издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дарить людям прекрасное

  • Автор: О. ПЕРЕТОЛЧИНА

!I1!
В рамках IV Международного форума «Женщины за выживание
планеты», который состоялся в Иркутске с 7 по 12 июля, прошла
презентация галереи «Панорама искусств», на которой были представлены
персональные выставки Татьяны Ларевой «Родом из Сибири», Веры
Ярославцевой «Отзвуки…», Любови Дмитриевой «И дивные видится
узор», ассоциации «Оникс» (руководитель Галина Березина) «Душа
народная жива», Татьяны Смольковой (конкурсные открытки «Привет из
Иркутска»).

Имя Татьяны Ларевой хорошо известно в Иркутске. Она имеет большой стаж
музейной, педагогической, творческой работы, автор многочисленных статей и
каталогов, сборника «Искусствознание и краеведения», монографии «Художники
Иркутска». В 1994 году защитила кандидатскую диссертацию на тему
«Художественная жизнь Иркутска 1930-1990 годов». Редкое сочетание научной и
творческой работы позволили создать интереснейшую коллекцию. В нее вошли
портреты современников, картины, посвященные сибирской старине, графические
циклы-размышления о дне сегодняшнем. Произведения Т. Ларевой хранятся в
государственных и частных коллекциях Англии, Швейцарии, Франции, Японии,
Монголии, Китая и Кореи, а также являются собственностью жителей Восточной
Сибири.

Я обратилась к Татьяне с просьбой рассказать об участниках
«Панорамы».

— Начну с Веры Ярославцевой, директора саянской картинной галереи,
неожиданно открывшая себя как художник-график. Ее
работы выполнены в технике акриловых красителей и
акварели, очень романтичны. Неясность контура силуэтов,
размытость, недосказанность дает возможность зрителю
додумать, подсказать ассоциативные образы. Интересны и
представленные темы: люди и птицы, золотой дождь, новое
из чуть незабытого. Хотелось бы пожелать автору
реализации новых творческих планов.

Коллекцию народной вышивки представил творческий
коллектив «Берестень», который несколько лет работает под
руководством Любови Дмитриевой. В основе их метода
лежит научный подход, реконструкция древнего русского
узора, расшифровка «языка» орнамента. Мастера пытаются
осмыслить и донести до современников истинный смысл
старинных обрядов и значение каждого узора вышивки.
Наиболее ярким фрагментом была демонстрация
потрясающих по технике исполнения и выдержанных в
лучших народных традициях костюмов, изготовленных
талантливыми умельцами.

Особое внимание участниц форума привлекла красочная
коллекция известного коллектива мастеров народных
промыслов и ремесел ассоциации «Оникс», руководитель
Галина Березина, рукотворные народные исторические
костюмы, вышитые шали, вырезанные из бересты туеса,
плетеные кружева и салфетки — все это нужно видеть. И
когда коллекционные костюмы «ожили» на
исполнительницах танцевального коллектива в задорном
танце, действие на сцене вызвало всеобщий восторг и
восхищение. Это содружество мастеров возрождает,
сохраняет и представляет народные национальные
традиции.

Татьяна Смолькова, директор галереи «Главный стиль»,
утверждает новый, современный подход, метод новых
технологий на примере акции арт-открыток «Привет из
Иркутска» и нового проекта фестиваля социального плаката
«Болевая точка». В своем выступлении на секции
«Культура мира — детям», она отметила: «Чтобы быть
востребованным в современном мире, нужно мыслить
новыми категориями и владеть новыми приемами,
технологиями и компьютерной графикой. Иметь
возможность обучать этому детей и развивать у них
стремление к творчеству…»

— Татьяна, какими же работами была представлена ваша
часть «Панорамы»?

— Мои работы, выполненные в единой технике, отдаленно
напоминающей восточную танку и элементы обрядового
шаманского костюма с колокольчиками, монетами,
кожаными ленточками. Через сюжеты, связанные с
языческим мистицизмом коренных сибирских народов, я
стремилась постичь собственные истоки генетической
памяти. Земное существование женщины от девочки,
матери развивается к мудрой «ведунье» и затем — к
«отшельнице». К триптиху добавилась четвертая работа
«Сибирская мадонна» и серия «Цветы Байкала», с
изображением багульника, жарков на фоне леса.
!I2!
Еще раз участницы Форума познакомились с творчеством Т.
Ларевой во время литературно-музыкального салона «В гостях у княгини
М.Н. Волконской» в музее декабристов. Были приятно удивлены, увидев
портрет правнучки А.С. Пушкина в седьмом поколении — Юлии
Зубенцовой-Воронцовой-Вильяминовой, которая живет в Иркутске.
Впервые портрет был презентован в дни «Пушкинских чтений»,
традиционно проводимых Евгением Ячменевым в музее. Это еще одно
обращение художницы к женскому портрету.

