этим вопросам, с которым приходится сталкиваться,
недопустимо.
Считаем, что строительство парка должно проводиться
Иркутским комитетом Министерства природных ресурсов
(Московский комитет не может оперативно руководить
строительством парка).
Полагаем, что разработку рабочих чертежей парка, так
же было бы более целесообразным поручить Иркутским
институтам — «Промстройпроект», «Иркутскгражданпроект»,
«Сибгипробум» и другим.
Выводы согласованы:
С.В. ТКАЧЕВ, директор ФГУП «Сибгибпробум»;
Е.А. МОРГАЕВ, директор по проектированию и маркетингу
ОАО «Иркутский Промстройпроект»;
Л.Б. ЕЖОВА, директор по производству ОАО «Иркутскгражданпроект».