О законе Иркутской области "Об основных параметрах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в Иркутской области"
25 июля 2002 года в адрес губернатора Иркутской области поступило
открытое письмо за подписью ряда представителей территориальных
общественных советов самоуправлений и округов г. Иркутска. В письме
представители общественности протестуют против возможного
утверждения губернатором законопроекта о 90%-ной оплате населением
жилищно-коммунальных услуг, принятого Законодательным собранием
области 26 июня 2002 года. Губернатор Борис Говорин поручил комитету по
жилищной политике областной администрации прояснить ситуацию.
Закон Иркутской области от 11 июля 2002 г. N 32-оз «Об основных параметрах
перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в Иркутской
области» разработан на основании закона РФ от 24.12.92 г. N 4218-1 «Об
основах федеральной жилищной политики». А также на основе концепции
реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ, одобренной Указом
Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 425, постановления правительства РФ от
02.0899 г. N 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и
коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения». То есть
региональный закон прямо вытекает из федеральной жилищной политики.
Переход к новым условиям оплаты жилья и коммунальных услуг неизбежен. Он
позволит улучшить финансовую ситуацию в жилищно-коммунальной сфере за
счет средств обеспеченной части населения и определит государственную
поддержку нуждающихся. Социальная справедливость в оплате жилищно-
коммунальных услуг будет достигнута, когда более обеспеченные слои
населения будут оплачивать жилищно-коммунальные услуги в полном объеме,
а малообеспеченные — получат государственные субсидии на оплату этих услуг.
Федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и
коммунальных услуг учитываются при рассмотрении вопроса оказания
дополнительной финансовой помощи из федерального фонда финансовой
поддержки субъектов РФ. Без поддержки из федерального бюджета
администрация Иркутской области не в состоянии оказывать финансовую
помощь муниципальным образованиям на содержание объектов ЖКХ.
Для того, чтобы избежать резкого повышения уровня оплаты за жилье и
коммунальные услуги и иметь возможность своевременно отслеживать
последствия перехода на новую систему оплаты, ЖКУ, органам местного
самоуправления предложено руководствоваться разработанными
администрацией области «Методическими рекомендациями по
совершенствованию системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по
социальной защите населения на 2002 год» (постановление главы
администрации области от 15.02.2002 г. N 23-пг «О плате за жилье и
коммунальные услуги»). Данные рекомендации предусматривают поэтапное
введение возмещения населением затрат за предоставляемые жилищно-
коммунальные услуги до уровня федерального стандарта.
Кроме того, с целью «смягчения» перехода к оплате за жилье и коммунальные
услуги до уровня 90% от затрат для средних слоев населения рекомендуется
введение понижающего коэффициента. К средним слоям населения
предлагается отнести семьи, в которых совокупный доход на 1 члена семьи
превышает прожиточный уровень от 1 до 1500 рублей. Например, с учетом
размера прожиточного минимума в размере 1700 рублей применение
коэффициента распространяется для семей, где совокупный доход на 1 члена
семьи составляет от 1701 до 3200 рублей.
Постановлением губернатора области от 24.05.2001 г. N 255-п «О
рекомендациях по совершенствованию системы оплаты жилья и коммунальных
услуг» главам муниципальных образований области рекомендовано провести
экономические расчеты влияния параметров федеральных стандартов оплаты
жилья и коммунальных услуг на величину субсидий населению и сумму
компенсаций предприятиям ЖКХ. Для оценки перехода от системы дотаций
предприятиям ЖКХ к системе субсидий населению администрацией области
направлено письмо органам местного самоуправления о подготовке
обоснования потребности в финансовых ресурсах (субсидиях) на 2003 год с
учетом проведения расчетов по платежеспособной возможности населения. А
также указано на проведение работы по упрощению процедуры выдачи
населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, т.е. установление
рационального порядка доступности приема граждан в целях исключения
очередей и жалоб со стороны населения.
В соответствии с правительственным решением в течение переходного периода
право устанавливать размер максимально допустимой доли собственных
расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе
семьи и размер платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные
услуги предоставлено органам местного самоуправления. Муниципальные
образования уже в течение 2000-2001 года могли самостоятельно устанавливать
уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные
услуги, что и было сделано отдельными территориями.
Для «обеспечения условий проживания, отвечающих стандартам качества», в
области разработана концепция областной государственной жилищной
политики (одобрено постановление главы администрации области от 11.10.2001
г. N 50/218-пг). Прежде чем говорить о стандартах качества, необходимо
изменить всю систему управления жилищным фондом и создать условия для
деятельности управляющих компаний.
В настоящее время ведется активная работа по подбору «пилотных» проектов с
целью внедрения новых систем управления жилищным фондом на территории
области. Заключаются двусторонние соглашения о взаимодействии
администрации области с органами местного самоуправления муниципальных
образований по вопросам жилищной политики. В этих рамках комитет по
жилищной политике оказывает методическую и нормативную помощь
администрациям муниципальных образований. В этих целях комитетом по
жилищной политике выпущен сборник рекомендаций по организации системы
управления жилищным фондом. Он включает методические рекомендации по
созданию и деятельности управляющих компаний, методические рекомендации
по заключению договоров найма жилых помещений, методические
рекомендации по вопросам деятельности «Хозяин дома», рекомендации по
разработке системы контроля за качеством обслуживания жилищного фонда.
В настоящее время дали согласие на заключение соглашения 27 администраций
муниципальных образований, заключили соглашение 11 территорий. Пунктом
1.3. данного соглашения определено, что органы местного самоуправления в
соответствии с законодательством устанавливают социальные стандарты
перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, а также
создают систему предоставления субсидий по оплате жилья и коммунальных
услуг в ходе реформы.
С целью подготовки специалистов в сфере управления жилищным фондом в
мае и июне т.г. проводились двухнедельные курсы, где 49 человек прошли
обучение по теме «Управляющие компании», также в мае т.г. был проведен
консультационный семинар для мэров и глав муниципальных образований по
теме: «Управляющие компании» и «Хозяин дома».
Вследствие повышения уровня оплаты ЖКУ, в обществе появляется
недовольство по поводу того, что оплата увеличивается, а качественные
показатели предоставляемых услуг оставляют желать лучшего. Следовательно,
на законодательном уровне необходимо предусмотреть уменьшение размера
оплаты в случае недобросовестного предоставления услуг поставщиками. В
связи с этим, подготовлен проект закона области «О социальной защищенности
населения Иркутской области в условиях реформирования ЖКХ».
Он определяет основные моменты выдачи субсидий, регламентирует стандарты
качества ЖКУ, а также критерии оплаты ЖКУ жильцами.