Ведь женская тема — главная в творчестве Татьяны Ларевой. Сейчас
она собирает материал о Наталье Алексеевне Шелиховой — для написания
портрета, верной соратницы «Колумба Российского».Установились
деловые и дружеские связи с коллективом музея города Шелехова,
который возглавляет Наталья Ивановна Волкова. В процессе работы
наметился общий проект создания кабинета Григория Ивановича,
основателя Российско-Американской компании и инициатора заселения
русскими Алеутских островов и северной части американского
континента. Готовится и персональная выставка художницы в сентябре
этого года.

А если вернуться на месяц назад, то в середине июня в Улан-Удэ
проходила Международная научная конференция «Мир Центральной
Азии». В рамках конференции была открыта выставка Татьяны Ларевой,
которая разместилась в хранилище восточных рукописей и ксилографов
Бурятского научного центра.

На ней были представлены работы из авторской коллекции под
названием «Сибирская Азия». Центральной работой стал портрет
известного бурятского просветителя Агвана Доржиева (1853-1938 гг.).
Будучи ученым-ламой, в числе высших ученых он состоял при Далай-ламе
XIII, обучал его буддийской философии и литературе. Также был
основателем буддийского храма в Петербурге и ряда дацанов в Западной
Бурятии.

Особый интерес у участников конференции вызвал триптих,
состоящий из работ «Пробуждение бубна», «Лекарь» и «Поклонение духу
гор», которые выполнены в необычной манере, с использованием
элементов шаманского костюма — кожи, монет, лент и колокольчиков, что
напоминает технику «танка». Эти работы были высоко оценены в
Женевском университете Швейцарии, куда художница была приглашена
на курс лекций по искусству Сибири, которые сопровождались
персональной выставкой. Ученые, занимающиеся этнографией, историей
Сибири и народов, живущих на ее территории, высоко оценили синтез
науки и искусства в творчестве автора.

Зрители были тронуты женскими портретами — потрясающе
красивой, молодой «Марией» и мудрой, познавшей жизнь «Ночной
гостьей», которая привлекла особое внимание. Символом выставки стала
картина, изображающая веточку цветущего багульника на фоне
священного озера Байкал.

Вот несколько отзывов участников конференции о выставке:

«Рад познакомиться с Вами. Хочу выразить свою искреннюю
благодарность за внимание к нашей истории и культуре».

Доктор философских наук

Л.Е. Енгутов.

«Спасибо большое! Рада была оказаться среди корней своих предков
и увидеть свое материализованное отражение. Душа моя, наших предков,
здесь они».

С глубоким интересом,

кандидат исторических наук

Б. Базарова.

«Фантастика! Очень впечатляет! Дай бог, чтоб у берегов светлого
благородного озера жили такие талантливые художники, мастера. Спасибо,
Татьяна Ларева. С уважением, ваш новый поклонник

представитель Министерства
экономического развития и
торговли РФ в Республике Бурятия

А. Мартыненко».

«Я восхищаюсь вашим творчеством. Ваши картины полны
жизненности, так приятно проникнуты буддийской философией. Необычный
дух передается зрителю. Спасибо. Творческих вам успехов!»

Аспирантка ИМБИТ

Т. Ширапова.

«Выставка восхитила. Понравилась манера и оформление. Художник
сумел отразить красоту, душу и традиции народа, живущего в Бурятии».

Директор калмыцкого института
гуманитарных исследований РАН,
кандидат политических наук

Н. Очирова.

— Татьяна, а что дальше, какие планы?

— Прошла презентация «Панорама искусств», а далее работа,
работа и работа…

После ремонта театра юного зрителя им. Вампилова, при
нем откроется молодежная галерея. Разработана комплексная программа
выставок, которая предполагает формирование экспозиции графических,
скульптурных произведений, а также декоративно-прикладного искусства
и аранжировок цветов. Проведение церемоний и обрядов для студентов и
учащихся позволит лучше понять чужую и свою собственную культуру.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры