Прерванный полет...
И как его продолжить в новых условиях Иркутский авиаремонтный завод N 403 (ИАРЗ) уже седьмой год не может обрести главного собственника. Акции в основном поделены между несколькими владельцами, которые долго не могли сконцентрировать свои усилия на развитии предприятия, эффективном использовании его производственного и кадрового потенциала. Избранный три года назад совет директоров сумел консолидировать акционеров, а сформированная им команда профессионалов предприняла ряд эффективных действий по подъему предприятия. В несколько раз были увеличены объемы ремонтных работ на самолетах АН-24, 26, 30, 32, ликвидирована задолженность по заработной плате, за счет внутренних резервов создано новое структурное подразделение -- авиакомпания "Ангара", открыта станция обслуживания самолетов в г. Шарджа (Объединенные Арабские Эмираты). Однако с осени 2001 года предприятие стали буквально "сотрясать" внеочередные собрания акционеров, судебные споры и процессы. И вновь дела здесь идут ни шатко ни валко: очень медленно наращиваются объемы выпуска самолетов АН-24 из ремонта, а финансовые показатели едва позволяют сводить концы с концами.
Одним из крупных акционеров ИАРЗ-403 является государство,
у которого 25,5 процента акций. Этот пакет ценных бумаг
и стал «яблоком раздора»: кому передаются в управление
государственные акции, тот и оказывается фактически,
хоть и временно, хозяином завода. В предыдущий период
госпакетом управляли специалисты из Министерства транспорта,
сейчас представители коммерческой структуры. В результате
за последние полгода сменилось три генеральных директора,
и нет улучшений в судьбе авиаремонтников.
Более того, появился еще один солидный акционер завода,
скупивший у работников свыше 10 процентов акций — это
родственный АРЗ N 412 в Ростове-на-Дону. Недавно его
генеральный директор, кандидат экономических наук Игорь
Воронов побывал в Иркутске, познакомился с некоторыми
работниками нашего завода, осмотрел цеха. Свой взгляд
на ситуацию он высказал в эксклюзивном интервью нашей
газете.
— Прежде всего, меня привел сюда коммерческий интерес,
так как имеем здесь долю собственности. Наша компания
сейчас крепко стоит на ногах, выпуская из ангаров 30-35
самолетов в год, в том числе, кроме АН-24 и АН-26 и их
модификаций, ремонтируем ТУ-134, АН-12, первыми в России
начали переделку грузовых самолетов АН-26 в пассажирские.
Ремонтируем двигатели к самолетам
АН-12, АН-24, 26, 32 и другие агрегаты. Заказчиками
выступают не только предприятия из европейских регионов
России, но и Тюмень, Саха (Якутия), а также авиаторы
Китая, Чехии, Кубы, Румынии и других стран дальнего
и ближнего зарубежья. Среди деловых партнеров — крупнейшие
авиакомпании РФ, Минобороны, МВД, МЧС. Администрация
Нижегородской области выбрала нас стратегическим партнером,
создав на паритетной основе совместную авиакомпанию
«Волга-Авиа».
Эти успехи достигнуты практически
за два года. До этого Ростовский завод был объявлен
банкротом, а меня назначили внешним управляющим. Коллектив
сумел вылезти из долговой ямы, рассчитавшись со всеми
кредиторами. Ныне финансовое состояние предприятия
стабильное, за прошлый год получена прибыль на основном
производстве 60 миллионов рублей, в нынешнем ожидается еще
больше. Эти доходы позволяют выплачивать
хорошую зарплату работникам, налоги и направлять деньги на модернизацию
завода.
Мне кажется, что ИАРЗ-403 переживает ситуацию, в какой
были мы несколько лет назад. Когда наша компания стала
акционером Иркутского завода, мы познакомились с материалами
последнего собрания и другими документами, возникло
много вопросов. Во-первых, по нашему мнению, внеочередное
собрание осенью прошлого года было проведено с нарушениями
действующего законодательства (суд в г. Екатеринбурге
по жалобе акционеров запретил его проводить, приставы
исполнили запрет, а потом собрание объявили состоявшимся.
Получается решения судов можно выполнять, а можно и
не выполнять).
Местное отделение РФФИ в нарушение соответствующего
постановления правительства Российской Федерации, под
которым стоит подпись В.В. Путина, проигнорировало мнение
федерального органа исполнительной власти — Министерства
транспорта — и передало государственный пакет акций
в управление частным лицам, представляющим коммерческую
структуру. В совете директоров ИАРЗ-403 нет
ни одного государственного служащего, а с ноября по
апрель не было и ни одного профессионального авиатора.
Хотя до этого в совете директоров работали специалисты
Министерства транспорта, в том числе один из наиболее
авторитетных профессионалов в российской авиации А.А.
Емцов.
Совершенно непонятно, почему годовое собрание акционеров,
состоявшееся в апреле этого года, не приняло отчет о
прибылях и убытках, изменения в устав предприятия, аудиторская
проверка не смогла сделать конкретные выводы и оценки
по реальному положению дел на предприятии. Почему, наконец,
третий месяц не собирается совет директоров, хотя по
законодательству он должен собираться ежемесячно. Все
это меня, как акционера, очень тревожит. Как результат,
иркутяне-авиаремонтники почти четыре месяца работали в
этом году без сертификата соответствия.
Мы считаем, что госпакет акций 403 завода должен быть
возвращен его законному владельцу — государству, которое
должно распорядиться им как сочтет нужным: либо продаст
на аукционе, либо передаст в управление профессионалам.
Мы не говорим: отдайте пакет в доверительное управление
нам или каким-либо дружественным акционерам, мы говорим:
верните государственное государству!
Завод в Ростове-на-Дону готов вложить инвестиции в ИАРЗ,
дать новые технологии и другие ресурсы, но мы должны
быть уверены в эффективном, профессиональном управлении,
видеть перспективу завода. Думаю, здесь можно освоить
ремонт двигателей к АН-24 и АН-26 и других узлов, ремонт
вертолетов, а может быть, и другой, более сложной и современной
авиатехники. Под боком у завода широкий рынок самолетов
АН-24, летавших в Китае, Индии, Монголии, Корее. К сожалению,
на данный момент он не выдерживает конкуренции с другими,
более сильными, предприятиями, в частности с заводом
N 410 на Украине, а потому требует инвестиций, внедрения передовых
технологий и нуждается в профессиональных современных менеджерах.
Всем этим располагает АРЗ в Ростове-на-Дону, намеревающийся
предложить создание единой мощной Иркутско-Ростовской
авиаремонтной корпорации (ИРАСКО) с сохранением самостоятельности
обеих предприятий, которая с учетом инвестиций, привлекаемых
АЗР-412, смогла бы стать самым крупным и современным
на постсоветском пространстве авиаремонтным холдингом
для воздушных судов данного класса.