Поэт красоты и простора
!I1!
Художник Евтей Симонов в июне встретил семьдесят пятое
лето своей жизни. Юбилей отметил выставкой, открывшейся
в художественном музее имени Сукачева, на открытие которой
пришли почитатели его таланта, товарищи по ремеслу.
Слова, прозвучавшие в адрес юбиляра, были искренними,
чествовали замечательного художника, большой души человека,
связавшего свою творческую судьбу с Сибирью, природой
Байкала.
Евтей Симонов всей сутью, творческим вдохновением —
реалист, отражающий предмет изображения таким, каким
выглядит он в хмурый полдень или озаренный лучами заходящего
солнца. Пленер художник специально не выбирает, останавливая
взгляд на живописных бухточках, крошечных деревеньках,
состоящих всего из нескольких сереньких, будто вросших
корнями в землю, домишек и живности, бродящей окрест.
Его быстрые чайки часто летят против ветра, демонстрируя
силу, которая может быть только у байкальских птиц.
Герои портретов — чабаны и рыбаки, чья жизнь связана
с суровой стихией природы. Симонова можно смело назвать
поэтом Байкала, его красоты, застывшей в живописных
формах.
Что в слове, что за словами? Председатель отделения
Союза художников Александр Муравьев упомянул, что Евтей Семенович
тридцать лет возглавлял художественный совет творческого Союза.
Это значит, он давал оценку работам своих товарищей:
хорошо, если лестную, а если видел недостатки? Говорил
о них открыто, невзирая на лица — авторитеты или общественный
статус. Симонову верили, зная его острый художнический
глаз и человеческую порядочность.
Ни в каких тусовках, как модно сегодня говорить, он
не участвовал, был сам по себе и в то же время не пропускал
посиделок художников, на которых был душой компании.
О его чувстве юмора знали все и с особым нетерпением
ждали анекдотов или фантастически смешных историй,
которые в его рассказах становились «чистой правдой».
!I2!
Искусству художника он начал учиться в Иркутском художественном
училище в двадцать лет, в возрасте, когда за плечами
было уже железнодорожное училище и работа в паровозном
депо. Молодой человек в 1947 году послушался зова сердца,
понял свое предназначение в жизни. Учился у воспитанника
московского института Дмитрия Михайловича Баркалова,
передавшего своим ученикам творческую эстафету «Союза
русских художников» с его «особенным вниманием к материально
полновесной форме и эмоциональному озвучанию «пленерной»
палитры».
Эмоциональность картин Евтея Семеновича не доминирует,
она не выплескивается на полотна буйством красок, следуя
тонам, полутонам и оттенкам, увиденным художником в
реальных цветах природы. Всматриваясь в его работы,
можно увидеть мир природы, величие ее по-сибирски суровой
красоты. Симонов поэтизирует мерность водной глади,
чуть покрывшейся белой рябью, облака, взгромоздившиеся
на вершины гор с их оранжево-желтыми отрогами, и лошадей,
которые переходя из одной картины в другую, олицетворяют
бескрайность и вольность. Их бег соизмерим с бегом времени,
неумолимо меняющим окружающую среду и привычные образы.
Среди иркутских живописцев у Евтея Симонова свой тон
звучания, неповторимая самобытность, отличающая его
от сокурсников Анатолия Костовского, Александра Рубцова,
многих других, исповедующих в творчестве реализм. Отличительность
его работ была очевидна на городских, областных, республиканских
и всесоюзных выставках, участником которых он был. Неповторимой
стала и его персональная юбилейная выставка, с которой
могут сегодня познакомиться иркутяне.