Виталий Шуба о бюджетных приоритетах
Лето - пора подведения итогов парламентского года. Депутаты уходят на каникулы и, как правило, проводят их, активно общаясь с избирателями. На этот раз действительно есть чем похвастать. За время весенней сессии Госдума рассмотрела более 70 законопроектов, подписанных президентом. Прежде всего, это законы, направленные на укрепление государственности, закон о гражданстве, пакет законопроектов, направленных на реформирование пенсионной, судебной и налоговой систем. Изменен и дополнен Бюджетный кодекс.
Депутат Государственной Думы РФ от Иркутской области Виталий
Шуба оценил работу сессии сезона «весна-2002» по трем
критериям: количество принятых законодательных актов — хорошо,
качество — четыре с минусом, их воплощение в жизнь — тройка с
натяжкой. По поводу последней оценки можно сказать лишь, что у
депутатов есть смягчающее обстоятельство. Ответственность за
реализацию законов они несут в гораздо меньшей степени, чем
правоприменители.
— Виталий Борисович, осенью нас ждет принятие закона о бюджете.
Как продвигается его подготовка, определены ли основные
параметры и приоритеты расходной части?
— На сегодня обсуждены основные параметры бюджета, объем
валового внутреннего продукта, предполагаемый процент
инфляции, доходы и расходы на следующий год. Пока это
совершенно сырые цифры. В соответствии с Бюджетным кодексом,
правительство обязано до 26 августа внести в Государственную
Думу проект закона. Значит, во второй половине июля должно
состояться заседание правительства, посвященное
обсуждению проекта закона. Я планирую быть на нем и уже потом
более подробно рассказать о приоритетах в области расходов.
Считаю, что мы обязаны принять как минимум бездефицитный
бюджет, а возможно, и с профицитом. У нас имеются серьезные
риски по возврату внешних долгов, это первое. И второе, мы
должны заложить риски, связанные с конъюнктурой мировых цен
на энергоносители. Вместе с тем, я согласен с президентом,
который упрекнул правительство за отсутствие «амбициозных
планов». Темпы роста, которые предполагаются правительством и
соответственно закладываются в бюджет, на мой взгляд,
недостаточные и их необходимо увеличивать. Чем это вызвано?
Если рассматривать реальный подушевой доход в России
(показатель, заложенный в бюджет), он составляет 87% от того,
который мы имели до дефолта. Все положительные последствия
девальвации рубля мы уже исчерпали. Значит, нужно быстро
восстанавливаться и развивать экономику более серьезными
темпами. Для этого есть все, и правовая и юридическая база.
Приняты основополагающие налоговые законы.
— Как известно, работа депутата Госдумы не ограничивается чистой
законотворческой деятельностью. Важной составной частью
является лоббирование интересов территорий, в нашем случае —
Иркутской области…
— За последние два месяца у меня состоялись две важные для нашей
области встречи с министром Германом Грефом и вице-премьером,
министром финансов Алексеем Кудриным. Тематика обеих бесед
была примерно одинаковой — исполнение обязательств
правительства в части финансирования строительства социально-
важных объектов на территории области и инвестиции, которые
будут направлены в Приангарье в следующем году. Кроме того, мы
обсуждали на сегодня уже решенный вопрос по выплатам
отпускных работникам бюджетной сферы.
Администрация области подала заявку на выделение из
федерального бюджета 2003 года 7,6 млрд. рублей. Могу сказать,
что это абсолютно невыполнимо, особенно если учесть, что на все
российские регионы планируется выделить 24 миллиарда рублей.
Вместе с тем, мы договорились о том, что строительство объектов,
которые уже строятся за счет федеральных средств, необходимо
продолжить.
Важная встреча состоялась в первых числах июля с генпрокурором
Владимиром Устиновым по ситуации на Братском и Усть-Илимском
лесопромышленных комплексах. Ко мне поступили обращения
руководства и работников УИЛПК и БЛПК, под которым
подписалось семь тысяч человек. Кроме того, я получил обращения
мэров и Дум обоих районов, обращение иркутского
законодательного собрания. Уже в Иркутске у меня состоялся
телефонный разговор с заместителем генерального прокурора,
который получил поручение рассмотреть все факты, излагаемые в
обращении. Его позиция однозначна — если нарушения закона есть,
то они должны быть устранены. Через несколько дней должен
состояться повторный разговор, и тогда станет ясно, какие
конкретные шаги предпримет генпрокуратура. Ситуация
действительно очень серьезная. На предприятиях идет передел
собственности, который затрагивает интересы не только трудовых
коллективов, но и жителей области в целом. Пока давайте не
будем поддаваться слухам, а доверимся Генеральной прокуратуре.
— Перед Иркутской областью, да и перед другими регионами стоит
серьезная проблема — выплата повышенной зарплаты бюджетникам.
Сейчас лето, педагоги ушли в отпуск, и проблема частично потеряла
свою остроту. Но это временная передышка, но никак не решение
проблемы. Будет ли в следующем году продолжена практика
выделения ссуд из федерального центра на эти цели?
— В последнее время мы плодотворно работаем с главным
финансовым управлением. Я считаю, что мы профессионально
решаем возникающие вопросы с администрацией области. На мой
взгляд, существует несколько путей решения проблемы. Во-первых,
остаются 3 миллиарда резервных средств, которые будут
распределены на третий квартал. Второе: нужно ликвидировать
кассовый разрыв в получении бюджетных ссуд. Иркутская область
получила 360 миллионов бюджетных ссуд. Это довольно серьезная
финансовая подпитка.
И следующий вариант, который собственно уже реализован мною в
законе о федеральном бюджете. Регионам будут безвозмездно
предоставлены почти 9 миллиардов рублей на выплату заработной
платы. Иркутская область из этих средств может получить порядка
300 миллионов рублей. Сделана пролонгация уже предоставленных
ссуд. Я настаиваю на том, что возвращение полученных ссуд
нужно пролонгировать на 2003 год, а еще лучше объявить
безвозмездной помощью федерального бюджета.
— В последнее время много критики звучит в адрес системы
межбюджетных отношений субъектов и центра. Будут ли они как-то
меняться в ближайшее время?
— Взаимоотношения федерального центра и регионов — серьезная
проблема. Мы планируем решать ее в том числе и через внесение
дополнений в бюджетный кодекс. Если говорить о методике
распределения фондов финансовой поддержки, то эта сумма
средств незначительна. Вопрос, как поделить доходные и
расходные полномочия. Какие обязанности есть перед
региональной властью и как они покрываются доходами — вот в чем
проблема. У Иркутской области существуют и свои особенности.
На территории области работают вертикально-интегрированные
компании, и в расчетах Министерство финансов при распределении
доходов исходит из того, что добавочная стоимость создается у нас.
Да, создается у нас, но расходуется где-то в другом месте. Вот в
этом смысле нужно внести коррективы. Без сомнения, баталии
вокруг распределения налогов развернутся серьезные.