Как живешь, Братский университет?
В вузах Приангарья в самом разгаре приемная кампания. Как она
проходит в самом северном нашем университете — Братском
государственном техническом, каковы его планы на ближайший
учебный год и на более далекую перспективу, мы попросили
рассказать ректора БрГТУ заслуженного деятеля науки и техники,
академика Международной академии высшей школы и Академии
естественных наук России, профессора, доктора технических наук
Олега Петровича Мартыненко.
Олег Петрович, есть ли какие-то существенные отличия
нынешней приемной кампании в Братском университете от
кампаний предыдущих лет? Стали ли другими абитуриенты?
В Братский государственный технический университет и в
прежние годы, и сейчас обычно приходят ребята, имеющие
глубокую мотивацию к обучению именно у нас. Наши абитуриенты
— это выпускники школ практически из всех северных территорий
области, а также наши соседи из Республики Бурятия, Республики
Саха и Красноярского края. Благодаря хорошо поставленной
профориентационной работе наших ведущих кафедр, ребята еще
задолго до выпускных экзаменов знают, на какой факультет они
будут поступать, какую специальность выберут. А выбрать есть из
чего. В нашем университете представлен широчайший спектр
специальностей: и инженерных, и гуманитарных, и
естественнонаучных, и экономических. В последние годы
абитуриенты проявляют наибольший интерес к специальностям,
связанным с лесным комплексом. Это неудивительно, ведь БрГТУ
— единственный вуз в области, где десятилетиями складывались
научные и педагогические лесопромышленные школы. Традиционно
высок интерес абитуриентов к специальностям гуманитарным —
истории, психологии, педагогике, а также к специальностям,
связанным с информатикой и экономикой. Могу заверить наших
будущих студентов: в БрГТУ они получат прочные и глубокие
знания, а с дипломом нашего университета они окажутся вполне
конкурентоспособными на рынке труда.
Олег Петрович, в региональных СМИ сообщалось, что Братский
государственный технический университет в прошедшем учебном
году был отмечен сразу двумя международными наградами.
Случайность ли это?
Вряд ли это случайность. Репутация нашего университета
завоевывалась годами деятельностью наших ученых, педагогов,
всего коллектива. Организация учебного процесса в БрГТУ
соответствует самым высоким международным стандартам. Мы
были первым вузом региона, где стала строиться многоуровневая
система обучения: бакалавриат, магистратура, аспирантура,
докторантура. При ее построении мы очень тесно сотрудничали с
ведущими российскими и зарубежными вузами — МГУ им.
Ломоносова, МПГУ, Висконсинским университетом из США,
вузами Израиля, Дании, Норвегии. В рамках договоров, которые
наш университет заключил с вузами-партнерами, происходит
постоянный обмен опытом, выполняются совместные научные
исследования, наши преподаватели повышают свою квалификацию,
готовятся кадры высшей квалификации. Все это в комплексе и
позволяет поддерживать у нас в университете очень высокую
планку требовательности как в учебной работе, так и в научных
исследованиях.
Как Вы видите будущее Братского университета? Существует
ли в БрГТУ стратегия развития?
Конечно, опираясь на мощный научный потенциал университета,
мы детально проработали программу развития БрГТУ как на
средне-, так и на дальнесрочную перспективу. Стратегическое
направление нашего движения вперед — создание в регионе
университетского комплекса открытого образования.
Часто, когда идет речь об открытом образовании, этот термин
понимают упрощенно, слишком узко. Открытое образование — это
образование многоуровневое, оно должно охватывать все этапы — от
средней школы до становления высококлассного специалиста,
причем, не завершаться вручением диплома. Мы стремимся к тому,
чтобы наши выпускники находились в постоянном контакте с
университетом и возвращались к нам и за новыми знаниями, и за
помощью в решении научных, инженерных, экономических задач
производства. Ведь это улица с двусторонним движением — очень
часто локальная, на первый взгляд, инженерная или экономическая
проблема дает начало развитию глубокой научной теории. Такой
процесс является взаимообогащающим и для наших ученых, и,
говоря широко, для всей производственно-экономической
инфраструктуры региона.
Это главное в открытом образовании — интерактивность.
Интерактивность, понимаемая не только как методический или
технологический прием обучения, но интерактивность как система,
как стратегия.
Но и для развития собственно технологии открытого
образования, создания комплекса у нас сделано уже не мало,
контуры комплекса проступают все отчетливее. Уже создан
лесопромышленный образовательный модуль, охватывающий
среднее специальное образование, бакалавриат, подготовку
специалистов и аспирантуру, переподготовку и повышение
квалификации кадров по лесоинженерным специальностям.
Сейчас мы завершаем работу по созданию такого
же гуманитарно-педагогического блока. На очереди — планомерное
развитие систем открытого образования по всему спектру
направлений и специальностей университетского комплекса.
Самое серьезное внимание мы уделяем и новым технологиям
открытого образования: доступ к научным и учебным
информационным ресурсам университета по сети Интернет сейчас
имеет любой специалист, каждый студент или ученый, независимо
от того, где он проживает.
В университете мы очень серьезно относимся и к развитию
локальных информационных сетей, созданию электронных учебников,
баз данных, монографий. Это то, что обеспечивает технологию
интерактивности. А наполнять ее содержанием, созидать новую
науку и новые технологии — это задача всех нас, студентов,
аспирантов, профессорско-преподавательского состава, всего
коллектива университета.
Спасибо, Олег Петрович, за интересную беседу. Значит, те из
абитуриентов, кто выбрал сегодня БрГТУ, не прогадали?
Думаю, нет. Мы надеемся, что сегодня к нам в
университет пришло новое поколение будущей
интеллектуальной элиты нашего региона — ученых,
производственников, педагогов, экономистов. Желаю им
успешного старта!