Воплощенная мечта
Свой юбилей солистка филармонии, председатель иркутского
представительства Союза композиторов России Лидия Янковская
отметила в органном зале. В составе ансамбля «Барокко»
она исполняла сочинения великого Моцарта.
Лидию Валентиновну хорошо знают в нашем городе любители
музыки. Тихая, мечтательная, похожая на студентку музыкального
факультета педагогического университета, деканом которого
она является в последние годы, Янковская может показаться
человеком не от мира сего. Кажется, музыка постоянно
звучит в ней, исполняемая на любимом органе или записанная
нотными знаками в произведениях, которые она начала
сочинять с шести лет.
Семья была музыкальной — мама играла на рояле, дедушка,
в каком бы городе ни преподавал, обязательно организовывал
оркестр, а бабушка старалась сформировать музыкальный
вкус внучки. Она часто брала ее за руку и вела в филармонию,
на концерты, которые вел блистательный музыковед Владимир
Сухиненко. Не одной Лидочке, многим поколениям иркутян
привил он любовь к классической музыке, научил понимать
ее, чувствовать гармоническое слияние звуков.
Сначала были частные уроки, с пятого класса музыкальная
школа и поступление на фортепианное отделение музыкального
училища. Многие педагоги заметили композиторские способности
студентки. Ирина Владимировна Савинцева посоветовала
перейти на теоретический факультет, позволяющий более
подробно заниматься композицией. На четвертом курсе
Лидочку познакомили с иркутским композитором Вячеславом
Павловым, который, увидев белокурую девчушку, с ворохом
сочинений, воскликнул: «Откуда вы, прелестное дитя?»
Он убежденно сказал, что ей обязательно надо продолжить
образование в Москве: «Только поезжайте пораньше. Педагоги
должны быть готовы к тому, что поступает юное дарование
из Сибири».
В консерватории Янковскую встретили доброжелательно:
«Если напишете музыкальный диктант, обязательно поступите».
А дальше ситуация складывалась преинтереснейшим образом:
абитуриентов, поступающих на композиторское отделение,
собрали в большом зале. К ним вышел педагог, считавшийся
патриархом сольфеджио, Борис Константинович Алексеев,
и начал играть в бешеном темпе трехголосое сочинение,
используя одну педаль. Музыканты знают, что при таком
исполнении все звуки сливаются и различить их почти
невозможно. Алексеев играл, а претенденты на звание композиторов
один за другим, со слезами на глазах покидали зал. Лида
поняла, что диктант, действительно, трудный и начала
писать. Когда закончила, пошла в приемную комиссию и
спросила: «Стоит ли забирать документы?» — Ей ответили:
«Все-таки подождите результатов».
Прошел час томительного ожидания, наконец вышел декан
факультета и, извиняясь, сообщил, что Борис Константинович…
перепутал абитуриентов с дирижерами-симфонистами.
Проходным баллом будет считаться оценка два с плюсом.
У Янковской было три с плюсом, потом еще одиннадцать
сложнейших вступительных экзаменов, которые она сдала
и была зачислена в консерваторию.
Стала учиться сразу на двух факультетах — композиторском
и органного исполнения, по окончании получила два диплома.
На пятом курсе к ней подошел профессор Леонид Исакович
Ройзман и спросил: «Лидочка, как думаете, вы вернетесь
в Иркутск? Поступила заявка, в городе намереваются открыть
органный зал». «Конечно», — даже не успев по думать,
ответила Лидочка.
Когда в июне 1978 года она приехала в Иркутск, инструмент
был на подходе. Лида наблюдала, как его разгружают,
начинают монтировать полторы тысячи труб, украшать восхитительной
резьбой по дереву. Она следила за всем, восхищалась
и, наверное, мешала. В ноябре красавец-орган был установлен.
Открывал инструмент блистательный музыкант, руководитель
органной секции Олег Григорьевич Янченко. В этот день
вся площадь была наводнена людьми, каждому хотелось
взглянуть, услышать сибирское чудо. Более месяца играла
потом Янковская по три концерта в день, восхищаясь звуками
органа и восхищая ими слушателей. В Иркутск стремились
приехать лучшие органисты СССР и зарубежья, даже устанавливалась
негласная очередь, благо, в то время гастроли были делом
привычным.
В то же время открылись и органные абонементы для детей
и взрослых. Интерес к инструменту с годами не пропадал,
а настоящих знаний почти ни у кого не было, почерпнуть
их можно было только на лекциях-концертах, которые вдохновенно
вела Лидия Валентиновна. Здесь же, у органа, она познакомилась
с Володей, заканчивающим дирижерское отделение консерватории.
Родилась музыкальная семья, в которой оба — муж и жена
были несомненно талантливыми людьми.
Лидия Валентиновна родила двух ребятишек — мальчика и
девочку, не забывая о том, что она еще и композитор.
В детстве и юности она сочиняла циклы пьес, сонаты,
в консерватории этап рождения музыки для нее начался
заново. Заслуженный деятель искусств, профессор Николай
Николаевич Седельников увлек ее русской тематикой, поэтому
одно из первых произведений было написано по древнерусским
летописям. В начале учебного года студенты собирались
в концертном зале консерватории, на сцену которой выходили
Ойстрах и Коган, Оборин и Хачатурян. Лида трепетала,
понимая, что должна сделать все и даже больше.
В Москве были исполнены все сочинения Янковской; в Иркутске
посложнее — меньше музыкантов, заинтересованных в
работе молодого композитора. Лидию Валентиновну постоянно
поддерживал заслуженный артист Лев Ашотович Касабов,
исполнявший ее произведения для камерного оркестра и
органа: «Рождение Байкала», «Притчу о свете», посвященную
1000-летию крещения Руси. Ансамбль «Барокко» взял в
свой репертуар сочинение «Сибирское барокко», состоящее
из нескольких частей. Сотрудничают с Янковской заслуженный
артист Николай Прошин и солистка Надежда Васильева.
Лидия Валентиновна — автор оперы «Затмение», написанной
по книге «Житие Протопопа Аввакума», которая неоднократно
исполнялась иркутскими музыкантами фрагментарно, но еще
ни разу не звучала полностью. Эту оперу Янковская считает
своей болью, но и радостью, как рождение на свет дитя.
Она полагает, что придет время, и «Затмение» будет поставлено
в музыкальном театре или в концертном исполнении в филармонии.
Оно обязательно прозвучит, наполненное мощной энергией
мятежного Аввакума, имя которого осталось в веках.
У Лидии Валетиновны много творческих планов. Ей хотелось
бы наполнить музыкой любимый Иркутск, сделать его по-настоящему
духовным городом. В своих устремлениях она не одинока.
Как известно, одно желание прирастает другим, талант
притягивает другие таланты. Так воплощаются идеи, становящиеся
общими. Так появляется множество людей, открытых для
восприятия настоящего искусства.