"Нельзя ущемлять права граждан!"
Беседа политического обозревателя "Восточно-Сибирской правды" Александра ГИМЕЛЬШТЕЙНА с губернатором Иркутской области Борисом ГОВОРИНЫМ.
— Борис Александрович, давайте поговорим об Иркутске. Конечно, есть
обстоятельство, связанное с компетенцией уровней власти. Вне всякого
сомнения, там есть орган местного самоуправления, который несет
ответственность за состояние дел. И все-таки областной центр — это не просто
город, и областная власть не может не участвовать в его жизни. Хотелось бы,
чтобы вы рассказали о том, что делают областная власть и губернатор для
города.
— Мне бы не хотелось сужать разговор: губернатор Иркутской области вместе с
администрацией должен заниматься всей областью, что и делается. Вместе с тем
город Иркутск — значимая часть области: это региональная столица, в некоторой
степени визитная карточка Иркутской области.
Но и не надо забывать о том, что в городе Иркутске
у нас сосредоточены объекты, которые мы содержим за счет областного
бюджета. Они обслуживают все население Иркутской области. Раз есть объекты
областной собственности, значит, мы их не только ежегодно обеспечиваем, но и
занимаемся их развитием. В частности, в музыкальном театре мы провели
большие работы по кровле, техническому оборудованию, свето-,
звукооборудованию, а также вынесли наверх кассы (внизу их всегда
затапливало), реконструировали прилегающую площадь и намерены сделать
ограждение театра, чтобы создать надлежащую среду.
Мост через Ангару. Это проект глобальный, масштабный, стоимостью
несколько миллиардов рублей. Мы его осуществляем за счет областного
бюджета и пытаемся привлечь федеральные средства. Новый мост в
значительной степени решит проблемы инфраструктуры города Иркутска,
потому что и плотина ГЭС, и мосты сегодня не справляются с потоком
транспорта, не создают оптимизацию этого потока, отсюда и загрязнение города
выбросами, выхлопами автомобилей, отсюда и угроза безопасности движения.
Мы значительную часть средств направляем на реставрацию памятников
истории и культуры. Наверное, всем памятно критическое состояние
планетария, который был расположен в районе предмостной площади, в
Троицкой церкви, мы сейчас ее восстанавливаем за счет областного бюджета, и
в этом году весь цикл работ будет завершен, что, конечно, влияет на внешний
облик города. Сейчас в центре города, там, где расположен танк «Иркутский
комсомолец», мы проводим работы по воссозданию усадьбы главы города
Владимира Петровича Сукачева. Он, вы знаете, внес большой вклад в развитие
города, в культурную жизнь конца XIX века, и приведение в порядок этого
уголка города нужно для горожан и гостей как хороший образец связи времен.
На бульваре Гагарина долгое время находилась в тревожном состоянии
областная детская клиническая больница. Мы системно на протяжении
четырех лет проводим ее реконструкцию, и в этом году намерены ее
завершить. Это тоже вклад в обустройство города.
Мы ведем огромнейшие работы по подготовке к реконструкции областной
клинической больницы и намерены серьезно заняться хирургическим
корпусом. Остро стоят вопросы, связанные с онкозаболеваниями, и поэтому все
наши усилия направлены на то, чтобы поэтапно (у нас есть
соответствующая программа) сформировать мощную базу практического
здравоохранения, для того чтобы бороться с этим серьезным недугом и оказывать
квалифицированную помощь людям, попавшим в беду.
На 8-й Советской, рядом с диагностическим центром, расположено здание
противотуберкулезного диспансера. С точки зрения санитарно-
эпидемиологического состояния, размещение этого объекта в центре города
является неудачным. Поэтому было принято решение
о переводе этой больницы на улицу Терешковой, и в этом году работы будут
завершены. Операционные и реанимационные палаты будут оснащены современным
оборудованием, это напрямую повлияет на сохранение
здоровья людей, которые заболели туберкулезом.
Не надо забывать и о том, что в рамках каждого бюджетного года, в частности
2002-го, из областного бюджета городу выделяется 1,3 млрд. рублей для
выполнения разного рода функций. И поэтому, если взять капитальные
вложения, о которых я рассказал, а также средства, выделяемые для социального
обслуживания жителей города Иркутска, это где-то в пределах 2 млрд. рублей из
областной казны, и, частично из федерального бюджета, выделяется на
поддержку г. Иркутска и объектов на его террритории, находящихся в областной
собственности, и обслуживающих все население Иркутской области.
Наша задача сейчас — по-прежнему создание условий для того, чтобы все объекты
социальной сферы развивались, поддерживались максимально.
Любовь к земле,
к городу, к области не должна строиться на каких-то словах, только на
практических делах, на созидании. И люди должны знать о созидательной работе,
которая как бы невидима иркутянами, но осуществляется усилиями областных
властей.
— Как горожанин и как губернатор чем вы в городе Иркутске довольны и чем не довольны?
— Власть всегда подвергается
критике со стороны граждан, что является естественным. Любые достижения
очень быстро забываются, а круг нерешенных проблем тяготит и, естественно,
является предметом дискуссии. Так и здесь, в Иркутске, сегодня достаточно
много проблем, и я надеюсь, что администрация города и городская Дума
ответственно подходят к их разрешению.
Вместе с тем я не могу не отметить факт, связанный с тем, что администрация
Иркутска в этом году допустила глубочайшие сбои в обслуживании ветеранов
Великой Отечественной войны, тружеников тыла и инвалидов в части
предоставления им бесплатных медикаментов. Это, я считаю, «звонок» очень
ответственный, и надеюсь, что мэр города Владимир Викторович Якубовский
серьезнейшим образом отреагирует на эти сбои в работе городской
администрации. И я считаю, что нельзя ущемлять
права граждан в этих чрезвычайно щепетильных вопросах. Если ко мне, к
областной администрации вынуждены обращаться больные гемофилией,
говоря о том, что они не могут в Иркутске получить помощь (а их у нас
164 человека, из них 64 — дети, инвалиды с детства), это граничит с бездушием. Это
граничит с безответственностью и невниманием к нуждам граждан. С этой точки
зрения я очень внимателен к деятельности власти города Иркутска. Я надеюсь, что
мэру удастся разобраться в причинах такой безответственной работы
и принять адекватные меры.
— Вслед за федеральной властью, которая обязала это сделать, вся вертикаль
власти, Законодательное собрание Иркутской области, представительные
органы местного самоуправления приняли решения о том,
что граждане будут
платить 90 процентов расходов на жилищно-коммунальные услуги. Это
серьезный удар по кошельку. И раздражение человеческое появляется оттого,
что и так с небольших доходов населения все больше и больше приходится
платить. Успевает ли за этим качество обслуживания? Без всякого сомнения,
не успевает. Что вы думаете об этих процессах?
— Я достаточно глубоко знаю жилищно-коммунальное хозяйство и не
открою ничего нового, если скажу, что абсолютное большинство жителей
Иркутской области видят необходимость изменять существующее положение
в ЖКХ — низкую культуру обслуживания, низкое качество услуг. То, что
сегодня представляют из себя жилые дома, находящиеся в муниципальной
собственности, то, что творится внутри в системах, в подъездах,
лифтах, подвалах, мы все знаем. С другой стороны, нельзя все время говорить о
том, что вот нас федеральная власть к чему-то подталкивает и поэтому мы
вынуждены на это идти. Мне кажется, мы должны следовать достаточно
хорошему, очень емкому пониманию: заставь богу молиться, ну, вы знаете кого,
он и лоб расшибет. Так и здесь. У меня глубокие убеждения, что городская Дума
Иркутска приняла неправильное решение с 1 августа вводить эти тарифы. Я
вообще считаю, это в методологическом и практическом плане глубокая
ошибка. Тарифы не должны вводиться в течение бюджетного года,
и это связано с тем, что люди планируют свою жизнь, опираясь на те реалии,
которые есть. Вы знаете, что я достаточно жестко пропагандирую и твердо
убежден, что это в конечном итоге будет воспринято по всей территории нашей
страны: тарифы на электрическую и тепловую энергию в течение года не
меняются и меняться не будут. У нас они будут изменены лишь с 1 января
2003 года. Это дает возможность всем — и гражданам, и предприятиям, и
организациям независимо от их величины — правильно спрогнозировать свою
деятельность в течение предстоящего календарного, или хозяйственного, или
финансового года. Поэтому, когда власть принимает решение с 1 августа
изменить тарифы, она должна дать доказательства обществу того, что
люди имеют возможность эти тарифы воспринять и обеспечить их оплату. Ни
для кого не секрет, что ЖКХ и его реформа ни в коем случае не должны
совпасть с образом и характером реформ, которые были в 90-е годы в части
приватизации предприятий. Некие элементы шоковой терапии, которые
больно отозвались на судьбах миллионов людей, в ЖКХ нетерпимы,
недопустимы. И поэтому я считал и твердо убежден, что любая власть, и в
первую очередь, власть муниципальная, вначале должна была провести
значительную подготовительную работу. В первую очередь — разъяснительную. В чем суть поддержки граждан с малыми доходами, каким
образом эта поддержка в практическом ключе будет осуществляться. Второе:
принципиально важно провести учет всех семей, которые будут нуждаться в
жилищных субсидиях. И оценить масштабы этих субсидий. Ведь если мы
говорим о практической стороне дела, то жилищно-коммунальный орган
предъявляет счет получателю, т.е. гражданину, и не знает ничего, кроме того,
что счет должен быть оплачен. Услуги предоставлены, и должна быть
оплата. Если семья попадает под жилищную субсидию, следовательно, она
лишь частично возмещает эти платежи. Значит, рядом с этой семьей должен
стоять муниципалитет, который говорит: вот эту часть проплачиваю я.
Механизмы важны и принципиальны. Потому что как раз
несвоевременность платежей и в рамках существующих тарифов является
серьезным препятствием для развития жилищно-коммунальных органов,
а также наличие у них очень большой кредиторской задолженности перед всеми
уровнями, включая и бюджетный, и перед теплоснабжающими и
электроснабжающими организацияи, водоканалом, спецавтохозяйством и т.д.
И поэтому, мне кажется, эта поспешность есть попытка возложить на плечи
жителей городов и районов Иркутской области тяготы по жилищно-
коммунальной реформе. Но жилищно-коммунальная реформа
— это не только
оплата за полученные услуги со стороны граждан, и не только
в этих тарифах суть реформы. В первую очередь нужна демонополизация
этого рынка, создание конкурентной среды, поэтому нужно принимать
решения по созданию альтернативных структур, которые бы предоставляли
жилищно-коммунальные услуги в городе.
И еще немаловажная тема: по северным территориям жилищно-
коммунальные услуги сегодня дорогостоящие, потому что системы
теплоснабжения там крайне несовершенны, они работают на технологиях с
низким КПД, а следовательно, все издержки неудачных, старых подходов
возлагаются на плечи получателей услуг.
Я хотел бы еще раз напомнить, что у нас
сегодня нет учета объема и качества индивидуальных услуг. Мы сегодня не
имеем никаких сомнений, сколько нужно платить за электроэнергию,
потому что у каждого квартиросъемщика есть индивидуальный учет, и у людей
не возникает сомнений, сколько он потребил электроэнергии, следовательно,
сколько он должен заплатить. Но у нас нет системы индивидуального учета ни
по теплу, ни по горячему и холодному водоснабжению. И для того, чтобы
оплачивать 100-процентные услуги, я должен понимать, что я их получил в
таком-то виде, в таком-то качестве, с такой-то соответствующей температурой
воды, с такой-то температурой теплоносителя, которые дают возможность иметь
комфортные условия в жилье, в моей квартире. Сейчас у одного кран
постоянно открыт, вода бежит без всякого контроля, другой рачительно ведет
себя, очень по-хозяйски относясь к нашему общему достоянию, а люди платят
одинаково.
Это все говорит о неготовности к реформе. И поэтому такая поспешность, на
которую пошли администрация, городская Дума по внедрению этих стандартов
на территории города Иркутска, меня удивила. Я уж по меньшей мере понял,
что введут с 1 января, но при этом всю оставшуюся часть этого года посвятят
подготовке, разъяснению, уточнению масштабов, создадут все условия для
людей в части этих жилищно-коммунальных субсидий.
Я твердо убежден, что мы с вами должны в рамках жилищно-коммунальных
реформ ни в коем случае не допустить элементов шоковой терапии. Мы ведь
понимаем, что в структуре семейных доходов, семейных бюджетов еще
значительная часть, в пределах 70—75%, тратится на продовольствие.
В силу чего принятые решения по ускоренному введению новых стандартов ЖКХ
должны быть признаны поспешными и неадекватными.
— Я не знаю, в какой степени позиция губернатора может
быть услышана и воспринята, что еще можно сделать, но
хотелось бы верить, что хотя бы будет какая-то реакция.
— Я хотел бы, чтобы это услышали и главы местного самоуправления, городские и
районные Думы. Они сегодня получили очень большие полномочия в плане
Конституции, в плане федеральных законов, они нам не подотчетны в прямом
смысле этого слова, сами формируют и проводят социально-экономическую
политику на территории муниципальных образований, и
мы хотели бы, чтобы эта политика была ответственна и профессиональна.
Слепо применять предложенные стандарты, не глядя, каким образом это отразится
потом на условиях жизни людей, недопустимо. Это, мне кажется, сегодня имеет
место на территории Иркутской области, как и то, что свое неумение
муниципальные власти пытаются прикрыть, направляя все обиды граждан на
региональный и федеральный уровень.
— Борис Александрович, следующая тема, что называется, у всех на устах.
Решением президиума Высшего арбитражного суда РФ право управления со
стороны Иркутской области достаточно солидным пакетом акций
«Иркутскэнерго» отменено, и на сегодняшний день весь государственный пакет
акций «Иркутскэнерго» находится в управлении министерств энергетики и
имущественных отношений Российской Федерации, и наблюдатели не
исключают, что госпакет акций будет передан в управление РАО ЕЭС России.
Я не буду сейчас вспоминать банальные вещи, что на протяжении большого
количества лет участие области, ее жителей в управлении Иркутской
энергосистемой приводило к тому, что у нас самые низкие ставки за
потребляемую электроэнергию в стране, да и в мире. И, в общем, в
определенной степени некая растерянность наступила. Все население
Иркутской области в данном случае остается потерпевшей стороной, т.е.,
как в
любом судебном процессе, есть истцы, есть ответчики, есть потерпевшая
сторона. Вот потерпевшая сторона — это мы.
— Это так и есть. Сейчас федеральная власть демонстрирует некое стремление к
унитаризму. Но мы говорим о приверженности демократическим принципам
разделения властей. Наличие у нас возможности входить в состав управления
«Иркутскэнерго» позволяло усиливать региональную тематику в решениях
совета директоров. Это очень важно. Теперь у нас осталось пока право на два
места в совете директоров потому, что на общем собрании два представителя
администрации Иркутской области были туда избраны, но Минимущества
заявило, что их нахождение там допустимо только в том случае, если все
директивы будут ими исполняться.
Каким образом эти события отразятся на тарифах? На сегодняшний день — никаким. Мы заявляем еще раз, что тарифы на тепловую и электрическую
энергию до 1 января 2003 года не будут меняться. Мы сейчас начали работу
вместе с советом директоров «Иркутскэнерго» по подготовке новых тарифов с
той точки зрения, чтобы они были обнародованы по меньшей мере загодя,
до начала нового года. Более важно другое. Если региональные энергетические
комиссии ликвидируют и вопрос образования тарифов в теплоэнергетике будет
возложен на федеральные органы власти, мы лишимся инструмента
влияния и, несомненно, тогда тарифы будут значительно отличаться от
существующих. И следующая проблема — какова политика государства в
отношении этого госпакета? Если он останется в управлении министерств — это
одна ситуация, если он перейдет в РАО ЕЭС — другая.
Мне кажется, нам не следует складывать руки. У нас почему-то такая позиция
есть, и она была озвучена председателем Законодательного собрания,
что меня очень сильно удивило и огорчило. Сергей Иванович Шишкин забыл
о том, что он сейчас не эксперт из юридического
института, приглашенный для комментариев. У меня создалось впечатление,
что выступал Шишкин именно в этом качестве, а не как председатель Законодательного
собрания. На Законодательное собрание возложены
огромные права и ответственность перед населением Иркутской области по защите интересов
людей.
Права населения Иркутской области ущемлены, следовательно, председатель
Законодательного собрания должен привлекать ресурсы, необходимые для
защиты этих прав, а не «онаучивать» эту тему с точки зрения эксперта.
Я твердо убежден, что положения концепции реформирования энергетики в
Российской Федерации, которую предложило РАО ЕЭС, глубоко ошибочны и идут
во вред интересам и российского народа, и российской экономики, и я надеюсь, что
руководители субъектов Российской Федерации все-таки убедят федеральные
власти в том, что это может привести к глубокой трагедии.
Ну, а в части нашей ситуации, нашего «Иркутскэнерго», мы намерены сейчас
максимально аккумулировать аргументацию в пользу защиты наших интересов.
Пакет акций, который был отдан в пользование и распоряжение с правами
акционеров Иркутской области , в первую очередь был отдан жителям — это 2,8 млн.
граждан в Российской Федерации, и президент России обязан считаться с мнением
такого значительного числа его избирателей.
Президент сказал мне в телефонном разговоре, что он готов оценить наши подходы и
аргументы по этому острейшему вопросу.
— Как говорится, будем следить за развитием событий…